О чём сегодня важно говорить с детьми и подростками? Какие темы затрагивать в спектаклях?
Имея большой опыт работы с детьми, изучая детскую психологию, имея своих детей, работая для семейной аудитории, сделал выводы об этой аудитории. Дети разделяются на возрастные группы, и для каждого периода их развития нужно говорить о разном. То, что я напишу ниже, – это довольно грубое деление на возрастные периоды, их можно делить ещё и ещё, уточнять, но для театра это не нужно. Нужны более широкие возрастные периоды. Театр сам должен выставлять возрастной ценз, а родители строго ему соответствовать. Иначе можно навредить становлению личности ребёнка. Мне, режиссёру, нужно знать на какой возраст делать спектакль.
До трёх лет детям театр не нужен, им нужны родители. В этом возрасте узнают этот мир буквально на вкус.
С 3 до 5 лет – бэби-театр. Это театрализованная песочница, где история необязательна, и главное – не должно быть конфликта. Ребёнку важно учиться взаимодействовать с миром.
С 5 до 8 лет – время узнать, как устроен мир во всём его многообразии. Конфликт в действие ещё можно не вводить, дети пока не разделяют людей на хороших и плохих. Об этом им говорят взрослые, но сами дети разницы ещё не определяют. Ребёнку важно видеть и пробовать разнообразие этого мира. Здесь важно давать ответы на возникающие сложные ситуации. Ребёнок начинает примерять на себя ролевые модели поведения.
С 8 до 10 лет – период, когда ребёнок делает так, как его научили. Смотрит на мир. Опираясь на ту модель, что он получил от окружающих. Здесь ему важно видеть подтверждение тех ценностей, что у него уже есть, утвердить их правильность.
С 10 до 13 лет ребёнок знает, как должно быть правильно, но экспериментирует с возможными вариантами, желая узнать, что будет если сделать по-другому. В этом возрасте очень ярко воспринимаются всевозможные перевёртыши, абсурд, когда герой ломает привычную логику повествования и делает всё шиворот навыворот.
С 13 до 16 лет пропадает интерес к театру, потому что театр не предоставляет подростку тот материал, что его затронет. Ребёнку важно самому делать выбор, как поступить, как сделать, найти друзей, которых он сам себе выберет. Всё, что можно было дать, вложить, объяснить и показать, должно было быть передано до этого возраста. Когда подростку от 13 до 16 лет, можно только со стороны смотреть, как работает всё то, что ему дали до этого периода. Никто из взрослого мира не имеет на него влияния. В этом возрасте подростки сбиваются в стаи, где образуется модель социума в миниатюре, где каждый проверяет полученные навыки коммуникации и умения и в соответствии с ними занимает какое-то положение в этом обществе. Там есть своя миникультура, свои ценности. В этом возрасте, как никогда важна мотивация успехом. Им интересны истории «про сейчас», про жизнь их сверстников.