Театральные представления с элементами цирка. Элементы циркового шоу в театральной постановке. Элементы циркового шоу в театре.
Цирковое и театральное искусства исторически восходят к форме обрядовых зрелищ и тесно связаны с творчеством гистрионов и скоморохов. Несмотря на близкое родство, пути цирка и театра разошлись, и они постепенно стали развиваться как два самостоятельных направления. Европейское зрелищное искусство XIX века разделилось на произведения высокого искусства и балаганного, или низового, к которому относились и цирковые выступления. Но в странах Азии единство двух направлений сохранилось и до сегодняшнего дня: элементы площадного театра, эквилибристики, клоунады и боевых искусств всегда были неотъемлемой частью театрального представления.
Появление профессиональных театральных постановок с элементами циркового искусства приходится на начало XX века. Однако, творчество фарсовых и комических актеров площадного театра и явления русского балаганного театра, близкие по своей природе к искусству цирка, были характерны для театра еще в XVIII веке. Большую роль в развитии театрально-циркового искусства сыграло творчество мима Батиста Дебюро, прославившийся благодаря образу Пьеро в пантомиме «Арлекин-лекарь» в 1819 году. Актер наполнил пантомиму большим содержанием и преобразил внешний облик персонажа, получивший в дальнейшем всемирную известность. Искусство мимов оказывало большое влияние и на цирк, и на театр в начале XX века. Традиция драматического театра тесно связана с явлениями пантомимы, уделяющей внимание пластике и эмоции артиста.
В России одним из первых, кто повернул театральное искусство по направлению к цирку, был режиссер Всеволод Мейерхольд. Первые опыты создания драматических спектаклей с цирковыми элементами сопровождались заимствованием актерских приемов и умений из циркового искусства: клоунады, жонглирования, пантомимы и акробатики. Многие театральные деятели и писатели видели в соединении драматического и циркового искусств не только способ воздействия на зрителя, но и возможность развивать актерские навыки, экспериментировать с формами театральных постановок. «Мистерия-буфф» Мейерхольда была одним из первых спектаклей, при постановке которого использовались цирковые трюки и акробатические номера. Идея циркизации театрального искусства была продолжена Ю. П. Анненковым в постановке «Первого винокура» по мотивам одноименной пьесы Л. Н. Толстого. Драматическое действие в спектакле было раскрыто через элементы акробатического искусства и художественное оформление спектакля. Декорации представляли собой разноцветные пересекающиеся шесты и канаты, профессиональные трапеции для воздушных гимнастов, разнообразные платформы и цирковые аппараты. Цирковой язык позволял по-новому прочитать произведение, давал больше возможностей для сатирического и саркастического раскрытия образов и характеров персонажей, выражение абсурдности реальной жизни. Явления циркизации театрального искусства придавали постановке злободневность и эксцентричность. Развитие театрально-циркового направления в искусстве продолжалось поиском новых идей и режиссерских решений, литературная классика приобретала новые формы воплощения, а традиционный театр экспериментировал с особенностями циркового шоу.
Современный театр нередко обращается к цирковому искусству. Элементы клоунады, пантомимы, жонглирования, магии фокусов и иллюзии активно используются не только драматическим, но и музыкальным, и даже кукольным театром. Спектакли с элементами цирка – это постановки для детей и взрослых, удивляющие зрителей яркими и впечатляющими трюками и эффектами. В рамках второго Международного Большого Детского фестиваля лучшие столичные и региональные детские театры и театры кукол покажут спектакли для детей и юношества, раскрывающие безграничные возможности театрального и циркового искусств. Красочные, красивые и добрые спектакли открывают для детей от 3 до 16 лет волшебный, сказочный и необычный мир театра. А также впервые в Москве будет показано шоу всемирно известного итальянского клоуна Дэвида Ларибле. Одновременно смешное и трогательное театрально-цирковое представление артиста сумеет рассмешить и точно не оставит равнодушными как маленьких, так и взрослых зрителей.