12+
В процессе реализации

«Враг народа» 12+

Комплексный эко-просветительский проект вокруг спектакля для камерной сцены

Стоимость

от 1 500 000 рублей

Комплексный эко-просветительский проект вокруг спектакля для камерной сцены

Комплексный эко-просветительский проект: спектакль для камерной сцены, созданный творческой командой на основе местного материала по мотивам «Врага народа» Г. Ибсена; декорации и костюмы, созданные с помощью апсайклинга и ресайклинга; создание новых и продвижение существующих в театре и городе моделей экологически осознанного поведения.

«Враг народа» Генрика Ибсена – одна из первых пьес в мировой драматургии, поднимающая экологические проблемы. И в ней же Ибсен точно определяет главное противоречие: деньги, будь то прибыль отдельно взятого человека или доход целого города, с одной стороны и здоровье, благополучие людей с другой.

Доводя это противостояние до края, Ибсен показывает, что в итоге большие группы людей будут считать экоактивистов вредителями, создающими проблемы на пустом месте, радикалами, отнимающими у них кусок хлеба и возможность обеспечить своих детей. И человек, озабоченный общим благополучием в долгосрочной перспективе, рискует стать врагом народа. Наша цивилизация основана на технологиях, которые абсолютно не учитывают воздействия на окружающую среду. И подчас решение некоторых проблем создаёт новые, непредвиденные проблемы. Но это не значит, что борьба не имеет смысла – наоборот, важнее удвоить, утроить усилия в борьбе за наше будущее, ведь у нас нет запасной планеты.

Главными инструментами в нашей стране сегодня должны стать полная прозрачность в отношении существующих проблем и просветительская работа. Спектакль будет поставлен по пьесе, которую будет заново написана на основе «Врага народа» Генрика Ибсена, но на базе конкретных проблем в городе расположения театра. Материалом для этой пьесы послужат интервью с представителями различных точек зрения на проблему для создания взвешенного и нетенденциозного материала.

Кульминацией спектакля станет сцена собрания жителей города, на которой будет приниматься решение, похоронить проблему, признав главного героя врагом народа, или же приступить к действиям. Зрителям спектакля станут участниками собрания и примут участие в обсуждении; актёры будут обучены техникам модерирования дискуссии и разрешения конфликтных ситуаций. И зрители в итоге будут голосовать и принимать окончательное решение, каждый раз формируя новый финал. Таким образом, спектакль станет площадкой открытого и взвешенного обсуждения острой проблемы.

Пространство спектакля представляет собой несколько стен-трансформеров, которые, вращая и перемещаясь, будут открывать новые места действия. В них будут вмонтированы экраны, на которых будут транслироваться сводки новостей с места событий.

При создании декораций и костюмов спектакля будет применяться апсайклинг (вторичное использование вещей) и ресайклинг (переработка материалов из вторсырья). Таким образом можно будет сократить затраты на производство спектакля и, что не мене важно, привлечь к этому интерес, включив процесс создания спектакля частью самого экологического дискурса.

Сам спектакль должен стать центральным элементом целой программы: от различных перформансов и инсталляций в театре до начала спектакля, до лекций, дискуссий и круглых столов. К участию будут привлечены экологические организации, перерабатывающие производства, активисты, в зависимости от города реализации проекта и возможностей театра. Примерами активного участия зрителей в эко-повестке могут стать:
1. Сбор одежды и вторсырья в театре для создания костюмов и декораций спектакля. Пример: бренд Kulla (Израиль), мебель из опилок и пластиковых пакетов; бренд Plasticdoom, плащи из пакетов.
2. Изготовление и продажа брендированной продукции из переработанных материалов, часть выручки от которой будете перечисляться профильным благотворительным организациям. Пример: бренд Recycle object, сувениры из переработанного 3d пластика.
3. Установка в театре 3D-принтера для создания объектов из вторсырья, собранного у зрителей. Пример: WasteBoards, скейтборды из пластиковых крышек.
4. ЭКОобразование. Проведение лекций, акций в поддержку города.

Таким образом, командой проекта в театре создаётся уникальный продукт, состоящий из спектакля и большой программы активностей вокруг спектакля, отвечающий актуальным проблемам конкретного города и предлагающий конкретные реальные варианты их решения. Он станет локомотивом поступательного развития экологической повестки: от эко-просвещения до получения реальных результатов.

Над постановкой работали

Павел Пронин режиссёр, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца)
Контакты
За шесть лет учебы выпустил почти 20 (3 из них на третьем курсе) спектаклей в России и ближнем Зарубежье, среди которых: «Зойкина квартира» Булгакова в Минском Театре имени Горького (спектакль-участник фестиваля «Балтийские сезоны-2018»), «Пародист» в Тольяттинском Драматическом театре «Колесо» – первая в России постановка драматургии Евгения Водолазкина, «Тимур и его команда» в Екатеринбургском ТЮЗе (исполнитель одной из ролей Владислав Гетце на IV Всероссийском молодежном фестивале им. Валерия Золотухин в 2021 году отмечен призом «Надежда сцены»), эскиз спектакля «Мама, я – блогер!» по пьесе Александры Стрижевской в рамках проекта «Открытая репетиция» Московского театра на Таганке. Павла Пронина интересует театр, ищущий прежде всего контакт со зрителем: если творческой команде из актеров, режиссера и художника нечего сказать зрителю, то заниматься театром нет смысла.

Запись защиты проекта