БДФ Лаборатория Алтай
2025


БДФ Лаборатория — это специальный проект, направленный на обновление репертуара государственных театров. Его участники — молодые режиссеры — создают эскизы будущих спектаклей. В случае успешной работы, постановщики получат от театра приглашение на полноценную постановку.
Представить новое прочтение классических произведений для детей и подростков — такая задача стояла перед профессиональными командами, отобранными экспертами Большого Детского фестиваля для участия в лаборатории в Барнауле.
Онлайн-трансляцию и видеозаписи показов можно посмотреть в официальной группе Большого Детского фестиваля во «ВКонтакте».
Алтайский государственный театр кукол «Сказка»

Александра Ловянникова

Евгения Горская
Королевство кривых зеркал. Перезагрузка
По мотивам повести Виталия Губарева (инсценировка Петра Вяткина)
Жанр: Фантастическая антиутопия
Идея: Тимур Шарафутдинов, Мария Огнева
Что, если мир, который ты видишь в телефоне, — это не просто картинка, а реальность, созданная для тебя? Что, если, глядя в экран, ты сам становишься его отражением?
Королевство кривых зеркал превратилось в цифровое пространство, где смартфоны заменили старые зеркала, а правда искажается так же легко, как реальность, которую изменяют фильтры в соцсетях. Главная героиня истории, Оля, случайно попадает в это странное королевство, где ее встречает идеальное, но пугающее отражение — Яло. В Королевстве кривых зеркал всё красиво, удобно и идеально… но какой ценой? Настоящие эмоции заменили эмодзи, а что считать правдой, решает тот, у кого больше подписчиков.
Эскиз по мотивам книги «Королевство кривых зеркал» напомнит, что мир фильтров, искажающих реальность, легко победить: стоит отключить телефон, и этот мир исчезнет.
А вы готовы хотя бы ненадолго выключить кривые зеркала своих экранов?
Александра Ловянникова, режиссер
Режиссер драматического, музыкального театра и театра кукол. Автор спектаклей (более 30 постановок) в Национальном драматическом театре России (Александринском театре), Драматическом театре «На Литейном», Пермском государственном академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского, Псковском академическом театре им. А. С. Пушкина, Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Н. И. Сац, Московской филармонии, Центре имени Мейерхольда. Спектакли — участники фестивалей в России, Испании, Турции, Хорватии, Эстонии, Южной Корее, Казахстане. Спектакль «Камера обскура» (Новая сцена Александринского театра, 2015) номинирован на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» (номинации «Эксперимент» и «Лучшая работа художника»). Спектакль «Мойры Петроградского района» (Московский открытый театр кукол) — претендент на «Золотую Маску» в пяти номинациях (2018), победитель II Международного Большого Детского фестиваля (2019) в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей (старшая возрастная категория)».
Работала сценографом в Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова, Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой, на проекте «Платформа». Победитель в номинации «Взгляд сегоДНЯ» Международного фестиваля «Текстура» за сценографию к спектаклю «Язычники» (Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола, 2012).
Евгения Горская, художник
В 2008 г. окончила живописно-педагогическое отделение Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года, в 2016 г. — Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова по специальности «Художник анимации и компьютерной графики», в 2018 г. — Школу-студию «ШАР» («Режиссер анимации»), в 2019 г. — Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства (направление «Новейшее искусство»). Художник-постановщик мультфильмов «Пластилиновая азбука», «Мир зеленого цвета» (студия «Пилот»), «Драконьи сказки», «Телега» (студия «ВГИК Дебют»). Как художник работает в соавторстве с Александрой Ловянниковой. Участник более ста групповых художественных выставок. Член творческого союза художников России (секция художников театра и кино), член Ассоциации художников-пленэристов.

Иван Пачин

Ольга Галицкая
Левша
Николай Лесков
В этой работе Иван Пачин продолжает исследовать соединение театра кукол с театром предмета и живым планом, используя разномасштабный и нелинейный принцип построения повествования. Режиссер изучает и переосмысляет предметный и образный русский стиль, выстраивая нарратив через визуальные композиции. Фокус работы в эскизе делается на понятии мастера-творца через рассказ о трогательности и наивности человеческой фигуры в истории.
Иван Пачин, режиссер
В 2008 г. окончил Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова по специальности «Артист драматического театра и кино» (курс Владимира Иванова), в 2013 г. — этот же вуз по специальности «Режиссер театра» (курс Римаса Туминаса). В 2010 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров по специальности «Режиссер театра и кино» (курс Владимира Хотиненко, Павла Финна, Владимира Фенченко). Основатель «Творческого Объединения 9» (Москва). Работал главным режиссером Тверского театра юного зрителя (2021–2022). С 2025 г. — главный режиссер Нижегородского государственного театра юного зрителя.
Автор более сорока спектаклей в разных театрах. Постановки Ивана Пачина — участники Международного Большого Детского фестиваля, Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», Международного фестиваля современного кукольного искусства «БТК-фест», Международного фестиваля искусств для детей «Большая перемена», Всероссийского фестиваля-форума молодой режиссуры «Артмиграция». Спектакли входили в лонг-лист Российского Национального театрального Фестиваля «Золотая Маска».
Ольга Галицкая, художник
В 2017 г. окончила Школу-студию имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова. Обучалась в Школе современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства по программам «Практика и теория современного искусства» (2020–2021), «Практики кураторства» (2022–2024). Междисциплинарный художник, сценограф, куратор. Работает над спектаклями, выставками, параллельными программами и персональными проектами. Лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2022) как лучший художник театра кукол (совместно с Ильей Юдовичем) за спектакль «Священный талисман» Театра Предмета и Еврейского музея и центра толерантности (режиссер Михаил Плутахин). Оформила более 50 спектаклей.

