|
КУПИТЬ БИЛЕТ

БДФ Школа в Москве

Семинар “ШКОЛА И ТЕАТР В ЭПОХУ ТРАНСМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ” 28-29 октября 2024 года

Цель семинара – обсудить потенциал взаимодействия театра и школы, помочь учителя взглянуть на театральные процессы изнутри и обнаружить педагогические находки и эффективные подходы в обучении, чтобы литература перестала казаться подростка чем-то отвлеченным и сложным, а театр – скучным и непонятным.

Мы убеждены, что театр не должен быть всего лишь иллюстрацией к программе по литературе или воспитательному процессу. Учитель вместе с учеником может посредством театрального искусства искать ответы на важные для себя вопросы, познавать себя и творчески реализовываться. При этом нужно учитывать изменившуюся культуру потребления информации и способность современных подростков эффективно использовать цифровые ресурсы. Поэтому одним из направлений семинара становится использование возможностей цифровой эпохи, которая позволяет сделать школьников не только зрителями, но и активными участниками творческого процесса, вступить в диалог с художественным произведением и друг другом, почувствовать себя исследователями и открывателями новых смыслов.

В рамках семинара участники:

Программа
28 октября (понедельник)
Время
Мероприятие
10:00 - 11:00
Театр и школа: на пути к сложным образовательным результатам
Антон Ткаченко
11:00 - 12:30
Нет, я не Гамлет, я другой: жанровое разнообразие современного российского театра
Александрина Шаклеева
12:45 - 13:45
Цифровой квест вокруг театра: как трансмедийные истории могут изменить классную и внеклассную жизнь
Анна Новикова
14:45 - 16:15
Режиссерский разбор текста (Программа уточняется)
29 октября (вторник)
Время
Мероприятие
10:00 - 11:00
Театр в цифровую эпоху: как изучать пьесы в на уроках литературы?
Презентация цифровой платформы БДФ
11:00 - 12:15
Современный театр как филологический и методический ресурс: зачем и как учиться читать спектакль?
Антон Скулачев
Лаборатории проектирования уроков
Время
Мероприятие
12:30 - 14:00

Программа уточняется


Как читать язык театральных метафор
Евгения Абелюк


«Гроза»: читать или смотреть?
Михаил Арсланьян

15:00 - 16:30

Пространство театра - пространство смыслов
Александр Демахин


Обсуждение спектакля как территория открытий
Михаил Быков


Пишем театральную рецензию
Алексей Гончаренко

16:30 - 17:00
Рефлексия. Итоги

Спикеры

Антон Ткаченко

Куратор направления БДФ Школа

Кандидат педагогических наук. Заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение» (Москва). Учитель литературы, автор статей по методике обучения литературе. Руководитель школьной театральной студии, создатель спектаклей «Гудбай, Берлин!», «Два веронца», «Четыре с половиной секунды». Методист программы «Учитель для России».

Александрина Шаклеева

Театровед, театральный критик и куратор. Окончила актерское отделение факультета культуры и искусств Омского государственного университета, театроведческий факультет Российского государственного института сценических искусств, аспирантуру Гуманитарного университета (Екатеринбург). Прошла профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент сценических искусств» во Всероссийском театральном университете имени Бориса Щукина. Член Экспертного совета Российского Национального театрального Фестиваля и Премии «Золотая Маска» (2021/2022, 2022/2023). В разные годы была куратором фестивалей «Маска Плюс», «Территория. Kids», «Кто ты и откуда», Форума театров малых городов, образовательных программ фестивалей «Пермское море», «Театральная революция», резиденции «Архивация нас». Курировала проекты в Молодежном театральном центре «Космос» в Тюмени (2019–2023). Куратор ряда спектаклей, попадавших в номинации и лонг-листы «Золотой Маски», в список 100 лучших молодежных проектов на Russian creativity week. Ридер драматургического конкурса «Ремарка» в номинации «Пьесы для детей и подростков». Автор телеграм-канала «Мама, какая драма». Публиковалась в изданиях «Петербургский театральный журнал», «Летающий критик», «ТЕАТР.», «Недоросль», «Экран и сцена», «Страстной бульвар, 10», «Ревизор.ру» и др.

Аннотация к лекции:
Современный российский театр представлен таким многообразием жанров, что разобраться в них с первого раза не так-то просто. На лекции поговорим о молодых режиссерах, о том, что они сегодня предлагают зрителям как в театральном здании, так и за его пределами. Разберемся со страшными терминами «иммерсивный», «партиципаторный», «сайт-специфик» и попробуем понять, как смотреть и обсуждать такие спектакли.

Анна Новикова

Доктор культурологии, кандидат искусствоведения (театроведение). Профессор Института медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации (Москва). Соавтор книги «Педагогика трансмедийного творчества: школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры».

