Что такое детский театр? Когда появился первый театр для детей? Первые детские спектакли?
Что такое «театр» для детей? Это мир игры и превращений, оживших сказочных персонажей, вместе с которыми ребенок чувствует себя героем театрализованного представления. Детские спектакли отличаются несложным, но интересным сюжетом, красочными декорациями и яркими костюмами артистов, производящими впечатление на детей. Детский театр – это искусство, понятное и доступное для маленьких зрителей. Идея создания первых представлений для детей появилась лишь в XVIII веке, а профессиональные детские театры начали свою работу только в XX веке. Однако задолго до этого дети участвовали в театральных постановках и обучались русскими и зарубежными педагогами актерскому мастерству.
Профессиональных актеров на Руси не было, поэтому первыми актерами стали юноши, которых обучал театральному делу пастор немецкой слободы Иоганн Грегори. В труппе придворного театра служили иностранные артисты, а позднее и дети русских мещан и подьячих. В основе разыгрываемых пьес лежали библейские сюжеты, а сами представления длились более десяти часов. Параллельно с придворным появились театры при школах и академиях. Театральное искусство было частью образовательного процесса: постановка комедий, так называлось любое драматическое произведения, облегчало изучение и понимание латинского языка, на котором проводились церковные богослужения, и упрощало запоминание библейских сюжетов. Репертуар придворного и школьного театра не был предназначен для детской аудитории.
Впервые о создании драматических произведений, понятных и легких для детей, задумался ученый и преподаватель Андрей Тимофеевич Болотов. Узнав о том, что местная детвора увлекается разучиванием отрывков из пьес и стихотворений, Болотов организовал домашний театр. Театральное искусство было любимым занятием детей. Домашний театр с успехом дебютировал с пьесой М. М. Хераскова «Безбожник». Так как в XVIII веке не было подходящего материала для детских спектаклей, Болотов сам стал автором пьес для детских представлений. У театра был свой оркестр, а также «пастушечий балетец», организованный учителем-французом. Детский театр просуществовал недолго: с появлением нового управителя его было решено расформировать, так как считалось, что участие в спектаклях отвлекало детей от более важных занятий.
Первые государственные театры для детей стали новым этапом в развитии театрального искусства. В начале XX веке появились театры юного зрителя – профессиональные театры для детской, юношеской и подростковой аудитории. Создание первого государственного детского театра связано с именем драматической актрисы Натальи Сац. Благодаря ее усилиям в Москве был организован детский профессиональный театр. Первой постановкой на сцене нового театра для детей был спектакль «Жемчужина Адальмины» И. Новикова по сказке З. Топелиуса. Репертуар первого детского театра был рассчитан на широкую аудиторию от 6 до 12 лет, а своей задачей создатели театра считали заинтересовать и увлечь каждого зрителя. Первоначально в основе репертуаров лежали детские сказки, ставились мировые образцы классики для детей: «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Щелкунчик» Т. Гофмана, «Снежная королева» Г. Андерсена, сказки А. С. Пушкина, «Маугли» Р. Киплинга и др. Наталья Сац видела необходимым знакомство детей с новыми персонажами и сюжетами, выбирала для постановок неизвестные детям произведения. Вместе с ТЮЗами появляются и первые профессиональные детские театры кукол, а затем и театры теней.
Современное искусство уделяет большое внимание развитию детского театра в стране. Спектакли для детей представлены на лучших всероссийских и международных фестивалях. Направление детского театра находится в поиске новых идей и форм, новой детской и подростковой литературы. Разнообразие театральных жанров для детей позволяет даже самым маленьким знакомиться с миром искусства. Музыкальный театр открывает детям оперу и балет, театры юного зрителя готовят к сложным, «взрослым» драматическим постановкам, а интерактивные спектакли в бэби-театрах знакомят самых маленьких зрителей, малышей от 0 до 5 лет, с окружающим миром.