Петр Зубарев
Описание
Живое слово, живая мысль, живое действие и честность – опоры, на которых должен держаться театр, который хочет быть глубоким, осмысленным, затрагивающим души зрителей. Этих опор держится в своей работе режиссёр Пётр Зубарев, создатель театра «Жёлтое окошко» в старинном сибирском городе Мариинск. Помимо создания спектаклей он постоянно экспериментирует. Так, в 2001 году запустил проект «Театр без драматургии». По его замыслу, сюжет новых постановок, текст, характеры персонажей, сценические приёмы придумываются актёрами и режиссёром на ходу. В 2003 году родился ещё один проект – «Возрастной театр» – программа воспитания театрального восприятия, призванная выявить особенности зрителей разных возрастов и, уже исходя из них, создавать спектакли.
В репертуаре «Жёлтого окошка» есть постановки для годовалых детей – для возраста, когда знакомство с миром происходит на ощупь. В одном из них, «Раз, ладошка, два, ладошка», герои спектакля – рука-мальчик и рука-девочка, которыми управляет актриса, – прикасаются к разным предметам, помогая зрителю ощутить разницу фактур – один предмет лёгкий и мягкий, другой тяжёлый, один шуршит, другой не издаёт ни звука. Сопровождают действие коротенькие стишки.
Иначе Пётр Зубарев работает над спектаклями для детей более старшего возраста. Детям в возрасте 2-3 года важно дать ответы на вопросы. Когда ребёнку 5-6 лет, его внимание переключается на визуальную составляющую в театре, оформление спектаклей. В 7 лет главным становится игра, сюжет, действие.
Самая сложная, таинственная и непредсказуемая аудитория – подростки. В спектакле «Шагнуть в пустоту» (о взаимоотношениях между разными поколениями) сюжет построен вокруг подростка (играет его тоже подросток). Каждый шаг героя приводит к страшным последствиям в параллельном мире – гибели других людей. Сначала с юными зрителями говорят на одном с ними языке – используют схожую манеру и тональность речи. Ближе к развязке звучит другой язык – тексты Высоцкого как образец слова, чести и мысли. Таким образом, подросткам сначала помогают подключиться к спектаклю с помощью знакомой им, понятной речи, а затем внезапно сталкивают с совсем другим языком, перекидывая мост от поверхностного, упрощённого к глубинному, к тому, что действительно важно.
Отдельное направление в творчестве Петра Зубарева – моноспектакли, основанные чаще на авторском материале и за редким исключением – на литературном произведении. Первым моноспектаклем стал «Суер-Выер» по роману Юрия Коваля. Историю о фантастическом плавании фрегата «Лавр Георгиевич» под командованием капитана Суера-Выера к Острову Истины Пётр Зубарев рассказывает один. По своему воздействию это напоминает филатовского «Федота-стрельца», где зрителю тоже нужно включать фантазию. В спектакле «Суер-Выер» Пётр Зубарев призрачно обозначает происходящее, чтобы зрители затем сами могли дорисовывать свои образы.
Со спектаклем «Иваново сердце» Пётр Зубарев выступил на фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» в 2006 году и получил гран-при, после чего о «Жёлтом окошке» из Мариинска узнал весь российский театральный мир. Этот моноспектакль поставлен по собственной пьесе режиссёра о Ваньке-дураке, который действует в сказочном мире, во многом перекликающемся с реальной современностью. Пётр Зубарев играет здесь не только детски-наивного и мудрого Ивана, но и других персонажей – самодовольных королей, глупых вояк, лекаря-мозгоправа и даже дракона. Простые вещи в руках артиста обретают новый смысл – надувные шарики, верёвки и плечики для одежды превращаются в горы, ущелья, реки, мосты. Рассказывая сказку, Пётр Зубарев одновременно легко и доступно раскрывает юным зрителям «тайны» устройства театра, а также ненавязчиво вдохновляет их после попробовать повторить этот опыт – создать свой мир из имеющихся дома вещей, превратить их во что-то иное. Так дети получают опыт мудрого, доброго и заботливого отношения к миру. Этим спектаклем режиссёр словно утверждает простой, но важный принцип: не стоит скрывать от детей проблемы, существующие у взрослых, – важно преподнести их на понятном языке, поговорить с ними об этом уже сейчас.
