Сайт использует Cookie. Это необходимо, чтобы сайт работал лучше.

Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на использование файлов Cookie.

Описание

Роман Бокланов специализируется на театре кукол, театре объекта, современном театре для детей и подростков, для семейного просмотра. Его постановки – проникновенные, полные нежности, веры в лучше, красоты. Есть в них и боль, если спектакль для более взрослого зрителя, стремление изжить её, победить, растворить. В таких постановках Роман Бокланов поднимает тему инаковости, языком театра говорит о разрушении семьи или её становлении, размышляет о конфликтах, в том числе тех, которые вызваны разрушающей любовью. В работах для детей более младшего возраста, до 10 лет, он использует другую интонацию: бережно относится к юным зрителям, к их детской наивности, внутреннему свету, тотальной восприимчивости и доверию. Например, спектакль «Никита ищет море» по одноимённой книге Дарьи Варденбург в Архангельском молодёжном театре показывает детям, как много человек может испытывать самых разных эмоций – и это нормально, это нестрашно. Важно давать чувствам выход, не бояться их, говорить о них. И через это познавать мир.

Роман Бокланов экспериментирует с формой, но не это для него первостепенно. На первом месте для него – актёр. Как режиссёр он стремится помогать своим коллегам: создаёт для них пространство для самоосмысления, игры, раскрытия, учитывает их фактуру, биографию, предрасположенность к конкретной системе кукол или конкретной теме. Роман даёт актёру направление, чётко ставит задачу, но в определённый момент отходит и даёт возможность самому найти путь к зрителю.

Как ученик Руслана Кудашова, он продолжает его завет: создаёт театр свободный от рамок определённой формы. Это может быть драматический, музыкальный театр, театр кукол или театр предмета. Смешение форм, синтетичность и перетекаемость жанров придаёт спектаклям Романа Бокланова динамичность, живость, ритм, правильное внутреннее напряжение. А его бережное, гуманное, вдумчивое отношение к миру, осознание ценности свободы как главной основы жизни делает творчество режиссёра глубоким, терапевтическим, дающим надежду.

«Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева в Большом театре кукол Роман Бокланов ставит как моноспектакль с элементами предметного театра. Мальчика, оказавшегося между двух огней – тоталитарной бабушкой и потерянной, но не бесхарактерной матерью, – играет Максим Морозов. Предмет-двойник его персонажа, Сашеньки, – игрушечный солдатик. Бабушку обозначает огромная матрёшка. Актёр расставляет эти и другие узнаваемые объекты (флакон духов, магнитофон, стиральную доску), взаимодействует с ними, как будто это расстановки по Хеллингеру или другая психотерапевтическая сессия. И параллельно рассказывает историю болезненного взросления своего персонажа. Взаимодействие исполнителя с неживыми объектами вызывает в сознании ассоциации, воспоминания – у каждого зрителя свои. Простые, но весьма действенные приёмы работы с предметами подключают к происходящему и дают возможность прожить чужой опыт как собственный.

Невозможно не испытывать эмпатию к персонажам спектакля «Айяччо: история одного клоуна». Этой постановкой Роман Бокланов начал проект «типа театр», который создал со своими коллегами, выпускниками Кудашова, объединяя разные виды театра. В репертуаре были и авторский триллер об отношениях внутри семьи (Don’t go), и спектакль, посвящённый творчеству группы Daft Punk, где два главных рассказчика – роботы («SINGLE (Один на луне)»). «Айяччо» – трогательная история циркача, который потерял всё – и создал заново: нашёл друзей, помог им поверить в себя, основал свой цирк, встретил самую большую и главную любовь в жизни… и потерял её. Его возлюбленная, воздушная гимнастка, сорвалась во время выступления. Переживая горе, главный герой стал клоуном и однажды ушёл вслед за любимой… Актёры появляются живым планом. У каждого – своя фигурка: Слон, Обезьяна, Лев словно слеплены из глины. У Айяччо (имя появилось из-за его заикания) и гимнастки тоже есть свои фигурки. Артисты расставляют их на вращающемся столе, в буквальном смысле одухотворяя, оживляя простую, грубую, материальную форму, переживая радость обретения и боль потери. Игра эта ведётся всерьёз. И зритель – такой же её участник, как и артисты.

ФИО

Роман Сергеевич Бокланов

Дата рождения

7 мая 1993 г.