Аннотация к лекции:
Театр — это модель культуры. Оплот традиционализма, сохраняющий жестко регламентированные правила коммуникации зрителя со зрелищем, с одной стороны. И экспериментальная лаборатория, открытая всему новому (в том числе, новым медийным технологиям), с другой. Может ли театр научить этому школу? Нам кажется, что да. На встрече поговорим о том, как трансмедийные истории и цифровые инструменты помогают строить мосты между уроком, зрелищем и книгой, между взрослыми и юными, между прошлым и будущим.

Михаил Арсланьян

Учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Пятьдесят седьмая школа».

Аннотация к лекции:
Текст пьесы в пространстве школьного класса может появляться в разных вариантах: мы можем его читать, а можем смотреть. Во втором случае между нами и авторским текстом появляются посредники-интерпретаторы: режиссер, актер, сценограф и другие. Можем ли мы начинать разбор с обращения к чужой интерпретации текста или всегда должны двигаться от первоисточника к постановке? Существует ли вообще пьеса вне интерпретаций? В рамках лаборатории проектирования уроков мы обсудим эти вопросы и вместе придумаем, как работать с отдельными сценами пьесы «Ревизор» на уроке литературы.

Алексей Гончаренко

Театровед, кандидат искусствоведения, драматург. Главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Театральный обозреватель портала «Афиша Дети. Редактор портала о театре для детей «Недоросль». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».

26-27-28 октября 2024 года Тренинг для театральных педагогов “КАК ПОСТАВИТЬ СПЕКТАКЛЬ В ШКОЛЕ”

Программа включает в себя мастер-классы, тренинги для театральных педагогов, которые работают с детьми. Занятия помогут ответить на вопросы о том, нужен ли театр школе, как выбрать материал для постановки со школьниками, что такое структура и выразительные средства спектакля, каковы особенности работы над театральной постановкой с детьми-актерами.

Спикеры: Полина Стружкова, Антон Ткаченко, Алина Кушим

26 октября (суббота)
Время
Тема
Количество часов
Формат
10:00 - 10:40
Введение. Знакомство
40 минут
10:45 - 11.45
Зачем театр нужен школе? Театр и школьник.
60 минут
лекция
12:00 - 13:30
Как выбрать материал для постановки со школьниками?
90 минут
мастер-класс
13:30 - 14:30
Обед
14:30 - 15:10
Работа педагога с текстом
40 минут
мастер-класс
15:20 - 16:20
Театральный тренинг
60 минут
тренинг
16:30 - 17:00
Рефлексия
40 минут
Практическое занятие
27 октября (воскресенье)
Время
Тема
Количество часов
Формат
10:00 - 11:00
Театральный тренинг
11:00 - 12:00
Структура спектакля. Действие, конфликт, событийный ряд.
60 минут
Лекция + практическое занятие
12:00-12:15
кофе-брейк
12:15 -13:30
Выразительные средства спектакля: музыкальное оформление, сценография, световое решение, мизансцены
75 минут
Лекция + практическое занятие
13:30 - 14:30
Обед
14:30 - 16:45
Как создать спектакль в предлагаемых обстоятельствах?
105 минут
Коворкинг
16:45 - 17:15
Рефлексия
Практическое занятие
28 октября (понедельник)
Время
Тема
Количество часов
Формат
10:00 - 10:40
Тренинг
40 минут
Практическое занятие
10:45 - 11:45
Особенности работы над спектаклем с детьми актерами
60 минут
Лекция
12:00 - 13:00
Создание спектакля: педагогические аспекты
60 минут
Практическое занятие
13:15 - 14:00
Рефлексия. Вопросы
60 минут
Практическое занятие

Спикеры

Антон Ткаченко

Куратор направления БДФ Школа

Кандидат педагогических наук. Заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение» (Москва). Учитель литературы, автор статей по методике обучения литературе. Руководитель школьной театральной студии, создатель спектаклей «Гудбай, Берлин!», «Два веронца», «Четыре с половиной секунды». Методист программы «Учитель для России».

Полина Стружкова

Режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.). Автор курсов для детей и подростков в проектах дополнительного образования (курс для музея современного искусства «Гараж», тур для музея «ГЭС-2», курс по развитию социально-эмоционального интеллекта на базе театральных упражнений для благотворительного фонда «Шалаш»). Режиссер школьных спектаклей «Два веронца», «Герда», «Шекспир. Трагедии. Это про меня» и др.

Алина Кушим

Режиссер спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Пензы, Ярославля, Воронежа («Авиатор», «Театр», «Черная курица» и др). В школьной театральной студии «Золотое сечение» поставила более 15 спектаклей — «Мальчик у Христа на елке», «Гудбай, Берлин!», «Четыре с половиной секунды», «Друг мой, Колька!» и др. Разработчик и преподаватель курса выразительного чтения «Литература+театр» в частной школе «Золотое сечение». Снимается в кино. Награждена премией Олега Табакова за возвращение на сцену Московского Художественного театра имени А.П. Чехова театрального бестселлера XXI века — спектакля «Номер 13D».