V БДФ

меню

|

Стив Джобс – подросток, который перевернул мир

  • 10.08.2021

Анастасия Варлагина , 10.08.2021 , А4 Новости

А4 Новости, Анастасия Варлагина

«Сочинение про Джобса» – спектакль-биография «яблочного миллиардера», революционера в черной водолазке, Стивена Пола Джобса, подарившего нам компанию «Apple». Театральный проект 27 не спешил подготавливать для подростков очередное «Горе от ума» или «Алые паруса» (как они признаются в своей анкете на сайте театрального фестиваля «Эхо БДФ»), в стенах Севастопольского театра юного зрителя жизнь одного из самых богатых людей в мире для нас уместилась в 2 часа увлекательной игры.

Фото: © А4 НОВОСТИ / К. Осепьянц

Для Америки начало 1970-х годов – буквально «разрядка» после длительного застоя. Временный «перерыв» в Холодной войне, экономический рост и, конечно же, новые горизонты. Декорации – уютный домашний интерьер, несколько деревянных ширм. Все так просто, но образ «американской мечты» уже перед глазами. Зритель не успевает опомниться, как в кресле – Джоан Шибле (Надежда Мошкина) родила первенца. Знакомьтесь, это – Стив Джобс. Ребенку, отданному на воспитание в приемную семью, предстоит долгий путь на самую вершину мировой индустрии информационных технологий. Наш Стив Джобс – Иван Пащин, режиссер спектакля по совместительству, которому труда не составило дерзко бросить пиджак в биологическую мать. В этом и раскрывается весь характер Джобса.

В спектакль зрителя окунают с головой. И жаждет продолжения он также, как глоток воды в жаркий день. Атмосферу задают культовые хиты того времени. Известные треки 1960-70-х годов раздаются на весь зал, поют о свободе, прогрессе и жизни, которая бурлит и не останавливается на минуту. «Сколько дорог должен я пройти, чтобы меня считали человеком?», – поет Боб Дилан в Blowin' in the Wind. Музыка – некий диалог со слушателем. Там, где слова не нужны, достаточно только правильно подобранного плейлиста. Этой задачей занялся Всеволод Ревенко.

Фото: © А4 НОВОСТИ / К. Осепьянц

При просмотре спектакля на ум приходит слово «стремительно». Актеры (а их всего пятеро) перевоплощаются из одного персонажа в другого. Достаточно сменить манеру речи, стиль одежды и поведение, чтобы воссоздать совершенно нового героя в мгновение. Ботаник Стив Возняк (Михаил Кулишкин), помешанный на электронике, перестает сутулиться и надевает белую рубашку – теперь он обычный работник в офисе Apple. Эти переходы – изюминка спектакля. Они задают темп повествования, и сделать передышку уже невозможно. Мы запутаемся, если захотим посчитать всех героев, которых представили в спектакле. Здесь все как в жизни – окружающая реальность переменчива, ничто не вечно, одни люди останутся, другие – нет.

Все эти персонажи пляшут вокруг одной неизменной фигуры – Стива Джобса, эксцентричного, местами наглого, но очень предприимчивого человека. В спектакле его характер показывают без прикрас. Умело манипулирует людьми, грубит сотрудникам и достигает своих целей. Но без него бы и не было всей этой истории.

Фото: © А4 НОВОСТИ / Ю. Высоцкая

После антракта мы встречаем все те же декорации, но уже в виде главного офиса Apple, где люди в «белых воротничках» совершают прорыв в цифровой индустрии. Герой здесь – уже не подросток, а влиятельный человек с первым миллионом в кармане, которого в 1985 году выгнали из своей же компании. Так родится гениальная мультипликационная студия Pixar (бывшая The Graphics Group), которую Джобс выкупил у Джорджа Лукаса в 1986.

Фото: © А4 НОВОСТИ / К. Осепьянц

«Ты – продолжение того, что ты делаешь», – сказал Сатоси Мицусима Стиву Джобсу и оказался совершенно прав. На смену накрахмаленным рубашкам и дорогим пиджакам приходит черная водолазка и потертые джинсы. Этот образ закрепился в сознании миллионов и теперь ассоциируется только с этим человеком.

«Путь и есть награда», – завершающая фраза спектакля. Зритель проделывает его вместе с актерской и режиссерской командой, ну и, конечно же, со Стивом Джобсом. Как сказал режиссер-постановщик Иван Пачин, эта история не о долларовом миллиардере, достигнувшего всего, чего может желать обычный человек, а о «подростке-придумщике», который просто воплощал все свои идеи в реальность. Стивен Пол Джобс до конца своей жизни оставался «художником своего дела». Так, может, нам стоит попытаться тоже сохранить в себе творца?

Фото: © А4 НОВОСТИ / К. Осепьянц

Материал на сайте издания

Материал на сайте издания