Пётр Базарон
Описание
Пётр Базарон – представитель балетной и педагогической династии. Её родоначальник Даниила Алтаевич Абашеев в 1928 году основал первую светскую школу Монголии в Урге (сегодня Улан-Батор). Сам Пётр начал своё образование в Бурятском хореографическом училище. На становление начинающего танцора повлиял педагог Баярто Дамбаев – дал заряд на весь дальнейший профессиональный путь. Уже во время учёбы Пётр Базарон участвовал в балетных спектаклях Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова, гастролировал с балетной труппой по городам России и Китайской народной республики. После окончания училища работал артистом балета в Музыкальном театре Республики Карелия, где создал свои первые постановки: несколько номеров для фильмов-балетов «Треплев» (2006 г.), «Бегущая по Волнам» (2007 г.).
Важный этапом в творческой биографии Петра Базарона стало сотрудничество с Детским театром балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге. Сначала он работал там как приглашённый хореограф, позже был назначен художественным руководителем. Пётр Базарон, с одной стороны, продолжил традиции, заложенные основателем «Щелкунчика» Михаилом Коганом. С другой – перевернул представление о том, каким должен быть и может быть театр для детей. Работая с труппой – с ребятами в возрасте 12-19 лет, – он словно видит мир их глазами, понимает их язык, их отношение к родителям, ко взрослым, друг другу. Пётр учит детей доносить свои чувства до зрителя, опираясь на жизненный и танцевальный опыт, осознавать идею, смысл, которые скрываются за танцевальной лексикой. В его работе нет места личным амбициям. Главная задача – правильно донести до детей информацию, раскрыть суть того, чем они занимаются.
Под руководством Петра Базарона театр обрёл новую стилистику, оригинальный хореографический и сценографический контекст, его постановки становятся центральными событиями культурной жизни Екатеринбурга. В каждой своей работе хореограф проявляется как автор с оригинальным видением, ясным и логическим пластическим повествованием, создаёт новую лексику, созвучную музыке – современной или классической.
С первых лет сотрудничества с «Щелкунчиком» постановки Петра Базарона высоко оценили в профессиональном сообществе. Балет «Жар-птица» (одна из сложнейших партитур раннего Стравинского) стал «Лучшим спектаклем для детей» на Свердловском областном фестивале театральных работ «Браво!» в 2017 году. Балет «Щелкунчик» – вновь лауреат «Браво!», а также участник Всероссийского фестиваля молодой режиссуры СТД РФ «Артмиграция – детям» (Москва) и Международного фестиваля «Земля. Театр. Дети» (Крым). Труппа театра дважды участвовала в программе «Большие и маленькие» на телеканале «Россия – Культура».
Помимо учеников (в «Щелкунчике» обучается 700 воспитанников) в театре есть профессиональная балетная труппа, в постановках задействованы артисты театра кукол, на проекты приглашаются именитые хореографы из других городов. За год в театре проходит до 60 показов на зрителя, учащиеся получают постоянную сценическую практику. Все спектакли адресованы семейной аудитории и охватывают интересы и взрослых, и детей, становятся поводом для дальнейшего диалога. В каждой постановке есть дополнительный смысл, который выводит на диалог о жизненных ценностях, любви, дружбе, о проблемах, волнующих детей и молодёжь. Всегда есть социальный, нравственный, духовный посыл. В балете «Малыш Карлсон» по мотивам трилогии Астрид Линдгрен (для этой постановки Пётр Базарон пригласил хореографа Анастасию Кадрулеву из театра «Балет Москва») на первый план выходит конфликт поколений, пропасть непонимания между родителями и детьми, глухота родителей по отношению к ребёнку, одиночество внутри семьи. Балет Петра Базарона «Красная шапочка» обращается к теме неполных семей, безотцовщины, взаимоотношениям дочерей с мамами и бабушками. Балет «Щелкунчик» – история о подростках и их взрослении, о том, как важна первая любовь в становлении молодого человека, как быстро в этот период меняются мечты, страхи, представления о мире и о себе. В «Царевне-Лягушке» помимо мотива «внешность обманчива, главное – суть и душа», появляется социальная проблематика – экология и необдуманное отношение человека к природе. В балете «Петя и волк» на музыку Сергея Прокофьева хореограф Пётр Базарон вступает в диалог со сталинско-брежневским прошлым.
В спектаклях на сложные, проблемные темы всегда есть надежда и нет места унынию, безвыходности. Не всегда в финале даётся однозначный ответ, некоторые постановки оставляют после себя многоточие, чтобы побудить зрителей задуматься о своей жизни, ценностях, о своих решениях. Постановочный процесс в «Щелкунчике» – это не только репетиции и оттачивание техники. Достаточно времени Пётр Базарон отводит диалогу с детьми, подростками – они обсуждают мотивы героев, перекладывают их истории на свою собственную жизнь, предлагают свои ответы и решения. Сформулированные на занятиях смыслы хореограф помогает детям перенести на сцену, выразить в танце.