Юлия Каландаришвили
Приключения барона Мюнхгаузена
По мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе
Жанр: Фантазии
Барон Мюнхгаузен — самый известный фантазер в мировой литературе. Его невероятные рассказы знакомы всем: в них главный герой то встречает оленя с вишневым деревом на голове, то вытягивает себя из болота за волосы, то летает на пушечном ядре...
Эскиз по мотивам произведений о неуемном выдумщике и неутомимом путешественнике Мюнхгаузене предлагает задуматься: почему человеку так необходимо придумывать невообразимые истории? Есть ли правда в вымышленном и немыслимое — в реальном? Фантазия — это бегство от мира или его отражение? Зачем нам воображение и что побуждает на выдумки?
Превращение правдивой истории в невероятную — искусство. Можно ли научиться этому у барона Мюнхгаузена? Попробуем выяснить!
Юлия Каландаришвили, режиссер
В 2017 г. окончила Российский государственный институт сценических искусств, курс «Режиссура драматического театра» (мастер курса Юрий Красовский, педагог режиссерской группы Анджей Бубень). С 2010 по 2012 г. — педагог студии жестового пения «Поющие руки» при школе-интернате №1 для глухих детей (Санкт-Петербург). Спектакли Юлии Каландаришвили входили в лонг-лист Российского Национального театрального Фестиваля «Золотая Маска», становились лауреатами Международного Большого Детского фестиваля, Молодежной премии Санкт-Петербурга в области художественного творчества, фестиваля «Театральная весна», Международного фестиваля театральных школ Fist (Бухарест, Румыния), фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям», Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», участниками программ «Детский Weekend» и «Маска+» Фестиваля «Золотая Маска», а также Детского театрального фестиваля «Маршак», Детского фестиваля современного искусства «Территория. Kids», Всероссийского фестиваля-конкурса камерных спектаклей «Один.Два.Три».
Эксперты

Наталья Киселёва
В 1994 г. окончила филологический факультет Уральского государственного университета имени М. Горького. Член секции критики Свердловского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации (с 2007). Руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра юного зрителя (с 2009). Член оргкомитета Всероссийского фестиваля «Реальный театр» и экспертного совета Открытого фестиваля «Свой». Модератор обсуждений и член жюри Всероссийского фестиваля детско-юношеских любительских театров «Театральный перекресток». Куратор театральной студии «Инклюзион. Школа. Екатеринбург». Преподаватель курса театральной критики образовательной программы «Журналистика и связи с общественностью в области культуры» Екатеринбургской академии современного искусства.

Екатерина Данилова
И.о. главного редактора «Театрального журнала» издательства ГИТИС. По первому образованию журналист (в 2010 г. окончила Российский государственный социальный университет). В 2021 г. поступила на театроведческий факультет Российского института театрального искусства — ГИТИС (курс Григория Заславского). С момента запуска «Театрального журнала» занимается развитием проекта: работала редактором сайта, заместителем главного редактора; в должности и.о. главного редактора — с июня 2020 г.

Екатерина Сырцева
Окончила факультет журналистики Южно-Уральского государственного университета. Работала обозревателем отдела культуры газеты «Южноуральская панорама», руководителем литературно-драматургической части Челябинского Молодежного театра. Автор статей в блоге Петербургского театрального журнала, в журналах «Недоросль», «Театрал», «Театральный журнал». Участница семинаров по театральной критике Союза театральных деятелей Российской Федерации под руководством Ирины Холмогоровой (2016–2022), Нины Шалимовой (2024).

Диана Рафикова
Студентка третьего курса театроведческого факультета Российского института театрального искусства — ГИТИС (мастерская Нины Шалимовой). Автор статей в изданиях «Театральный журнал», «Страстной бульвар, 10», в блоге для молодых театральных критиков журнала «Театрал». Эксперт театральных лабораторий («ЭХО БДФ — Поволжье», Нижний Новгород; «За Мейерхольдом», Пенза). Член жюри ХIX Всероссийского театрального фестиваля «Дни Островского в Костроме», Международного фестиваля студенческих спектаклей «Новые имена» (Кыргызстан). Сотрудничала с фестивалями «Человек театра» (Челябинск), «Место силы — Владивосток», «Будущее театральной России» (Ярославль), «Зеркало сцены» (Рязань), «Золотая провинция» (Пенза).