Место рождения

Усть-Каменогорск (Өскемен), Казахстан

Образование

2015 г. – окончил Новосибирский государственный театральный институт по специальности «Артист театра кукол» (мастерская Эльмиры Куриленко).

2021 г. – закончил РГИСИ (СПбГАТИ) по специальности «Режиссёр театра кукол» (мастерская Руслана Кудашова, курс при Большом театре кукол).

Карьера

2014-2016 г. – преподаватель актёрского мастерства и сценического движения в Новосибирском государственном театральном институте.

2015-2016 гг. – артист драмы в Новосибирском Государственном драматическом театре «Старый дом».

Ставит спектакли в России, а также в Казахстане, Германии, Австрии, Испании.

Режиссёр читок на фестивалях «Маленькая ремарка» (в рамках фестиваля «Арлекин»), «Пять вечеров», на фестивале коротких пьес Stories, на фестивале современной казахской драматургии «Драма. KZ».

Как режиссёр эскизов участвовал в лабораториях «Театр Наций – Театрам атомных городов», БТК-LAB, «Кукла. Образ. Театр» Красноярского театра кукол.

Другие проекты

2019 г. – режиссёр-консультант в Арт-резиденции театра «2+ку», созданной в память о Владимире Захарове (восстанавливал спектакли Захарова с его учениками, создавали новые спектакли с куклами системы Захарова).

2020 г. – куратор Экспериментальной лаборатории театра кукол в культурном экспериментальном центре «Синяя цапля» (Новосибирск).

2021 г. – режиссёр церемонии закрытия IV Большого детского фестиваля (Губернский театр, Москва).

2023 г. – автор инсценировки к спектаклю «Загадочная история одного лиса» в Новоуральском театре кукол «Сказ» (режиссёр Максим Морозов).

Награды

«Похороните меня за плинтусом»:

2021 г.:

- спектакль-лауреат I степени на III Международном фестивале камерных и моноспектаклей Он. Она. Они. (Екатеринбург);

- лауреат в номинации «Лучшая мужская роль» (артист Максим Морозов) на III Международном фестивале камерных и моноспектаклей Он. Она. Они. (Екатеринбург).

2022 г.:

- специальный приз председателя жюри Олега Лоевского, открытый театральный фестиваль «СВОЙ (SVOY)» (Екатеринбург);

- спектакль-лауреат I степени, IX фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest». (Пермь);

- Лауреат в номинации «Лучшая мужская роль» (артист спектакля Максим Морозов) на V Всероссийском фестивале-конкурсе камерных спектаклей «Один. Два. Три» (Новосибирск).

«Меня удочерила Горилла»:

- Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2020-2021, номинация «Лучшая работа режиссёра в театре кукол»;

- международная театральная премия зрительских симпатий «Звезда театрала 2021», номинация «Лучший спектакль для детей и юношества» (Москва);

- участник программы Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» «Детский WEEKEND» (2021 г., Москва);

- лонг-лист Высшей Российской Национальной театральной премии «Золотая маска - 2022»;

- XIII Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв-2022», номинации «Лучший режиссёр» (Роман Бокланов) и «Лучшая актриса» (Лидия Клирикова).

«Никита ищет море»:

2023 г.:

- XI Фестиваль театрального искусства «Ваш выход», актриса Анастасия Полежаева – лауреат фестиваля, актриса Наталья Малевинская награждена особым дипломом Ассоциации театральных критиков;

- спектакль-победитель в театральной конкурсной программе Большого детского фестиваля 2023 в категории «Драматические спектакли. Основная программа. Младшая возрастная категория» (Москва).

«Гипс»:

- лонг-лист Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2023»;

- актриса Александра Черных – лауреат театральной премии «Своё лицо» Калининградского драматического театра от художественного совета в номинации «За раскрытие творческой индивидуальности» за исполнение роли Примулы.

«Идём вдвоём»:

- IV конкурс «Лучшие актёрские работы в театрах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (2022 г.), актриса Екатерина Цыганец – победительница в номинации «Лучшая женская роль».

«Золушка»:

- Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2020-2021, артист Константин Кожев номинирован в категории «Лучшая работа актёра в театре кукол»;

- XXX Международный фестиваль «КУКАРТ», победитель в номинации «Лучший спектакль о добре».