Ещё один моноспектакль Петра Зубарева, привлёкший внимание многих фестивалей и зрителей, – «Квартирник». Подобно роуд-муви в кино, это роуд-спектакль в театре – путешествие по трассе, на которой зрителям встретятся музыканты, автостопщики, поэты, рассказывающие свои истории. Вернее, рассказывает их Пётр Зубарев. Истории эти только отчасти выдуманные, приукрашенные. В основном это документальный материал, который складывается в картину о жизни, такой сложной и такой интересной.
Пётр Михайлович Зубарев
16 июня 1970 г.
Кемерово
В 2001 году окончил Кемеровскую Государственную Академию культуры и искусств.
Основатель театра «Жёлтое окошко» (Мариинск, Кемеровская область)
Работал главным режиссёром Хакасского национального театра кукол «Сказка» (г. Абакан) и театра кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара (Кемерово).
Автор пьес, песен, стихов. Создатель творческих проектов «Театр без драматургии» и «Театр сердца». Организатор фестиваля уличных музыкантов «Мариинский Арбат» и фестиваля-шествия гигантских кукол «Кук-Парад».
Постановки идут в Москве, Перми, Новосибирске, Абакане, Минусинске, Прокопьевске и других городах.
Лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2006» (гран-при за спектакль «Иваново сердце»).
I премия за спектакль малой формы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2007 г.), спецприз газеты «Московский комсомолец» (2007 г.) за спектакль «О рыцарях и принцессах».
Спектакль «Квартирник» – участник внеконкурсной программы Всероссийского фестиваля «Золотая маска» (Москва, 2011 г.) и Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург, 2013 г.).
Гран-при Международного сказочного фестиваля «Я-мал, привет!» (Новый Уренгой, 2013 г.) за спектакль «Солдат и Шут».
Гран-при открытого театрального фестиваля «Свой» (Екатеринбург, 2019 г.) и Лауреат I степени фестиваля-конкурса «MOНОfest» (Пермь, 2019 г.) за спектакль «Геройские анекдоты».
Спектакль «Левша» – участник II Международного большого детского фестиваля (Москва, 2019 г.) и Всероссийского фестиваля-лаборатории «Вятка – город детства-2021» (Киров, 2021 г.).
Пётр Михайлович Зубарев
16 июня 1970 г.
Кемерово
В 2001 году окончил Кемеровскую Государственную Академию культуры и искусств.
Основатель театра «Жёлтое окошко» (Мариинск, Кемеровская область)
Работал главным режиссёром Хакасского национального театра кукол «Сказка» (г. Абакан) и театра кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара (Кемерово).
Автор пьес, песен, стихов. Создатель творческих проектов «Театр без драматургии» и «Театр сердца». Организатор фестиваля уличных музыкантов «Мариинский Арбат» и фестиваля-шествия гигантских кукол «Кук-Парад».
Постановки идут в Москве, Перми, Новосибирске, Абакане, Минусинске, Прокопьевске и других городах.
Лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2006» (гран-при за спектакль «Иваново сердце»).
I премия за спектакль малой формы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2007 г.), спецприз газеты «Московский комсомолец» (2007 г.) за спектакль «О рыцарях и принцессах».
Спектакль «Квартирник» – участник внеконкурсной программы Всероссийского фестиваля «Золотая маска» (Москва, 2011 г.) и Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург, 2013 г.).
Гран-при Международного сказочного фестиваля «Я-мал, привет!» (Новый Уренгой, 2013 г.) за спектакль «Солдат и Шут».
Гран-при открытого театрального фестиваля «Свой» (Екатеринбург, 2019 г.) и Лауреат I степени фестиваля-конкурса «MOНОfest» (Пермь, 2019 г.) за спектакль «Геройские анекдоты».
Спектакль «Левша» – участник II Международного большого детского фестиваля (Москва, 2019 г.) и Всероссийского фестиваля-лаборатории «Вятка – город детства-2021» (Киров, 2021 г.).