V БДФ

меню

|

Космос встанет с нами рядом. БДФлаб в Севастополе

  • 19.10.2021

Анна Казарина , 19.10.2021 , Недоросль

В начале сентября в Московском Губернском театре стартовал IV Международный Большой Детский фестиваль, который в этот раз длится до середины ноября – практически всю осень. С каждым годом МБДФ расширяет свои границы – как тематические, так и географические, охватывая все больше областей, связанных с культурой детства. Так, в этот раз к фестивалю добавился книжный проект – БДФкнига, а в августе, до открытия основной части, в Севастополе прошла масштабная специальная программа «Эхо БДФ». В нее вошли сразу несколько проектов: показ спектаклей и фильмов-лауреатов прошлого фестиваля, питчинг для авторов с презентацией новых проектов для детей, образовательная программа для руководителей театров, а также первая для фестиваля лаборатория – БДФлаб.

ЭХО БДФ

В проекте «Эхо БДФ» особенно важно стремление создателей выйти за границы столиц и максимально представить театр для детей в регионах. Для этого во время прошлого, еще пандемийного фестиваля был создан БДФквест, охватывающий множество городов – в этот раз он, кажется, стал еще масштабнее. В тот же карантинный год все спектакли фестиваля проходили онлайн – интересно, что практика трансляций осталась и сейчас, несмотря на офлайн-показы в Губернском. Так что увидеть отобранные экспертами постановки могут зрители во всех городах страны. А еще одним офлайн-городом на карте БДФ станет Калининград – именно там в ноябре пройдет уже четвертый питчинг, принять участие в котором могут режиссеры, художники, актеры и продюсеры.

Благодаря же БДФлаб появилась возможность не только показать потенциал создателей в эскизах, а напрямую поспособствовать созданию новых спектаклей на местах. Первая лаборатория актуального театра для детей прошла на базе Севастопольского ТЮЗа, что не случайно – за последние годы СевТЮЗ стал одним из самых динамично развивающихся театров для детей, активно включенных в развитие направления и поиски нового. 

Руководителем лаборатории стал главный режиссер Санкт-Петербургского Большого театра кукол Руслан Кудашов, кураторами Наталья Сергеевская и Юлия Клейман. Темой проекта был выбран «Научпоп» – одно из самых занимательных и активно развивающихся направлений в литературе, в том числе и детской, практически не представленный еще в театре для детей. На основе конкурса были выбраны три команды, показавшие на базе СевТЮЗа эскизы спектаклей.

Вселенная на кухне


ЭХО БДФ в Севастополе

В основе работы режиссера Рины Гаевой и художницы Маши Хайбуллиной «Путешествие носка в Микромире» сразу несколько книг, самые известные из которых – «Микросупергерои» Ольги Посух издательства «Самокат» и «Загадка жизни и грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила» Яна Паула Схюттена издательства «Белая ворона».

Одна из особенностей работы – в ее изначальной бытовой узнаваемости. Обычный ребенок в обычной квартире – и вдруг привычное выворачивается наизнанку, в знакомых вещах находится новая неизведанная жизнь. Сознание мальчика, оставшегося в одиночестве дома, провоцирует появление воображаемого друга – с носком, потерявшим пару, герой разделяет свое томление: с ним можно совершать разные запрещенные родителями хулиганства и делиться открытиями огромного мира. В игре мальчик наделяет неживое жизнью – так, статичная декорация кухни вдруг оживает: холодильник, шкафы, стиральная машинка здесь не просто предметы быта, они становятся одушевленными персонажами и выстраивают отношения. По-настоящему живого вокруг тоже оказывается достаточно: проекция выводит постоянных соседей человека – незаметных глазу насекомых, существующих рядом. Оказывается, что ребенок совсем не один – вокруг него всегда происходит жизнь. 

Знакомство с пространством и его невидимыми обитателями происходит по нарастающей. Начавшись со встречи с организмами на знакомой кухне, постепенно разрастается до экосистемы ближайшего озера, куда приходит герой. Жители водоема устраивают атмосферный бал-маскарад, появляясь на сцене во впечатляющих костюмах. Это настоящий космос – разговоры здесь замирают, оставляя пространство для созерцания. В финальной интерактивной части актеры приглашают зрителей очутиться в этом загадочном мире – и пройти по лабиринтам эффектных сеток, созданных художницей Машей Хайбуллиной.

Сеноеды и клопы, молекулы и клетки, а еще метрическая система – авторы работы заявляют сразу несколько масштабных тем и демонстрируют в формате work-in-progress множество придумок всей команды эскиза. Здесь не только литературное и тематическое, но и визуальное многообразие – рассказать и показать хочется сразу все, использовав для этого различные приемы. Несмотря на игровую природу эскиза, слаженность ансамбля и актерский драйв (а какие хитовые песни придумал Семен Сковородин!), такой сад расходящихся тропок утяжеляет и расфокусирует работу, порождает страх в этом путешествии заблудиться и что-то упустить.