«Крошечка-Хаврошечка»:

- спектакль отобран в театральную конкурсную программу Большого детского фестиваля-2023 в категории «Кукольные спектакли. Основная программа. Младшая возрастная категория».

«Сахарный ребёнок»:

- специальный приз «За художественное воплощение исторической памяти в спектакле для детей» Свердловского областного конкурса театральных работ и премий «Браво – 2022»;

- V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина (Барнаул, 2023 г.), диплом лауреата «За важное художественное высказывание».

ФИО

Роман Сергеевич Бокланов

Дата рождения

7 мая 1993 г.

Место рождения

Усть-Каменогорск (Өскемен), Казахстан

Образование

2015 г. – окончил Новосибирский государственный театральный институт по специальности «Артист театра кукол» (мастерская Эльмиры Куриленко).

2021 г. – закончил РГИСИ (СПбГАТИ) по специальности «Режиссёр театра кукол» (мастерская Руслана Кудашова, курс при Большом театре кукол).

Карьера

2014-2016 г. – преподаватель актёрского мастерства и сценического движения в Новосибирском государственном театральном институте.

2015-2016 гг. – артист драмы в Новосибирском Государственном драматическом театре «Старый дом».

Ставит спектакли в России, а также в Казахстане, Германии, Австрии, Испании.

Режиссёр читок на фестивалях «Маленькая ремарка» (в рамках фестиваля «Арлекин»), «Пять вечеров», на фестивале коротких пьес Stories, на фестивале современной казахской драматургии «Драма. KZ».

Как режиссёр эскизов участвовал в лабораториях «Театр Наций – Театрам атомных городов», БТК-LAB, «Кукла. Образ. Театр» Красноярского театра кукол.

Другие проекты

2019 г. – режиссёр-консультант в Арт-резиденции театра «2+ку», созданной в память о Владимире Захарове (восстанавливал спектакли Захарова с его учениками, создавали новые спектакли с куклами системы Захарова).

2020 г. – куратор Экспериментальной лаборатории театра кукол в культурном экспериментальном центре «Синяя цапля» (Новосибирск).

2021 г. – режиссёр церемонии закрытия IV Большого детского фестиваля (Губернский театр, Москва).

2023 г. – автор инсценировки к спектаклю «Загадочная история одного лиса» в Новоуральском театре кукол «Сказ» (режиссёр Максим Морозов).

Награды

«Похороните меня за плинтусом»:

2021 г.:

- спектакль-лауреат I степени на III Международном фестивале камерных и моноспектаклей Он. Она. Они. (Екатеринбург);

- лауреат в номинации «Лучшая мужская роль» (артист Максим Морозов) на III Международном фестивале камерных и моноспектаклей Он. Она. Они. (Екатеринбург).

2022 г.:

- специальный приз председателя жюри Олега Лоевского, открытый театральный фестиваль «СВОЙ (SVOY)» (Екатеринбург);

- спектакль-лауреат I степени, IX фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest». (Пермь);

- Лауреат в номинации «Лучшая мужская роль» (артист спектакля Максим Морозов) на V Всероссийском фестивале-конкурсе камерных спектаклей «Один. Два. Три» (Новосибирск).

«Меня удочерила Горилла»:

- Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2020-2021, номинация «Лучшая работа режиссёра в театре кукол»;

- международная театральная премия зрительских симпатий «Звезда театрала 2021», номинация «Лучший спектакль для детей и юношества» (Москва);

- участник программы Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» «Детский WEEKEND» (2021 г., Москва);

- лонг-лист Высшей Российской Национальной театральной премии «Золотая маска - 2022»;

- XIII Санкт-Петербургская театральная премия для молодых «Прорыв-2022», номинации «Лучший режиссёр» (Роман Бокланов) и «Лучшая актриса» (Лидия Клирикова).

«Никита ищет море»:

2023 г.:

- XI Фестиваль театрального искусства «Ваш выход», актриса Анастасия Полежаева – лауреат фестиваля, актриса Наталья Малевинская награждена особым дипломом Ассоциации театральных критиков;

- спектакль-победитель в театральной конкурсной программе Большого детского фестиваля 2023 в категории «Драматические спектакли. Основная программа. Младшая возрастная категория» (Москва).

