Описание

Впервые на сцену Акмолинского русского драмтеатра Тимур Валиев вышел в массовке спектакля «Иисус Христос Superstar». Связывать свою жизнь с театром он тогда не планировал. Но во время репетиций познакомился с режиссёром Иосифом Дмитриевым, который пригласил к себе на курс в Высший колледж культуры им. Акана Серэ в качестве студента. Так начался путь в театре – сначала в качестве актёра, режиссёра.

Врождённые чуткость и бережное отношение к другим людям Тимура Валиева, его способность обучать и направлять проявились в социальных программах Акмолинского русского драмтеатра. Сначала был проект «Одинаковыми быть не обязательно», нацеленный на работу с родителями детей с особенностями здоровья. И на самих детей – крошек в возрасте от одного года до пяти лет. В ходе проекта появился «Kinder-Театр» и два его спектакля – «Теремок» и «Колобок» – с участием детей с ДЦП. Тимур Валиев участвовал в процессе в качестве режиссёра. Режиссёром же он выступил в следующем проекте – «Дар слышать сердцем», который привлекал слабослышащих людей к созданию инклюзивной театральной постановки. Итогом стал спектакль «Муму». Режиссёр Тимур Валиев работал над ним вместе со специалистом по жестовому языку Татьяной Шевченко. Всего за месяц артисты освоили жестовый язык (хотя обычно на это уходят годы при условии постоянного общения со слабослышащими). На первом месте для режиссёра и труппы была инклюзивная составляющая спектакля. К участию также пригласили Дарью Дмитриенко, девушку с нарушениями слуха (она исполнила роль компаньонки и жены приказчика).

В процессе работы постановочная группа пыталась осмыслить и передать жизнь слабослышащих людей: то, как они воспринимают информацию, как они мыслят, как взаимодействуют с миром. Тимур Валиев стремился вызвать у зрителей ощущение, что тишина, молчание могут быть громче крика. В его спектакле за безмолвием и видимой беспомощностью скрывается неудержимая мощь, чистая энергия, которая может обратиться как в добро, так и во зло. Герасим в прочтении режиссёра – истинно верующий человек. Он не знает слова «Бог», но потому его вера сильнее, и он явственно, сердцем, а не от ума, ощущает проявления Творца. Немота героя – не наказание, а дар, который сохраняет его природное естество. И всё же Герасим несвободен. Освобождение от рабского мышления даётся ценой жизни единственного преданного ему существа.

Проект «Дар слышать сердцем» получил продолжение. Следующим спектаклем Тимура Валиева (и его соавтора – актрисы Акмолинского русского драмтеатра Анны Бронниковой) стала музыкальная сказка «Волк и семеро козлят». В этот раз режиссёр работал с участниками театральной студии – подростками с особенностями здоровья, ребятами 15-18 лет. Снова с подростками он работает в проекте Акмолинского областного общества немцев Wiedergeburt. Одно из направлений проекта – театральная студия Zodiak, в которой учится молодёжь города Кокшетау. С этими ребятами Тимур Валиев обратился к теме массовой насильственной депортации, произошедшей в августе 1941 года. Спектакль состоит из рассказов о жизни депортированных немцев, переданных со сцены молодыми людьми. Участники спектакля собирали воспоминания и истории о судьбе своих предков, переживших травмирующий опыт – насильственное переселение, лагеря, войну и послевоенные годы. Тимур Валиев помог им не просто обратиться к фактам прошлого, но осознать их, проанализировать с точки зрения современного человека, выйти на тему сохранения идентичности этнических немцев Казахстана.

ФИО

Тимур Харисович Валиев

Дата рождения

7 мая 1986 г.

Место рождения

Кокшетау (Казахстан)

Образование

В 2011 г. окончил Высший колледж культуры им. Акана Серэ по специальности «Актёр драматического театра» (мастерская Иосифа Дмитриева).

В 2015 г. окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Актёр театра и кино» (мастерская Вячеслава Анисимова).

Карьера

С 2008 г. работает актёром, режиссёром в Акмолинском областном русском драматическом театре.

Преподаёт актёрское мастерство и сценическую речь в Высшем колледже культуры им. Акана Серэ (выпустил три курса).

Участник режиссёрского отделения театральной лаборатории «Наурз» в 2016 и 2018 гг.. а также Международного театрального фестиваля «Те-ART-Көкше».

Спектакль «Муму» по мотивам рассказа Ивана Тургенева, поставленный в рамках проекта «Дар слышать сердцем», включён в онлайн-программу V Большого детского фестиваля (2023 г.).

ФИО

Тимур Харисович Валиев

Дата рождения

7 мая 1986 г.