Твои личные звезды


ЭХО БДФ в Севастополе

В эскизе «Путь (Циолковский)» режиссер Дмитрий Огородников и художница Ульяна Глумова отталкивались от книги Александра Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам», насытив работу дневниками ученого и личными историями актеров. Частью их проекта стала лаборатория с местными детьми: они вместе мастерили из подручных средств космические аппараты и придумывали «научные открытия». Эти фантазии зачитывались в начале эскиза, и невозможно было понять – придумки это детей или новейшие разработки ученых. То, что любая безумная идея может оказаться прорывом – одна из основных тем работы, фантазия и страсть – двигатели прогресса, и каждый человек имеет право на мечту.

Мы попадаем на школьный урок, где главный герой эскиза, школьный учитель, рассказывает девочкам про Циолковского (тот преподавал в женском училище в Калуге). Этот скромный персонаж сам во многом повторяет судьбу ученого – непризнанный гений, фанатик. Актер Владимир Соловьев тонко и внимательно играет невыросшего, вдохновленного собственной идеей человека, у которого есть все шансы стать изгоем – и он боится этого. Интересным здесь становится вопрос актуальности подобного героя сегодня – сомневающегося, рефлексирующего, до конца не уверенного в правильности своего пути, не идущего к своей цели напролом. Когда Соловьев спускается со сцены и выходит читать дневники Циолковского, снимая с себя, как учительский пиджак, образ роли, мы видим сильного и смелого человека, готового ответить за каждое свое слово и мысль. 

Сам урок построен через детскую игру – теоретические законы тут же проверяются на практике. Принципы ускорения, работы электричества показываются с привлечением стульев, воздушных шаров и крафта, в ход идут и агрегаты, созданные на лаборатории детьми. Это очень доверительная и вдохновляющая идея, что в основе большой науки лежит детская игра с ее изобретательностью и азартом. Контрапунктом энергичных и забавных шалостей и полетов становятся зачитываемые перед сценой дневники Циолковского – предельно личные, тревожные, неудовлетворенные. А на особый градус интимности работают истории актеров – они читают их с листа, как письма-сочинения себе же из детства. И вдруг времена смыкаются, дистанция истончается, мы все так же продолжаем бежать по кругу (не случайно саундтреком спектакля стала песня «Time» Pink Floyd). Только кажется, что далекий космос так же близок и реален, как и нарисованный детьми на заднике. 

Послание в космос


ЭХО БДФ в Севастополе

В команду эскиза «История Связи» режиссер Анна Морозова позвала драматурга Евгения Ионова. Они вдвоем его и начинали, причем на улице: Аня кормила голубей семечками, а Женя выкладывал из них на асфальте слово SOS. Квест по помещениям Севастопольского ТЮЗа превратился в путешествие во времени с выходом в космос в финале. Основной здесь становится тема одиночества – почтовый голубь вместе с курьером отправляются на поиски детей старика, чтобы те наконец позвонили отцу. 

Авторы работы рассказывают историю связи – от почтовых голубей до интернета, и каждая локация представляет определенную эпоху развития технологий. Приоткрываются тайные комнаты не только временнЫе, но и пространственные, поскольку формат бродилки позволяет проникнуть в закрытые для обычных зрителей помещения театра, тем самым сужая дистанцию в настоящем. В этом эскизе отличный от предыдущих уровень работы с текстом – Ионов создает подробную структуру с живыми диалогами и множеством цепляющих внимание неожиданных деталей. Тут много дополнительных фактов, но они сообщаются походя, во время перемещений между локациями – оттого пропадает ощущение избыточности и, что особенно важно, какая-либо дидактичность. 

Никто никого не учит, персонажи делятся тем, что зацепило их самих – такая доверительная интонация позволяет детям включиться в процесс и подключиться к волне рассказчиков. Закрепление материала происходит за счет того, что можно все сразу увидеть, потрогать, попробовать самому: в каждой точке действия проходит мастер-класс – по семафорной азбуке, азбуке Морзе или работе телефонисток, что создает более глубокое включение. Предмет рассказа перестает быть абстрактной вещью в себе – дети не просто узнают про сургуч, но и сами лепят его на конверты.

В финале зрители оказываются на сцене театра – в квартире старика. Она уставлена реальными предметами быта: советская лампа, тумбочка, проигрыватель – все это точно срабатывает на щемящее узнавание (художница эскиза Анна Полякова). По ходу путешествия героев обнаруживается парадокс – развитие средств связи не дарит людям больше свободного времени, не влияет на сближение и коммуникацию между ними. Из своей комнаты одинокий старик, имеющий пятерых детей, раз за разом отправляет послания в космос – на земле связь уже ни с кем не получается установить.

По итогам лаборатории было принято решение довести до репертуарного спектакля эскиз «Путь (Циолковский)». Хочется верить, что и другие работы смогут найти возможность реализоваться, в том числе благодаря БДФ. Так, например, Анна Морозова представит «История связи» на ноябрьском питчинге в Санкт-Петербурге.


Материал на сайте издания