«Гипс»:

- лонг-лист Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2023»;

- актриса Александра Черных – лауреат театральной премии «Своё лицо» Калининградского драматического театра от художественного совета в номинации «За раскрытие творческой индивидуальности» за исполнение роли Примулы.

«Идём вдвоём»:

- IV конкурс «Лучшие актёрские работы в театрах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (2022 г.), актриса Екатерина Цыганец – победительница в номинации «Лучшая женская роль».

«Золушка»:

- Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» 2020-2021, артист Константин Кожев номинирован в категории «Лучшая работа актёра в театре кукол»;

- XXX Международный фестиваль «КУКАРТ», победитель в номинации «Лучший спектакль о добре».

«Крошечка-Хаврошечка»:

- спектакль отобран в театральную конкурсную программу Большого детского фестиваля-2023 в категории «Кукольные спектакли. Основная программа. Младшая возрастная категория».

«Сахарный ребёнок»:

- специальный приз «За художественное воплощение исторической памяти в спектакле для детей» Свердловского областного конкурса театральных работ и премий «Браво – 2022»;

- V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина (Барнаул, 2023 г.), диплом лауреата «За важное художественное высказывание».

Спектакли

«Айяччо. История одного клоуна» по одноимённой книге Бьяджо Руссо — «Типа театр» + Большой театр кукол, Санкт-Петербург, 2021 г.

«Гипс» по одноимённой повести Анны Вольтц — Калининградский областной драматический театр, Калининград, 2021 г.

«Джаггер, Джаггер» по одноимённой книге Фриды Нильсон — Няганский театр юного зрителя, Нягань, 2021 г.

«Золушка» по мотивам сказок о Золушке — Театр кукол «Бродячая собачка», Санкт-Петербург, 2021 г.

«Идем вдвоём» (автор инсценировки – Роман Бокланов) — Ханты-Мансийский театр кукол, Ханты-Мансийск, 2022 г.

«Крошечка-Хаврошечка» по мотивам русской народной сказки — Московский областной театр кукол, Москва, 2022 г.

«Лина-Марлина» по мотивам одноимённой книги Кристины Кретовой — Театральный проект 27, Алматы / Москва, 2023 г.

«Медведь в своём репертуаре» по одноимённой книге Губерта Ширнека — Театр кукол «Бродячая собачка», Санкт-Петербург, 2022 г.

«Меня удочерила Горилла» по одноимённой книге Фриды Нильсон — Большой театр кукол, Санкт-Петербург, 2020 г.

«Никита ищет море» по одноимённой книге Дарьи Варденбург — Архангельский молодёжный театр Панова, Архангельск, 2022 г.

«Оскар и Розовая дама» по одноимённому роману Эрика-Эмманюэля Шмитта — Театральная студия 8+, Вена (Австрия), 2023 г.

«Осторожно, злая собака!!!» по одноимённой повести Эндре Люнда Эриксена — «Тотальный Театр», Алматы (Казахстан), 2023 г.

«Похороните меня за плинтусом» по одноимённой повести Павла Санаева — Большой театр кукол, Санкт-Петербург, 2021 г.

«Рецепт праздника» — Творческое объединение ZHUK + Типа театр, Аликанте (Испания), 2023 г.

«Рецепт праздника», новогодняя интерактивная сказка (автор идеи и режиссёр Роман Бокланов, совместно с Алёной Волковой) — Калининградский областной драматический театр, Калининград, 2022 г.

«Сахарный ребёнок» по одноимённой книге Ольги Громовой (режиссёр Ринат Кияков, режиссёр по работе с куклами и объектами Роман Бокланов) — Новый Молодёжный Нижнетагильский театр, Нижний Тагил, 2023 г.

«Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя (режиссёр Ринат Кияков, Роман Бокланов – режиссёр по работе с куклами и объектами) — Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург, 2020 г.

«Чемодан для моря» по пьесе Ольги Астаниной — Театр кукол «2+ку», Томск, 2019 г.

Выдержки из интервью

Выпускники Руслана Кудашова создали в Петербурге «типа театр» / «Театръ», Елена Алдашева, 8 октября 2021 г.

Молрежи и молреды / Петербургский театральный журнал, сентябрь 2022 г.

Роман Бокланов: «Если спектакль рожден в любви, то и зритель его полюбит» / Газета «Санкт-Петербургские ведомости», Валерия Троицкая, 11 сентября 2021 г.

