Сайт использует Cookie. Это необходимо, чтобы сайт работал лучше.

Оставаясь на сайте, вы даете согласие на работу с этими файлами в соответствии с Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Описание

Главным вектором своего профессионального развития Юрий Алесин выбрал детский театр. Эта область искусства, с одной стороны, требует огромной ответственности перед зрителем – юным, чутким, открытым, максимально восприимчивым, с другой – позволяет осмыслять «взрослые» проблемы сквозь призму «детского» – непосредственного, незашоренного – взгляда. Позиция режиссёра – общаться с ребёнком, как со взрослым, а также обращаться к ребёнку во взрослом человеке.

Детище Юрия Алесина – театр «Снарк» – соответствует своему названию подвижностью, живостью, изменчивостью, постоянным поиском – и смыслов, и своего места (у театра нет постоянной площадки). Главное здесь – эксперимент и готовность идти на риск, а ещё – эмоции и то, что их подстёгивает – визуальный ряд, музыка, юмор. За всем этим – смыслы, которые дети считывают интуитивно, на уровне ощущений, взрослые – с позиции жизненного опыта.

Юрий Алесин ориентируется на то, что беспокоит его на данный момент или радует, или удивляет, требует осмысления, внимания, разгадки. Он не подстраивается под предполагаемые интересы абстрактного ребёнка, но идёт от себя. К зрителю он обращается бережно, с уважением, с улыбкой, сохраняя фокус внимания на попытке осмыслить мир, который далеко не всегда весел, добр, светел. Создаваемые Юрием Алесиным миры – волшебные, хрупкие, но не беззащитные, они цельные, живые, сложные и все – буквально ручной работы. Поэтому, вероятно, спектакли «Снарка» так близки и понятны детям.

Ещё одна черта – юмор – умный, образный, глубокий. Он помогает подать «взрослые» темы легко, ненатужно, без назидания. Спектакль «Тили-тили-тесто» размышляет о первой влюбленности и любви вообще; «Я родился. Секретные материалы» рассказывает о том, откуда берутся дети. В игровой форме зрители проходят курс истории искусств от Леонардо да Винчи до Энди Уорхола в спектакле «Как стать художником», знакомятся с искусством авангардистов и дадаистов в «Дада-сказках».

В репертуаре «Снарка» – небанальный список авторов: Туве Янсон, Аннет Схап, Эжен Ионеско, Яльмар Бергман, Беатрикс Поттер, Гудрун Мебс, Элеонор Фадж, Евгений Клюев, Людмила Петрушевская, Михаил Бартенев. Обращаясь к этим авторам, Юрий Алесин не боится «отпугнуть» зрителя неизвестными фамилиями и названиями. И риск оказывается оправдан.

ФИО

Юрий Александрович Алесин

Дата рождения

1978

Место рождения

Москва

Образование

В 2001 году окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (специальность «актёр драмы», курс Владимира Сафронова).

В 2007 году окончил РАТИ – ГИТИС (специальность «режиссёр драматического театра», курс Сергея Арцибашева и Юрия Иоффе), после чего посвятил себя театру для детей.

Выпускник Школы театрального лидера (2013-2014 гг., Центр имени Мейерхольда).

Карьера

С 2002 по 2011 год – режиссёр Театра юных москвичей. В 2009 году вместе с продюсером Олегом Клениным создал театр для детей «Будильник», в репертуаре которого были современные истории, написанные молодыми авторами и поставленные молодыми режиссёрами. В 2012 году основал детский театр «Снарк». Его отличают принцип зрительского равноправия детей и взрослых, камерный формат, сочетание разных театральных форм – сторителлинга, перформанса, интерактива, уличного представления.

С 2010 года Юрий Алесин выступает членом жюри драматургического конкурса «Маленькая премьера».

С 2013 года – основатель и арт-директор фестиваля независимых театров для детей «Карабас», которые проводится совместно с театром «Домик Фанни Белл».

ФИО

Юрий Александрович Алесин

Дата рождения

1978

Место рождения

Москва

Образование

В 2001 году окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (специальность «актёр драмы», курс Владимира Сафронова).

В 2007 году окончил РАТИ – ГИТИС (специальность «режиссёр драматического театра», курс Сергея Арцибашева и Юрия Иоффе), после чего посвятил себя театру для детей.

Выпускник Школы театрального лидера (2013-2014 гг., Центр имени Мейерхольда).

Карьера

С 2002 по 2011 год – режиссёр Театра юных москвичей. В 2009 году вместе с продюсером Олегом Клениным создал театр для детей «Будильник», в репертуаре которого были современные истории, написанные молодыми авторами и поставленные молодыми режиссёрами. В 2012 году основал детский театр «Снарк». Его отличают принцип зрительского равноправия детей и взрослых, камерный формат, сочетание разных театральных форм – сторителлинга, перформанса, интерактива, уличного представления.

С 2010 года Юрий Алесин выступает членом жюри драматургического конкурса «Маленькая премьера».

С 2013 года – основатель и арт-директор фестиваля независимых театров для детей «Карабас», которые проводится совместно с театром «Домик Фанни Белл».

Выдержки из интервью

Всё частное – детям: лучшие независимые детские театры обеих столиц / Журнал «Театр», автор Марина Шимадина

Интервью с Юрием Алесиным, театр «Снарк» / LOCALDRAMAQUEEN, авторы Алеся Ковалёва, Анаида Иванова

Кому и зачем нужен частный детский театр? / Информационный портал о культуре в России и за рубежом «Ревизор», автор Екатерина Антонова

О детском театре и не только: интервью Юрия Алесина / «Дочки-матери», автор Ирина Седова

Юрий Алесин: «Экспериментирую с прагматичными целями» / Газета о театре и кино «Экран и сцена», автор Алексей Гончаренко

СМИ о режиссере

Всё частное – детям: лучшие независимые детские театры обеих столиц // Марина Шимадина, журнал «Театр.»

О месте, времени и семье / Татьяна Джурова, блог Петербургского театрального журнала

«Выросла репка не простая, а золотая…» / Блог Петербургского театрального журнала

Вопросы и ответы

Есть ли характерные особенности у «маленького» зрителя, если есть, то какие?

У детей разного возраста разные особенности восприятия. У детей до 5 лет больше развито визуальное восприятие, им не очень важен сюжет, слова, конфликт героев. Им, скорее, важна общая атмосфера спектакля. Чтобы было не страшно. Чтобы всё можно было рассмотреть и потрогать. Чтобы было похоже на мультик. У детей от 6 лет уже развивается тяга к знаниям, и им очень интересно узнавать что-то новое – какие-нибудь факты про окружающий мир. Для зрителей от 12 лет очень важно, чтобы спектакль не был похож на детскую постановку. Ведь они уже взрослые! Дети от 12 лет любя, когда с ними говорят на серьёзные темы.

Как помочь детям понять/полюбить театр?

Нужно просто ходить в театр с ребёнком на хорошие спектакли. И обязательно вместе обсуждать увиденное.

Корректное ли словосочетание «детский театр»? Имеют ли произведения искусства возраст?

Я думаю, это вопрос к маркетологам. Им нужно такое название, чтобы привлечь целевую аудиторию.

О чём сегодня важно говорить с детьми и подростками? Какие темы затрагивать в спектаклях?

Во все времена важно разговаривать с детьми о добре и зле, правде и лжи, о свободе и любви.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклем, разительны ли эти отличия?

Работа над спектаклем для детей ничем не отличается от работы над спектаклем для взрослых.