Место рождения

Кокшетау (Казахстан)

Образование

В 2011 г. окончил Высший колледж культуры им. Акана Серэ по специальности «Актёр драматического театра» (мастерская Иосифа Дмитриева).

В 2015 г. окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Актёр театра и кино» (мастерская Вячеслава Анисимова).

Карьера

С 2008 г. работает актёром, режиссёром в Акмолинском областном русском драматическом театре.

Преподаёт актёрское мастерство и сценическую речь в Высшем колледже культуры им. Акана Серэ (выпустил три курса).

Участник режиссёрского отделения театральной лаборатории «Наурз» в 2016 и 2018 гг.. а также Международного театрального фестиваля «Те-ART-Көкше».

Спектакль «Муму» по мотивам рассказа Ивана Тургенева, поставленный в рамках проекта «Дар слышать сердцем», включён в онлайн-программу V Большого детского фестиваля (2023 г.).

Спектакли

«А что дальше…», семейная история (инсценировка Тимура Валиева) — Немецкий театр Zodiak, Кокшетау, 2023 г.

«Бременские музыканты», музыкальная сказка по мотивам произведения Братьев Гримм (композитор Геннадий Гладков) — Акмолинская областная филармония имени Укили Ыбырая, Кокшетау 2022 г.

«Гензель и Гретель» по сказкам Братьев Гримм — Акмолинский областной русский драматический театр, Кокшетау, 2022 г.

«Дом Прозоровых» по мотивам пьесы Антона Чехова «Три сестры» (совместно с молодёжной театральной студией «ПлатФормА» Акмолинского русского драмтеатра) — Акмолинский областной русский драматический театр, Кокшетау, 2019 г.

«МуМу» по мотивам одноимённой повести Ивана Тургенева — Акмолинский областной русский драматический театр, Кокшетау, 2020 г.

Выдержки из интервью

Русский театр: новый взгляд на классику / Телеканал «Кокше-Акпарат», Иван Однорог, Павел Соловьёв, 29 марта 2021 г.

Тимур Валиев. Интервью для Большого Детского фестиваля / Екатерина Сырцева, 06.12.23.

Тимур Валиев. Интервью одного актёра / YouTube-канал Натальи Семёновой, 14 апреля 2019 г.

СМИ о режиссере

Гул затих, я вышел на подмостки / «Комсомольская правда. Казахстан», Алия Ахетова, 16 апреля 2021 г.

Спектакль окончен / Единый портал немцев Казахстана, Марина Ангальдт, 10 октября 2023 г.

Без рампы (о спектакле «Дом Прозоровых» / Общественно-политическая газета «Акмолинская правда», Нина Митчинова, 22 февраля 2019 г.

Вопросы и ответы

Есть ли характерные особенности у «маленького» зрителя? Если есть, то какие?

У ребёнка эмоциональная память более развита, чем рациональная. От этого у них и сердце стучит сильнее, и кровь бежит быстрее. С детьми нужно быть честным, увлечённым, на все 110% включаться в игру. Нужно быть эмоционально на равных с юными зрителями.

Как помочь детям понять / полюбить театр?

Ребёнка можно только увлечь. Если театру удастся по-настоящему увлечь за собой юного зрителя, тогда любовь с его стороны появится сама по себе.

Корректно ли словосочетание «детский театр»? Имеют ли произведения искусства возраст?

Театр – это не просто часть искусства, а именно то место, где концентрируются всевозможные элементы искусства. В каком возрасте лучше всего заниматься музыкой, изобразительным искусством, хореографией, спортом? В каком возрасте начинать читать то или иное произведение? Говорят, чем раньше, тем лучше. Возможно, так оно и есть. Но все мы разные, воспринимаем, чувствуем, видим, слышим по-разному. Поэтому сложно дать однозначный ответ. Всё индивидуально. Одно точно: театр должен быть доступным, на будущее, на перспективу. Хорошо поставленная драматургия подойдет любому возрасту. И неважно, народная ли это сказка «Колобок» или «Дядя Ваня» Чехова.


Добавлю, что сегодня есть такое понятие, как возрастное ограничение, и это правильно.

О чём сегодня важно говорить с детьми и подростками? Какие темы затрагивать в спектаклях?

Говорить нужно о добре, человечности, любви. Театр, конечно, не меняет людей (это не совсем воспитательное учреждение), но какие-то зёрна закладывает и, возможно, когда-нибудь они прорастут.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклями? Разительны ли эти отличия?

Принцип в работе один, и нет формулы, по которой взрослый спектакль нужно ставить вот так, а детский – иначе. Та же сказка – она должна быть интересна не только детям, но и взрослым. Она должна быть для всех, в простонародье – «семейной», если можно так сказать.