СМИ о режиссере

Фарфоровые и мохнатые / Петербургский театральный журнал, Олеся Кренская, 26 сентября 2020 г.

Роман Бокланов выпускает «концерт-фэнтези» о русалке-подростке / «Театръ», Елена Алдашева, 28 августа 2023 г.

Ремарка для Арлекина / Петербургский театральный журнал, Надежда Стоева, 22 сентября 2020 г.

Вопросы и ответы

Есть ли характерные особенности у «маленького» зрителя? Если есть, то какие?

Да, есть. Дети обладают наивностью и игровой природой. Соответственно спектакли для детей – более светлые, лёгкие, бережные. Подростки переживают другое: они впервые сталкиваются с серьёзными, взрослыми проблемами, при этом ещё обладают детской наивностью, поэтому спектакли для подростков «взрослеют» по высказыванию, могут возникать острые этюды, которые кому-то покажутся жёсткими. Но это особенность возраста: подростки – бунтуют, ощущают непонимание. Спектакли для взрослых – это работа без прикрас, работа над проблемой, конфликтом, как есть, потому что взрослые часто теряют светлую детскую наивность, которая помогает справляться с проблемами, теряют надежду, которая присутствует у ребёнка, а потому его ещё можно направить в надежду.

Как помочь детям понять / полюбить театр?

Нужно быть честным. Когда я ставлю спектакли для детей и подростков, я вспоминаю себя в этом возрасте и думаю о том, что было бы интересно посмотреть мне. На что у меня возник бы эмоциональный отклик, какие бы выводы я сделал, что поддержало бы меня. Я часто наблюдаю за детьми, подростками, общаюсь с ними и стараюсь делать так, чтобы им было понятно и интересно, чтобы смыслы доносились в игровой форме. Потому что дети от природы играют. Соответственно в спектаклях для детей я стараюсь подойти к сложной теме, к конфликту с игровой стороны, чтобы в спектакле был свет, чтобы мы могли пережить болевые ощущения через смех.

Корректно ли словосочетание «детский театр»? Имеют ли произведения искусства возраст?

Важно делать спектакли для семейного просмотра. Дети приходят на спектакли с родителями, поэтому нужно делать спектакли так, чтобы после просмотра детям и взрослым было что обсудить, была возможность пообщаться, поговорить на важные темы. Также взрослым стоит читать детскую литературу, смотреть детские спектакли, потому что в какой-то момент они забывают, что такое детство, что такое свет, детская наивность. С возрастом мы теряем эту черту. Посмотрев мои спектакли, взрослые, возможно, что-то вспомнят о себе и сохранят своего внутреннего ребёнка.

О чём сегодня важно говорить с детьми и подростками? Какие темы затрагивать в спектаклях?

Мне кажется, важно говорить о социальной проблематике. Сейчас мы только-только начали читать современные книги на актуальные темы, которые раньше, в советское время, было не принято поднимать, чтобы обезопасить ребёнка. Хотя дети в своём возрасте уже сталкиваются с проблемами. Но некоторые взрослые сегодня считают, что об этом не нужно разговаривать – пусть у ребёнка будет детство. Они считают, что мы не просвещаем детей, не помогаем им решить какие-то вопросы, а разлагаем, портим, учим плохому. Это большая проблема… Нужно воспитывать и культурно просвещать взрослых тоже... Мне кажется, важно говорить о смерти, об инаковости, о личности и обществе, о буллинге, о разводе родителей и других вопросах. Их на самом деле много. Мои ведущие темы – это возникновение или разрушение семьи, инаковость.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклями? Разительны ли эти отличия?

Детские спектакли я делаю для всех возрастов – так, чтобы что-то нашли для себя дети, что-то – взрослые. В детских спектаклях есть возможность справиться с болевыми точками с помощью светлых приёмов, игры. Взрослые истории в принципе часто заканчиваются не очень позитивно. Там не прикрыты болевые ощущения. Поэтому разница есть.


Я больше люблю делать детские и подростковые спектакли, потому что после премьеры остаётся свет, воодушевление, надежда на будущее. Когда я делаю взрослые спектакли, поднимается так много боли, что с этим бывает сложно справиться. Если бы я часто ставил спектакли для взрослых, я быстро бы закончился. Стараюсь делать такие постановки не чаще одного раза в год, чтобы оправиться после выпуска спектакля.