Пётр Айду
Описание
Пётр Айду – мультиинструменталист, композитор, исследователь. Он в совершенстве владеет многими разновидностями клавишных инструментов (фортепиано, орган, орган-позитив, клавесин, хаммерклавир), играет на старинных щипковых инструментах (ренессансная лютня, барочная гитара) и ударных (выступал в составе Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского).
Пётр Айду – идеолог оркестра «Персимфанс». В названии – аббревиатура от «ПЕРвый СИМфонический АНСамбль без дирижёра». Предшественник коллектива – ансамбль, который действовал с 1922 по 1933 год в Москве. «Персимфанс», воссозданный в 2008 году, почти век спустя, – его «реинкарнация», возрождение и продолжение музыкальных идей русского авангарда 20-х годов ХХ века. Его основу составляют музыканты, солисты ведущих оркестров России, художники, исследователи, объединённые задачей исполнения музыки вне авторитарной системы привычного оркестра. Вместе они находятся в поиске новых подходов в исполнительском искусстве и находят их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений.
Пётр Айду – автор музыки и музыкальный руководитель перформансов и спектаклей. Смысл его работ в том, что музыка остаётся чистым искусством. Для её понимания нужны только сама музыка и слушатель. В проектах Петра Айду нет привычной драматургии, сюжета – зритель сам, при желании, найдёт за что зацепиться, какие ассоциации провести. Возможно, поэтому кто-то относит работы Петра Айду к театру, кто-то – к музыке, для кого-то это саунд-арт. Сам композитор определяет то, что он делает, как музыкальное произведение крупной формы.
Один из примеров такового – «Реконструкция утопии» в Школе драматического искусства. Это одновременно и стилистическое продолжение проекта «Персимфанс», и концерт-эксперимент: стилизованный «советский оркестр» воссоздавал звучание 20-х годов прошлого века. В произведении можно было услышать отсылки к музыкальным экспериментам, научным достижениям прошлого века, а также к пролетарской самодеятельности.
В другом своём проекте, «Антропоценфония. Песни машин и механизмов», Пётр Айду вместе со своей командой в Школе драматического искусства создаёт не просто уникальную симфонию, но новую музыку. В основе спектакля-концерта – сочинение для ансамбля ударных, электроники и смешанного хора ad libitum. В основе инструментовки – звуки действующих цехов, производственных процессов, которые Пётр Айду записывал по время поездки по заводам Урала. Работа виброгалтовочной машины, шумы насосной станции, стук штамповочной печати и гул цеха тонкой обработки в «Антропоценфонии» соединены в единую музыкальную ткань, в музыку медитативную и завораживающую.
Ещё одна работа Петра Айду на территории театра была представлена в рамках проекта «RE-Конструкция» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац в 2021 году. Тогда он впервые представил сочинение малоизвестного в России Джона Лютера Адамса – композитора, проживающего на Аляске. Сочинение SILA: Breath of the world («SILA: Дыхание мира»), как и другие его композиции, связано с темой природы и уходит корнями в эскимосскую культуру. Ещё одна особенность: оно должно исполняться без дирижёра. Во время выступления музыканты распределились на несколько групп (духовые, ударные, струнные, вокал) в фойе театра и по своему усмотрению исполняли любой из созданных Адамсом музыкальных фрагментов. Зрители, перемещаясь между исполнителями в разных направлениях, слышали разный звуковой баланс и сами создавали для себя уникальную музыкальную композицию.
Пётр Айду
1976 г.
Москва
В 1994 г. окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Фариды Нуризаде). Занимался композицией и импровизацией под руководством Григория Шатковского.
В 2000 г. с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс фортепиано профессора Льва Власенко, затем Дмитрия Сахарова; класс органа профессора Наталии Гуреевой) и продолжил обучение в аспирантуре МГК на факультете исторического и современного исполнительского искусства (руководитель – профессор Алексей Любимов).
С 1995 г. занимался композицией под руководством Юрия Воронцова, джазовым исполнительством под руководством Даниила Крамера, с 1997 г. – ренессансной лютней под руководством Александра Суетина.
Окончил курсы звукорежиссуры Государственного училища эстрадно-джазового искусства.
В 2003 г. получил стипендию немецкой службы академических обменов (DAAD), стажировался в Высшей школе музыки в Ганновере у профессора Цви Меникера (клавесин, хаммерклавир) и профессора Ханса Михаэля Коха (лютня).
Участвовал в мастер-классах по барочной музыке в Гмундене (Австрия), а также в мастер-классах немецкого пианиста, клавириста и клавесиниста Андреаса Штайера и американского пианиста, клавириста Малколма Билсона.
