V БДФ

меню

|

Сразу три военных оркестра звучали в «Маленьком принце» С. Безрукова

  • 15.08.2021

Мария Варлагина , 15.08.2021 , А4 Новости

А4 Новости, Мария Варлагина

В Севастополе отгремело «Эхо Большого Детского Фестиваля» – ярко, зрелищно, пронзительно. Зрителям были представлены лучшие спектакли для детей и подростков по версии Международного Большого Детского фестиваля. Мы продолжаем погружаться в самые яркие событийные моменты. Предлагаем вернуться к открытию и вспомнить, чем еще нас поразил день первый.

Открытием во всех смыслах стала музыкальная сказка Московского Губернского театра «Маленький принц». Впервые публика наблюдала, как на сцене сплетаются воедино талант актера (в главной роли – народный артист России Сергей Безруков) и неимоверное по воздействию на зрителя звучание оркестра, который совершенно на равных играл на сцене, что практически не встречается в других театрах. Музыка в исполнении Губернаторского оркестра Московской области Московского Губернского театра (оркестр входит в состав Московского Губернского театра Сергея Безрукова с 2013 года) – изысканное продолжение и дополнение авторского текста в этой постановке.

Фото: © А4 НОВОСТИ / М. Варлагина

Как сделать так, чтобы постановка «зазвучала» на новом месте с тем же эффектом? С какими коллективами нужно было «сработаться» в авральном режиме? Севастополь – город морской, город по-военному строгий. К авралам здесь не привыкать. Аврал – работа на судне, выполняемая всем экипажем. Удалось ли музыкальному «экипажу» выполнить свою работу, специально для «А4 НОВОСТИ» рассказал главный дирижер Губернаторского оркестра Московской области Сергей Пащенко сразу после выступления перед севастопольцами.

Сергей Пащенко прилетел в Севастополь с двумя солистами своего коллектива. Татьяна Вискунова (флейта) появится на сцене позже в образе Розы, а солист Максим Марков (пианино) будет «смягчать» звучание духовых инструментов на протяжении всего вечера.

М: Сергей, здравствуйте! То, что мы наблюдали сегодня на сцене – совершенно потрясающе. Если перефразировать слова Сергея Безрукова из спектакля, мы вместе с Маленьким принцем «слушали музыку звезд». И эту музыку творили Вы и оркестр. Скажите, пожалуйста, какие произведения сегодня звучали?

С: Сегодня звучали великие французские классики. У нас в репертуаре был К. Сен-Санс, К. Дебюсси и М. Равель: «Карнавал животных», «Павана на смерть инфанты», «Послеполуденный отдых Фавна».

Фото: © А4 НОВОСТИ / А. Емелькин

М: Мы знаем, что сегодня есть особенности по оркестровому составу. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

С: Сегодня зритель наблюдал работу сводного оркестра. Оркестр фактически состоял из трех военных оркестров. Основным был оркестр Севастопольского полка войск национальной гвардии России (начальник военного оркестра, военный дирижер – заслуженный артист города Севастополя, капитан Валентин Таев), также у нас присутствовали сегодня представители военного оркестра Центра обеспечения управления Черноморским флотом (военный дирижер – капитан 3 ранга Станислав Жиров) и оркестр Симферопольского полка войск национальной гвардии России (начальник военного оркестра, военный дирижер – старший лейтенант Николай Ищенко).

М: Скажите, есть ли особенности для Вас, как для главного дирижера работать с военными оркестрами, учитывая, что все-таки это – детская сказка и детский театр?

С: Специфика есть, конечно, здесь. Главное – добиться в репетиционном процессе, что это – филармоническая программа. И наша задача – исполнить ее ближе к традициям симфонического оркестра. Потому что все, говоря современным языком, «хиты», исполненные сегодня, это – больше репертуар симфонического оркестра. Для нас важно было (я имею в виду наш оркестр Московского Губернского театра) и в плане аранжировки, и в плане динамики, и во многих технических моментах пытались доказать, что духовой оркестр может своими красками звучать не хуже, а местами даже интереснее, чем симфонический. Также и здесь для коллег погружение в такой репертуар и работа в таком формате стали неким первым опытом. Когда не просто концертно какое-то произведение отыграно – поклон, произведение – поклон. Или это – аккомпанемент инструменталистам либо солистам-вокалистам. А именно когда на сцене – чтец, и идет эта передача –эмоциональная, голосовая от главного героя (от Сергея Витальевича Безрукова сегодня в качестве и Экзюпери, и Маленького принца, и перевоплощения во всех, как Вы поняли, представителей планет, и Лиса прекрасного). Именно поймать и музыкально это все обыграть, поддержать, являться музыкальным сопровождением всего спектакля, а не просто отдельным оркестром – наша задача. Получается, оркестр – актер второго плана.

texts_file3_1756_l.jpg

М: Совершенно верно! То, что мы наблюдали сегодня, для Севастополя – абсолютно новый, свежий формат. Конечно, мы всегда слышим музыкальное сопровождение в детском или взрослом театре, но мы никогда не видим на сцене оркестр. Назвать «Маленький принц» моноспектаклем действительно нельзя. Это – совершенно коллективное творчество, и очень сложно разделить лавры на самом деле. Скажите, пожалуйста, такую форму работы можно наблюдать только в этом спектакле, или в столичных театрах уже давно ведется такая практика?

С: Часто можно встретить, когда есть симфонический оркестр, и есть медийное лицо (не обязательно театрального формата). Это стало модным. И есть некое прочтение русской классики или даже зарубежной. Формат строится таким образом: прочитал – исполнили, прочитал – исполнили. Или в процессе чтения ведется музыкальное сопровождение. Здесь же мы являемся первопроходцами, потому что здесь нет разделения на чтеца и оркестр. Это все – единое, это все – совместное. Да, пока мы – уникальны! Позвольте быть нескромным в этой ситуации.

Фото: © А4 НОВОСТИ / А. Емелькин

М: Вопрос практического плана: Вам хватило репетиций? Хватило времени «сыграться» с военными оркестрами? Все ли задуманное успели сделать?

С: Мы прекрасно понимаем, что у военных оркестров есть свой внутренний график, и его никто не отменял. Да, конечно, начальники и дирижеры оркестров пошли нам навстречу. Максимально, что они могли пересмотреть в своем графике – отменить, перенести – они это сделали. У нас было 2 пятичасовые репетиции, саундчек на полтора часа и сам спектакль. Первый день ознакомления был тяжеловат. Как я уже объяснил, репертуар не настолько игран духовыми оркестрами, он больше симфонический. Для музыкантов проходило ознакомление. Во второй день мы, зная материал, уже начали создавать музыку. Как я всегда говорю и своим коллегам, которые уже объездили с этим спектаклем многие города Российской Федерации, а Московская область практически нас не отпускает с этим спектаклем: «Совершенству нет предела!» Конечно, все, что мы смогли сделать за два дня – это большая благодарность и низкий поклон музыкантам этих трех оркестров.

Севастопольская публика не осталась в долгу: потрясающие реакции на самые основные моменты, точки кульминации, бурные аплодисменты и овации в конце спектакля. Оркестр всегда чувствует зрительный зал, а дирижер – тем более. От начала выхода Сергея Пащенко в качестве А. де Сент-Экзюпери интро до появления Сергея Безрукова на сцене все было просто замечательно, признается главный дирижер, с которым три военных оркестра сыграли трогательную сказку для романтических сердец.

Фото: © А4 НОВОСТИ / А. Емелькин

Материал на сайте издания

Материал на сайте издания