Анастасия Варлагина , 10.08.2021 , А4 Новости
Для Америки начало 1970-х годов – буквально «разрядка» после длительного застоя. Временный «перерыв» в Холодной войне, экономический рост и, конечно же, новые горизонты. Декорации – уютный домашний интерьер, несколько деревянных ширм. Все так просто, но образ «американской мечты» уже перед глазами. Зритель не успевает опомниться, как в кресле – Джоан Шибле (Надежда Мошкина) родила первенца. Знакомьтесь, это – Стив Джобс. Ребенку, отданному на воспитание в приемную семью, предстоит долгий путь на самую вершину мировой индустрии информационных технологий. Наш Стив Джобс – Иван Пащин, режиссер спектакля по совместительству, которому труда не составило дерзко бросить пиджак в биологическую мать. В этом и раскрывается весь характер Джобса.
В спектакль зрителя окунают с головой. И жаждет продолжения он также, как глоток воды в жаркий день. Атмосферу задают культовые хиты того времени. Известные треки 1960-70-х годов раздаются на весь зал, поют о свободе, прогрессе и жизни, которая бурлит и не останавливается на минуту. «Сколько дорог должен я пройти, чтобы меня считали человеком?», – поет Боб Дилан в Blowin' in the Wind. Музыка – некий диалог со слушателем. Там, где слова не нужны, достаточно только правильно подобранного плейлиста. Этой задачей занялся Всеволод Ревенко.
При просмотре спектакля на ум приходит слово «стремительно». Актеры (а их всего пятеро) перевоплощаются из одного персонажа в другого. Достаточно сменить манеру речи, стиль одежды и поведение, чтобы воссоздать совершенно нового героя в мгновение. Ботаник Стив Возняк (Михаил Кулишкин), помешанный на электронике, перестает сутулиться и надевает белую рубашку – теперь он обычный работник в офисе Apple. Эти переходы – изюминка спектакля. Они задают темп повествования, и сделать передышку уже невозможно. Мы запутаемся, если захотим посчитать всех героев, которых представили в спектакле. Здесь все как в жизни – окружающая реальность переменчива, ничто не вечно, одни люди останутся, другие – нет.
Все эти персонажи пляшут вокруг одной неизменной фигуры – Стива Джобса, эксцентричного, местами наглого, но очень предприимчивого человека. В спектакле его характер показывают без прикрас. Умело манипулирует людьми, грубит сотрудникам и достигает своих целей. Но без него бы и не было всей этой истории.
После антракта мы встречаем все те же декорации, но уже в виде главного офиса Apple, где люди в «белых воротничках» совершают прорыв в цифровой индустрии. Герой здесь – уже не подросток, а влиятельный человек с первым миллионом в кармане, которого в 1985 году выгнали из своей же компании. Так родится гениальная мультипликационная студия Pixar (бывшая The Graphics Group), которую Джобс выкупил у Джорджа Лукаса в 1986.
«Ты – продолжение того, что ты делаешь», – сказал Сатоси Мицусима Стиву Джобсу и оказался совершенно прав. На смену накрахмаленным рубашкам и дорогим пиджакам приходит черная водолазка и потертые джинсы. Этот образ закрепился в сознании миллионов и теперь ассоциируется только с этим человеком.
«Путь и есть награда», – завершающая фраза спектакля. Зритель проделывает его вместе с актерской и режиссерской командой, ну и, конечно же, со Стивом Джобсом. Как сказал режиссер-постановщик Иван Пачин, эта история не о долларовом миллиардере, достигнувшего всего, чего может желать обычный человек, а о «подростке-придумщике», который просто воплощал все свои идеи в реальность. Стивен Пол Джобс до конца своей жизни оставался «художником своего дела». Так, может, нам стоит попытаться тоже сохранить в себе творца?