Описание

Живое слово, живая мысль, живое действие и честность – опоры, на которых должен держаться театр, который хочет быть глубоким, осмысленным, затрагивающим души зрителей. Этих опор держится в своей работе режиссёр Пётр Зубарев, создатель театра «Жёлтое окошко» в старинном сибирском городе Мариинск. Помимо создания спектаклей он постоянно экспериментирует. Так, в 2001 году запустил проект «Театр без драматургии». По его замыслу, сюжет новых постановок, текст, характеры персонажей, сценические приёмы придумываются актёрами и режиссёром на ходу. В 2003 году родился ещё один проект – «Возрастной театр» – программа воспитания театрального восприятия, призванная выявить особенности зрителей разных возрастов и, уже исходя из них, создавать спектакли.

В репертуаре «Жёлтого окошка» есть постановки для годовалых детей – для возраста, когда знакомство с миром происходит на ощупь. В одном из них, «Раз, ладошка, два, ладошка», герои спектакля – рука-мальчик и рука-девочка, которыми управляет актриса, – прикасаются к разным предметам, помогая зрителю ощутить разницу фактур – один предмет лёгкий и мягкий, другой тяжёлый, один шуршит, другой не издаёт ни звука. Сопровождают действие коротенькие стишки.

Иначе Пётр Зубарев работает над спектаклями для детей более старшего возраста. Детям в возрасте 2-3 года важно дать ответы на вопросы. Когда ребёнку 5-6 лет, его внимание переключается на визуальную составляющую в театре, оформление спектаклей. В 7 лет главным становится игра, сюжет, действие.

Самая сложная, таинственная и непредсказуемая аудитория – подростки. В спектакле «Шагнуть в пустоту» (о взаимоотношениях между разными поколениями) сюжет построен вокруг подростка (играет его тоже подросток). Каждый шаг героя приводит к страшным последствиям в параллельном мире – гибели других людей. Сначала с юными зрителями говорят на одном с ними языке – используют схожую манеру и тональность речи. Ближе к развязке звучит другой язык – тексты Высоцкого как образец слова, чести и мысли. Таким образом, подросткам сначала помогают подключиться к спектаклю с помощью знакомой им, понятной речи, а затем внезапно сталкивают с совсем другим языком, перекидывая мост от поверхностного, упрощённого к глубинному, к тому, что действительно важно.

Отдельное направление в творчестве Петра Зубарева – моноспектакли, основанные чаще на авторском материале и за редким исключением – на литературном произведении. Первым моноспектаклем стал «Суер-Выер» по роману Юрия Коваля. Историю о фантастическом плавании фрегата «Лавр Георгиевич» под командованием капитана Суера-Выера к Острову Истины Пётр Зубарев рассказывает один. По своему воздействию это напоминает филатовского «Федота-стрельца», где зрителю тоже нужно включать фантазию. В спектакле «Суер-Выер» Пётр Зубарев призрачно обозначает происходящее, чтобы зрители затем сами могли дорисовывать свои образы.

Со спектаклем «Иваново сердце» Пётр Зубарев выступил на фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» в 2006 году и получил гран-при, после чего о «Жёлтом окошке» из Мариинска узнал весь российский театральный мир. Этот моноспектакль поставлен по собственной пьесе режиссёра о Ваньке-дураке, который действует в сказочном мире, во многом перекликающемся с реальной современностью. Пётр Зубарев играет здесь не только детски-наивного и мудрого Ивана, но и других персонажей – самодовольных королей, глупых вояк, лекаря-мозгоправа и даже дракона. Простые вещи в руках артиста обретают новый смысл – надувные шарики, верёвки и плечики для одежды превращаются в горы, ущелья, реки, мосты. Рассказывая сказку, Пётр Зубарев одновременно легко и доступно раскрывает юным зрителям «тайны» устройства театра, а также ненавязчиво вдохновляет их после попробовать повторить этот опыт – создать свой мир из имеющихся дома вещей, превратить их во что-то иное. Так дети получают опыт мудрого, доброго и заботливого отношения к миру. Этим спектаклем режиссёр словно утверждает простой, но важный принцип: не стоит скрывать от детей проблемы, существующие у взрослых, – важно преподнести их на понятном языке, поговорить с ними об этом уже сейчас.

Ещё один моноспектакль Петра Зубарева, привлёкший внимание многих фестивалей и зрителей, – «Квартирник». Подобно роуд-муви в кино, это роуд-спектакль в театре – путешествие по трассе, на которой зрителям встретятся музыканты, автостопщики, поэты, рассказывающие свои истории. Вернее, рассказывает их Пётр Зубарев. Истории эти только отчасти выдуманные, приукрашенные. В основном это документальный материал, который складывается в картину о жизни, такой сложной и такой интересной.

ФИО

Пётр Михайлович Зубарев

Дата рождения

16 июня 1970 г.

Место рождения

Кемерово

Образование

В 2001 году окончил Кемеровскую Государственную Академию культуры и искусств.

Карьера

Основатель театра «Жёлтое окошко» (Мариинск, Кемеровская область)

Работал главным режиссёром Хакасского национального театра кукол «Сказка» (г. Абакан) и театра кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара (Кемерово).

Автор пьес, песен, стихов. Создатель творческих проектов «Театр без драматургии» и «Театр сердца». Организатор фестиваля уличных музыкантов «Мариинский Арбат» и фестиваля-шествия гигантских кукол «Кук-Парад».

Постановки идут в Москве, Перми, Новосибирске, Абакане, Минусинске, Прокопьевске и других городах.

Лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2006» (гран-при за спектакль «Иваново сердце»).

I премия за спектакль малой формы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2007 г.), спецприз газеты «Московский комсомолец» (2007 г.) за спектакль «О рыцарях и принцессах».

Спектакль «Квартирник» – участник внеконкурсной программы Всероссийского фестиваля «Золотая маска» (Москва, 2011 г.) и Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург, 2013 г.).

Гран-при Международного сказочного фестиваля «Я-мал, привет!» (Новый Уренгой, 2013 г.) за спектакль «Солдат и Шут».

Гран-при открытого театрального фестиваля «Свой» (Екатеринбург, 2019 г.) и Лауреат I степени фестиваля-конкурса «MOНОfest» (Пермь, 2019 г.) за спектакль «Геройские анекдоты».

Спектакль «Левша» – участник II Международного большого детского фестиваля (Москва, 2019 г.) и Всероссийского фестиваля-лаборатории «Вятка – город детства-2021» (Киров, 2021 г.).

ФИО

Пётр Михайлович Зубарев

Дата рождения

16 июня 1970 г.

Место рождения

Кемерово

Образование

В 2001 году окончил Кемеровскую Государственную Академию культуры и искусств.

Карьера

Основатель театра «Жёлтое окошко» (Мариинск, Кемеровская область)

Работал главным режиссёром Хакасского национального театра кукол «Сказка» (г. Абакан) и театра кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара (Кемерово).

Автор пьес, песен, стихов. Создатель творческих проектов «Театр без драматургии» и «Театр сердца». Организатор фестиваля уличных музыкантов «Мариинский Арбат» и фестиваля-шествия гигантских кукол «Кук-Парад».

Постановки идут в Москве, Перми, Новосибирске, Абакане, Минусинске, Прокопьевске и других городах.

Лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2006» (гран-при за спектакль «Иваново сердце»).

I премия за спектакль малой формы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2007 г.), спецприз газеты «Московский комсомолец» (2007 г.) за спектакль «О рыцарях и принцессах».

Спектакль «Квартирник» – участник внеконкурсной программы Всероссийского фестиваля «Золотая маска» (Москва, 2011 г.) и Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург, 2013 г.).

Гран-при Международного сказочного фестиваля «Я-мал, привет!» (Новый Уренгой, 2013 г.) за спектакль «Солдат и Шут».

Гран-при открытого театрального фестиваля «Свой» (Екатеринбург, 2019 г.) и Лауреат I степени фестиваля-конкурса «MOНОfest» (Пермь, 2019 г.) за спектакль «Геройские анекдоты».

Спектакль «Левша» – участник II Международного большого детского фестиваля (Москва, 2019 г.) и Всероссийского фестиваля-лаборатории «Вятка – город детства-2021» (Киров, 2021 г.).

Спектакли

«Геройские анекдоты» (посвящение актрисе театра и кино, автору рассказов и пьес Наталье Заякиной) — Театр «Жёлтое окошко», Мариинск, 2018 г.

«Дневник Робинзона» по мотивам романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» — «Театр-Т», Москва, 2022 г.

«Иваново сердце» (спектакль-игра) — Театр «Жёлтое окошко», Мариинск, 2005 г.

«Квартирник» (домашний концерт) — Театр «Жёлтое окошко», Мариинск, 2009 г.

«Левша» по одноимённой повести Николая Лескова — Пермский театр кукол, Пермь, 2018 г.

«О рыцарях и принцессах» — Театр «Жёлтое окошко», Мариинск, 2007 г.

«Парень из преисподней» по повести Братьев Стругацких — Первый театр, Новосибирск, 2021 г.

«Пуп земли, или Люди с другой стороны» — Театр «Жёлтое окошко», Мариинск

«Серебряное копытце» по мотивам сказа Павла Бажова — Минусинский драматический театр, Минусинск, 2022 г.

«Сказка в стиле джаз» — Прокопьевский драматический театр, Прокопьевск, 2013 г.

«Солдат и Шут» (спектакль о взаимоотношении людей по разные стороны взрослости) — Театр «Жёлтое окошко», Мариинск, 2012 г.

«Сон в летнюю ночь» по одноимённой комедии Уильяма Шекспира — Хакасский национальный театр кукол «Сказка», Абакан, 2020 г.

«Стойкий оловянный солдатик» по сказке Ганса-Христиана Андерсена — Театр кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара, Кемерово, 2017 г.

Выдержки из интервью

Всё зависит от честности. Интервью о том, как взаимосвязано детское чтение и театральные впечатления / Журнал «Литература» ИД «Первое сентября», Александра Никитина, 2016 г.

Интервью с актёром и режиссёром Петром Зубаревым / Алла Солопенко, блог студии «Дети райка», 17 января 2022 г.

Что видно из жёлтого окошка? Пётр Зубарев – о стёбе, моде и жизни в театре / Наталья Исаева, еженедельник «Аргументы и Факты» №47 (АиФ в Кузбассе), 21 ноября 2018 г.

СМИ о режиссере

Что видно из жёлтого окошка? Пётр Зубарев – о стёбе, моде и жизни в театре / Наталья Исаева, еженедельник «Аргументы и Факты» №47 (АиФ в Кузбассе), 21 ноября 2018 г.

Счастливые жители зачарованного леса. О III Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» 18-23 апреля 2006 г. / Петербургский театральный журнал, Надежда Таршис, Евгения Тропп

Место «встреч» изменить нельзя / Петербургский театральный журнал, Марина Дмитревская, ноябрь 2011 г.