Описание

Один из мэтров современного музыкального театра. Оперный режиссёр с мировым именем, поставивший более 200 спектаклей во многих театрах, включая Мариинский, Ла Скала, Метрополитен опера и др. Основатель и руководитель театра «Санктъ-Петербургъ опера».

Александров – режиссёр-философ – свободно владеет искусством сценической метафоры. В своих работах зачастую он выходит за пределы чистой оперы, создавая спектакли полижанрового свойства. В отличие от большинства оперных режиссёров, играющих вспомогательную роль в организации музыкального спектакля, Александров создаёт авторское решение, касающееся не только внешнего рисунка спектакля, пространственной композиции мизансцен, но и общей концепции постановки, включая музыкальное решение, существенно влияющее на трактовку оперных партитур дирижёром. Это привычно для драмы, но до сих пор исключительное явление в музыкальном театре. Таковы, например, его версии «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и «Князя Игоря» Александра Бородина и многие др. Но наиболее яркие его достижения создавались в тандеме с крупнейшими дирижёрами – «Нос» Дмитрия Шостаковича, «Семён Котко» Сергея Прокофьева, «Мазепа» и «Черевички» Петра Чайковского и др.

Уникальная способность режиссёра – парадное и часто помпезное искусство оперы, рассчитанное на большие пространства и залы, легко и изящно воплощать на камерных сценах. Это позволяет Александрову, наряду с оперными шедеврами, обращаться к малоизвестным произведениям, расширять диапазон оперного репертуара.

Касаясь темы театра для детей – здесь это свойство таланта режиссёра особенно ценно. Александров с удовольствием работает с операми, мюзиклами и музыкальными комедиями, адресованными детям и юношеству и на больших сценах. Ещё в 1980 г. он осуществил постановку «История Кая и Герды» Сергея Баневича в Мариинском театре. Но малое пространство более комфортно для детского восприятия, привычные границы мира ребёнка значительно меньше. Некоторые оперы для детей можно увидеть только в театре Юрия Александрова, как на известные сказочные сюжеты для самых маленьких – «Красная шапочка» и «Кот в сапогах», так и для детей постарше – «Петр I, или Невероятные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти и др.


ФИО

Юрий Исаакович Александров

Дата рождения

7 февраля 1950 года

Место рождения

г. Ленинград

Образование

В 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Людмилы Уманской). В 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента Маргариты Слуцкой)

Карьера

С 1978 года по настоящее время Юрий Александров – режиссёр-постановщик Мариинского театра. В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Всего в оперных театрах России и зарубежья Юрий Исаакович Александров поставил более 250 спектаклей

ФИО

Юрий Исаакович Александров

Дата рождения

7 февраля 1950 года

Место рождения

г. Ленинград

Образование

В 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Людмилы Уманской). В 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента Маргариты Слуцкой)

Карьера

С 1978 года по настоящее время Юрий Александров – режиссёр-постановщик Мариинского театра. В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Всего в оперных театрах России и зарубежья Юрий Исаакович Александров поставил более 250 спектаклей

Спектакли

«Кот в сапогах» Цезаря Кюи — «Санктъ-Петербургъ опера», 2017, Санкт-Петербург

«Красная шапочка» Цезаря Кюи — «Санктъ-Петербургъ опера», 2019, Санкт-Петербург

«Летучая мышь» Иоганна Штрауса — «Санктъ-Петербургъ опера», 2013, Санкт-Петербург

«Любовный напиток» Гаэтано Доницетти — «Санктъ-Петербургъ опера», 2016, Санкт-Петербург

«Паяцы» Руджеро Леонкавалло — «Санктъ-Петербургъ опера», 2010, Санкт-Петербург

«Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти — «Санктъ-Петербургъ опера», 2003, Санкт-Петербург

«Похищение из сераля» Вольфганга Амадея Моцарта — «Санктъ-Петербургъ опера», 2018, Санкт-Петербург

«Севильский цирюльник» Джоаккино Россини — «Санктъ-Петербургъ опера», 2015, Санкт-Петербург

«Сильва» Имре Кальмана — «Санктъ-Петербургъ опера», 2018, Санкт-Петербург

«Черевички» Петра Чайковского — «Санктъ-Петербургъ опера», 2021, Санкт-Петербург

Выдержки из интервью

Алиса Куликова, портал «Культура Петербурга», 17 июня 2021

Вера Волошинова, Classicalmusicnews.ru, 09.06.2016

Вера Волошинова, Сlassicalmusicnews.ru, 09.06.2016/

СМИ о режиссере

Нора Потопова, Петербуржский театральный журнал

Светлана Рухля, Петербургский театральный журнал

Об оперетте «Синяя Борода» Жака Оффенбаха (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург) / Елена Третьякова, Петербургский театральный журнал