Особенности учебного процесса Пётр Базарон описывает в своей диссертации, которая посвящена формированию исполнительской культуры у детей в учреждениях дополнительного хореографического образования. Предлагаемый им метод преподавания заключается в сочетании тренажа и исполнительской практики с теоретической подготовкой и образовательным контентом. Пример того, как эта методика работает в реальности, можно увидеть уже в первой постановке Базарона в Екатеринбурге – в спектакле «Снежная королева». По замыслу, это не просто странствие Герды по разным странам в поисках Кая, но путешествие по эволюции балетного жанра за последние два века – каждая сцена отсылает к определённой балетной эпохе или значимому танцору. Юные артисты усваивают на практике академический стиль Мариуса Петипа, школу Бурнонвиля, неоклассику Баланчина, конструктивность Лопухова. Спектакль завоевал четыре награды фестиваля «Браво!» в номинации «Лучший спектакль для детей», а также был отмечен жюри Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (Приз зрительских симпатий «Глазами детей»).
Пётр Александрович Базарон
12 февраля
В 2004 г. окончил Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, ученик народных артистов РФ Баярто Дамбаева, Юрия Муруева, заслуженного работника культуры Республики Бурятия Эржен Черновой, заслуженного артиста Республики Бурятия Владимира Бородина.
В 2012 г. – выпускник кафедры «Режиссура балета» Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А Римского-Корсакова (курс профессора, народного артиста, лауреата государственной премии РСФСР РСФСР Николая Боярчикова).
В 2023 году получил степень кандидата педагогических наук в Уральском государственном педагогическом университете – защитил диссертацию на тему «Формирование исполнительской культуры обучающихся в учреждениях дополнительного хореографического образования».
2000-2004 гг. – артист балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдыжапова (Улан-Удэ).
2004-2007 гг. – солист балета музыкального театра республики Карелия (Петрозаводск).
2008-2018 гг. – артист балета театра оперы и балета при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург).
2012-2013 гг. – приглашённый хореограф Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург).
2016-2017 гг. – приглашённый хореограф Академии танца Б.Я. Эйфмана (Санкт-Петербург).
2016 г. – приглашённый хореограф Детского театра балета Щелкунчик (Екатеринбург). С 2021 г. – художественный руководитель Детского театра балета Щелкунчик (Екатеринбург).
Выступал организатором танцевальных и арт-проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Сочи, Екатеринбурге, Улан-Удэ):
- в рамках проекта Baikal Dance lab проводил мастер-классы по современной хореографии;
- несколько лет участвовал в проекте «Танцевальное лето на Байкале»;
- в 2020 году провёл курировал серию мастер-классов с участием танцовщиков и хореографов со всей России.
Награды:
2010 г. – Лауреат первой степени Всероссийского конкурса хореографов «Альтернатива» (Санкт-Петербург).
2012 г. – Дипломант Международного конкурса артистов балета и хореографов им. «Балет XXI век» (Красноярск).
2017 г. – стипендиат Союза театральных деятелей.
2018 г.:
- Специальный диплом театральной премии Свердловской области «Браво».
- Благодарственное письмо за вклад в развитие сферы культуры и искусства Екатеринбурга (Управление культуры Екатеринбурга).
Пётр Александрович Базарон
12 февраля
В 2004 г. окончил Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, ученик народных артистов РФ Баярто Дамбаева, Юрия Муруева, заслуженного работника культуры Республики Бурятия Эржен Черновой, заслуженного артиста Республики Бурятия Владимира Бородина.
В 2012 г. – выпускник кафедры «Режиссура балета» Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А Римского-Корсакова (курс профессора, народного артиста, лауреата государственной премии РСФСР РСФСР Николая Боярчикова).
В 2023 году получил степень кандидата педагогических наук в Уральском государственном педагогическом университете – защитил диссертацию на тему «Формирование исполнительской культуры обучающихся в учреждениях дополнительного хореографического образования».
2000-2004 гг. – артист балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдыжапова (Улан-Удэ).
2004-2007 гг. – солист балета музыкального театра республики Карелия (Петрозаводск).
2008-2018 гг. – артист балета театра оперы и балета при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург).
2012-2013 гг. – приглашённый хореограф Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург).
2016-2017 гг. – приглашённый хореограф Академии танца Б.Я. Эйфмана (Санкт-Петербург).
2016 г. – приглашённый хореограф Детского театра балета Щелкунчик (Екатеринбург). С 2021 г. – художественный руководитель Детского театра балета Щелкунчик (Екатеринбург).
Выступал организатором танцевальных и арт-проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Сочи, Екатеринбурге, Улан-Удэ):
- в рамках проекта Baikal Dance lab проводил мастер-классы по современной хореографии;
- несколько лет участвовал в проекте «Танцевальное лето на Байкале»;
- в 2020 году провёл курировал серию мастер-классов с участием танцовщиков и хореографов со всей России.
Награды:
2010 г. – Лауреат первой степени Всероссийского конкурса хореографов «Альтернатива» (Санкт-Петербург).
2012 г. – Дипломант Международного конкурса артистов балета и хореографов им. «Балет XXI век» (Красноярск).
2017 г. – стипендиат Союза театральных деятелей.
2018 г.:
- Специальный диплом театральной премии Свердловской области «Браво».
- Благодарственное письмо за вклад в развитие сферы культуры и искусства Екатеринбурга (Управление культуры Екатеринбурга).