Победитель Юношеского международного конкурса пианистов в Цинциннати (I премия и Гран-при, 1991 г.), Лауреат VIII Международного конкурса пианистов в Риме (II премия, 1997 г.), дипломант конкурса Musica Antiqua Brugge (Бельгия, 2004 г.).
Создатель проекта «Приют роялей», цель которого – сохранение исчезающих видов фортепиано и других клавишных инструментов XIX-XX вв. Осуществил ряд художественных акций, посвящённых старинным инструментам. Основатель проекта «Персимфанс», посвящённого возрождению Первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижёра, основанного в 1922 г. в Москве и просуществовавшего до 1933 г.
Автор музыкального оформления к спектаклям «Школы драматического искусства» («Реконструкция утопии», «Звуковые ландшафты»), «Сатирикона», Российского академического Молодёжного театра, музыки Alternative Hair Show в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (совместно с Иваном Лубенниковым), ряда акустических перформансов и оригинальных проектов. В 2001 г. совместно с художником Теодором Тэжиком организовал перформанс на III Всемирной театральной олимпиаде в Москве с использованием специально созданных музыкальных инструментов.
С 2002 г. преподаёт на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (дисциплины «камерный ансамбль», «старинные клавишные инструменты»), проводит мастер-классы.
В 2012 г. создал интерактивную звуковую выставку «Реконструкция шума» в Политехническом музее.
Спектакль «Реконструкция утопии» получил Гран-при премии им. Сергея Курехина в области современного искусства (2013 г.).
За перформанс «Звуковые ландшафты» в театре «Школа драматического искусства» (2016 г.) удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
Автор статьи «Старые рояли в России. Новая история», опубликованной в ежегоднике Государственного института реставрации.
Пётр Айду
1976 г.
Москва
В 1994 г. окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Фариды Нуризаде). Занимался композицией и импровизацией под руководством Григория Шатковского.
В 2000 г. с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (класс фортепиано профессора Льва Власенко, затем Дмитрия Сахарова; класс органа профессора Наталии Гуреевой) и продолжил обучение в аспирантуре МГК на факультете исторического и современного исполнительского искусства (руководитель – профессор Алексей Любимов).
С 1995 г. занимался композицией под руководством Юрия Воронцова, джазовым исполнительством под руководством Даниила Крамера, с 1997 г. – ренессансной лютней под руководством Александра Суетина.
Окончил курсы звукорежиссуры Государственного училища эстрадно-джазового искусства.
В 2003 г. получил стипендию немецкой службы академических обменов (DAAD), стажировался в Высшей школе музыки в Ганновере у профессора Цви Меникера (клавесин, хаммерклавир) и профессора Ханса Михаэля Коха (лютня).
Участвовал в мастер-классах по барочной музыке в Гмундене (Австрия), а также в мастер-классах немецкого пианиста, клавириста и клавесиниста Андреаса Штайера и американского пианиста, клавириста Малколма Билсона.
Победитель Юношеского международного конкурса пианистов в Цинциннати (I премия и Гран-при, 1991 г.), Лауреат VIII Международного конкурса пианистов в Риме (II премия, 1997 г.), дипломант конкурса Musica Antiqua Brugge (Бельгия, 2004 г.).
Создатель проекта «Приют роялей», цель которого – сохранение исчезающих видов фортепиано и других клавишных инструментов XIX-XX вв. Осуществил ряд художественных акций, посвящённых старинным инструментам. Основатель проекта «Персимфанс», посвящённого возрождению Первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижёра, основанного в 1922 г. в Москве и просуществовавшего до 1933 г.
Автор музыкального оформления к спектаклям «Школы драматического искусства» («Реконструкция утопии», «Звуковые ландшафты»), «Сатирикона», Российского академического Молодёжного театра, музыки Alternative Hair Show в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (совместно с Иваном Лубенниковым), ряда акустических перформансов и оригинальных проектов. В 2001 г. совместно с художником Теодором Тэжиком организовал перформанс на III Всемирной театральной олимпиаде в Москве с использованием специально созданных музыкальных инструментов.
С 2002 г. преподаёт на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (дисциплины «камерный ансамбль», «старинные клавишные инструменты»), проводит мастер-классы.
В 2012 г. создал интерактивную звуковую выставку «Реконструкция шума» в Политехническом музее.
Спектакль «Реконструкция утопии» получил Гран-при премии им. Сергея Курехина в области современного искусства (2013 г.).
За перформанс «Звуковые ландшафты» в театре «Школа драматического искусства» (2016 г.) удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».
Автор статьи «Старые рояли в России. Новая история», опубликованной в ежегоднике Государственного института реставрации.