Ледовый театр. Что это за формат? Как он связан с театральным искусством? История возникновения этого формата
Впервые о понятии театра на льду стало известно во всем мире в 1860 году, после показательного номера Джексона Хайнеса в Вене. В своей программе фигурист соединил профессиональные элементы фигурного катания с оригинальной хореографией, тематическим костюмом и музыкой, передающей характер выступления. Вплоть до середины XX века театр на льду редко упоминался и не был популярным направлением в фигурном катании. Легендарное шоу фигуристки Сони Хени в 1928 году стало одним из первых ледовых театральных представлений. Ровно через 10 лет в США появились первые спектакли Ice Folies, позднее – Ice Capades и Holiday Ice, которые сегодня известны как Holiday on Ice. Один из первых профессиональных театров на льду был основан в 1984 году в Нью-Йорке Мойрой Норт, в начале истории которого стояли бельгийский хореограф современного танца Марк Богертс, тренер по фигурному катанью Сисиль Морроу и художница Марджори Коунс.
В формате цирковых шоу ледовые преставления появились в России в 60-х годах XX века. Совмещая творческий и профессиональный опыт, вдохновленный искусством театра, кино, цирка и балета, А. Арнольд соединил в одном представлении элементы циркового искусства, актерского мастерства и фигурного катания и в 1962 году стал основателем первого Московского цирка на льду. Это была новая веха в истории циркового и ледового искусства.
Выдающимся хореографом Константином Боярским в 1967 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный балет на льду, основанный на традициях русской школы классического балета и на лучших литературных произведениях русской и зарубежной классики. Впервые в мире настоящие балетные декорации и костюмы были представлены на ледовой площадке, установленной на театральной сцене. Большая заслуга в развитии театрального искусства на льду принадлежит фигуристу Игорю Бобрину, основавшего в 1986 году московский театр ледовых миниатюр, превративший фигурное катание в театральный спектакль на льду, восхищающее зрителей любого возраста.
В течение десятилетий развивается искусство ледового театра, находит новые формы воплощения, экспериментирует с различными жанрами зрелищного искусства. Фигурное катание приобрело характер масштабного, яркого, театрализованного направления в искусстве. Еще более 30 лет назад появились первые ледовые театры для детской аудитории, открывающие для детей и юношества мир театрального искусства. Премьерными спектаклями «Пусть всегда будет солнце», «Широка страна моя родная», «Время вперед», «Айболит» и «Щелкунчик» открылся первый сезон детского образцового театра на льду «Алеко». Профессиональный ледовый театр для детей и подростков от 4 до 17 лет осваивают не только искусство фигурного катания, но и обучаются всевозможным цирковым трюкам, театральному и эстрадному искусству.
Большинство современных ледовых представлений проходят в формате мюзикла и музыкальных шоу для взрослых и детей. Музыкальные представления – один из ярких и завораживающих форматов театрального искусства, интересных и понятных для детской аудитории. Спектакли по мотивам детских сказок и мультфильмов предназначены для детей от 0 лет и их родителей. Столичные и региональные ледовые площадки в России ежегодно становятся местом показа известных во всем мире ледовых шоу легендарных фигуристов. Среди них: шоу-сказки Евгения Плющенко «Щелкунчик», «Снежный король», мюзиклы Татьяны Навки «Аленький цветочек» и «Спящая красавица», а также ледовые шоу и сказки Ильи Авербуха «Алиса в стране чудес», «Волшебник страны ОЗ», «Щелкунчик и мышиный король», сказка «Морозко» и другие. Ледовые спектакли приводят в восторг масштабными номерами, эффектными декорациями, костюмами и художественным оформлением: всевозможными голограммами и анимацией. Детские представления на льду создают атмосферу настоящего волшебства и сказки. В рамках II Международного Большого Детского фестиваля также будет представлено ледовое шоу Ильи Авербуха и Татьяны Тарасовой «Щелкунчик».