
Петр Зубарев
Описание
Живое слово, живая мысль, живое действие и честность – опоры, на которых должен держаться театр, который хочет быть глубоким, осмысленным, затрагивающим души зрителей. Этих опор держится в своей работе режиссёр Пётр Зубарев, создатель театра «Жёлтое окошко» в старинном сибирском городе Мариинск. Помимо создания спектаклей он постоянно экспериментирует. Так, в 2001 году запустил проект «Театр без драматургии». По его замыслу, сюжет новых постановок, текст, характеры персонажей, сценические приёмы придумываются актёрами и режиссёром на ходу. В 2003 году родился ещё один проект – «Возрастной театр» – программа воспитания театрального восприятия, призванная выявить особенности зрителей разных возрастов и, уже исходя из них, создавать спектакли.
В репертуаре «Жёлтого окошка» есть постановки для годовалых детей – для возраста, когда знакомство с миром происходит на ощупь. В одном из них, «Раз, ладошка, два, ладошка», герои спектакля – рука-мальчик и рука-девочка, которыми управляет актриса, – прикасаются к разным предметам, помогая зрителю ощутить разницу фактур – один предмет лёгкий и мягкий, другой тяжёлый, один шуршит, другой не издаёт ни звука. Сопровождают действие коротенькие стишки.
Иначе Пётр Зубарев работает над спектаклями для детей более старшего возраста. Детям в возрасте 2-3 года важно дать ответы на вопросы. Когда ребёнку 5-6 лет, его внимание переключается на визуальную составляющую в театре, оформление спектаклей. В 7 лет главным становится игра, сюжет, действие.
Самая сложная, таинственная и непредсказуемая аудитория – подростки. В спектакле «Шагнуть в пустоту» (о взаимоотношениях между разными поколениями) сюжет построен вокруг подростка (играет его тоже подросток). Каждый шаг героя приводит к страшным последствиям в параллельном мире – гибели других людей. Сначала с юными зрителями говорят на одном с ними языке – используют схожую манеру и тональность речи. Ближе к развязке звучит другой язык – тексты Высоцкого как образец слова, чести и мысли. Таким образом, подросткам сначала помогают подключиться к спектаклю с помощью знакомой им, понятной речи, а затем внезапно сталкивают с совсем другим языком, перекидывая мост от поверхностного, упрощённого к глубинному, к тому, что действительно важно.
Отдельное направление в творчестве Петра Зубарева – моноспектакли, основанные чаще на авторском материале и за редким исключением – на литературном произведении. Первым моноспектаклем стал «Суер-Выер» по роману Юрия Коваля. Историю о фантастическом плавании фрегата «Лавр Георгиевич» под командованием капитана Суера-Выера к Острову Истины Пётр Зубарев рассказывает один. По своему воздействию это напоминает филатовского «Федота-стрельца», где зрителю тоже нужно включать фантазию. В спектакле «Суер-Выер» Пётр Зубарев призрачно обозначает происходящее, чтобы зрители затем сами могли дорисовывать свои образы.
Со спектаклем «Иваново сердце» Пётр Зубарев выступил на фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» в 2006 году и получил гран-при, после чего о «Жёлтом окошке» из Мариинска узнал весь российский театральный мир. Этот моноспектакль поставлен по собственной пьесе режиссёра о Ваньке-дураке, который действует в сказочном мире, во многом перекликающемся с реальной современностью. Пётр Зубарев играет здесь не только детски-наивного и мудрого Ивана, но и других персонажей – самодовольных королей, глупых вояк, лекаря-мозгоправа и даже дракона. Простые вещи в руках артиста обретают новый смысл – надувные шарики, верёвки и плечики для одежды превращаются в горы, ущелья, реки, мосты. Рассказывая сказку, Пётр Зубарев одновременно легко и доступно раскрывает юным зрителям «тайны» устройства театра, а также ненавязчиво вдохновляет их после попробовать повторить этот опыт – создать свой мир из имеющихся дома вещей, превратить их во что-то иное. Так дети получают опыт мудрого, доброго и заботливого отношения к миру. Этим спектаклем режиссёр словно утверждает простой, но важный принцип: не стоит скрывать от детей проблемы, существующие у взрослых, – важно преподнести их на понятном языке, поговорить с ними об этом уже сейчас.
Ещё один моноспектакль Петра Зубарева, привлёкший внимание многих фестивалей и зрителей, – «Квартирник». Подобно роуд-муви в кино, это роуд-спектакль в театре – путешествие по трассе, на которой зрителям встретятся музыканты, автостопщики, поэты, рассказывающие свои истории. Вернее, рассказывает их Пётр Зубарев. Истории эти только отчасти выдуманные, приукрашенные. В основном это документальный материал, который складывается в картину о жизни, такой сложной и такой интересной.
Пётр Михайлович Зубарев
16 июня 1970 г.
Кемерово
В 2001 году окончил Кемеровскую Государственную Академию культуры и искусств.
Основатель театра «Жёлтое окошко» (Мариинск, Кемеровская область)
Работал главным режиссёром Хакасского национального театра кукол «Сказка» (г. Абакан) и театра кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара (Кемерово).
Автор пьес, песен, стихов. Создатель творческих проектов «Театр без драматургии» и «Театр сердца». Организатор фестиваля уличных музыкантов «Мариинский Арбат» и фестиваля-шествия гигантских кукол «Кук-Парад».
Постановки идут в Москве, Перми, Новосибирске, Абакане, Минусинске, Прокопьевске и других городах.
Лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2006» (гран-при за спектакль «Иваново сердце»).
I премия за спектакль малой формы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2007 г.), спецприз газеты «Московский комсомолец» (2007 г.) за спектакль «О рыцарях и принцессах».
Спектакль «Квартирник» – участник внеконкурсной программы Всероссийского фестиваля «Золотая маска» (Москва, 2011 г.) и Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург, 2013 г.).
Гран-при Международного сказочного фестиваля «Я-мал, привет!» (Новый Уренгой, 2013 г.) за спектакль «Солдат и Шут».
Гран-при открытого театрального фестиваля «Свой» (Екатеринбург, 2019 г.) и Лауреат I степени фестиваля-конкурса «MOНОfest» (Пермь, 2019 г.) за спектакль «Геройские анекдоты».
Спектакль «Левша» – участник II Международного большого детского фестиваля (Москва, 2019 г.) и Всероссийского фестиваля-лаборатории «Вятка – город детства-2021» (Киров, 2021 г.).
Пётр Михайлович Зубарев
16 июня 1970 г.
Кемерово
В 2001 году окончил Кемеровскую Государственную Академию культуры и искусств.
Основатель театра «Жёлтое окошко» (Мариинск, Кемеровская область)
Работал главным режиссёром Хакасского национального театра кукол «Сказка» (г. Абакан) и театра кукол Кузбасса им. Аркадия Гайдара (Кемерово).
Автор пьес, песен, стихов. Создатель творческих проектов «Театр без драматургии» и «Театр сердца». Организатор фестиваля уличных музыкантов «Мариинский Арбат» и фестиваля-шествия гигантских кукол «Кук-Парад».
Постановки идут в Москве, Перми, Новосибирске, Абакане, Минусинске, Прокопьевске и других городах.
Лауреат Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин-2006» (гран-при за спектакль «Иваново сердце»).
I премия за спектакль малой формы Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» (2007 г.), спецприз газеты «Московский комсомолец» (2007 г.) за спектакль «О рыцарях и принцессах».
Спектакль «Квартирник» – участник внеконкурсной программы Всероссийского фестиваля «Золотая маска» (Москва, 2011 г.) и Всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Екатеринбург, 2013 г.).
Гран-при Международного сказочного фестиваля «Я-мал, привет!» (Новый Уренгой, 2013 г.) за спектакль «Солдат и Шут».
Гран-при открытого театрального фестиваля «Свой» (Екатеринбург, 2019 г.) и Лауреат I степени фестиваля-конкурса «MOНОfest» (Пермь, 2019 г.) за спектакль «Геройские анекдоты».
Спектакль «Левша» – участник II Международного большого детского фестиваля (Москва, 2019 г.) и Всероссийского фестиваля-лаборатории «Вятка – город детства-2021» (Киров, 2021 г.).
Спектакли
Выдержки из интервью
СМИ о режиссере
Полезные материалы
Вопросы и ответы
Мне кажется, одинаково честно, с одинаковой ответственностью должен создаваться и детский, и взрослый спектакль. Причём работа над спектаклем для детей даже чуть более ответственная. Когда мы делаем спектакль для взрослых, мы чувствуем себя более свободно, потому что делаем спектакль для равных – для людей, которые, как нам кажется, обладают жизненным опытом, что-то понимают в театре, уже сведущи в театральных приёмах, театральных законах. Взрослый зритель вполне может отдавать себе отчёт, что это художник – он так видит. Взрослый зритель может принимать или не принимать спектакль и оценивать его с точки зрения эксперта.
В разговоре с ребёнком всё немного по-другому. Мы старше, мы пришли в этот мир раньше, мы знаем о нём чуть больше и делимся с ребёнком этой информацией, этим опытом, своими наработками. Ребёнок знает и понимает меньше. Поэтому делать спектакль для детей – это примерно, как разговаривать с иностранцем, который не очень хорошо знает русский язык. В этом случае мы разговариваем осторожно: подбираем слова, предполагаем, какие обороты может не знать иностранец, разговариваем с определённой скоростью, не загоняя свою речь. Примерно так же – с такой же осторожностью – должны создаваться спектакли для детей. То есть в процессе создания спектакля нужно периодически смотреть на своё детище глазами ребёнка – вспоминать себя в этом возрасте, смотреть с этой точки зрения. Или с точки зрения разных детей. В любом случае это необходимо – оглядка с позиции детского взгляда. Мне кажется, в этом особенность спектаклей для детей. Но не самореализация ни в коем случае. Во взрослом театре можно делать всё, что угодно. В детском всегда напоминать себе – для кого это.
Я бы не говорил «маленький». Но свои особенности, свои способы познания мира, конечно, есть, потому что есть несколько «разновидностей» детей в зависимости от возраста. В своё время мы построили нашу театральную азбуку на возрастных особенностях. Ребёнок в 2,5-3 года – это один «вид». Чуть старше, скажем, лет с пяти, это уже несколько другой человек. Потом он идёт в школу, у него меняется окружение, ритм его жизни, – это уже третий человек. И у каждого возраста – свои характерные черты.
Например, 2,5-3 года – это возраст, когда ребёнок начинает задавать вопросы. Стало быть, он ждёт ответов. И на этом может быть построено всё взаимоотношение ребёнка и театра. Поэтому в спектакле для этого возраста мы в приём обязательно закладываем общение, договор. Также в основе должна быть игра. Если, играя с ребёнком в возрасте 2-3 года взять любой предмет и начать им действовать, он может не понять этой условности. Но, если мы договариваемся: «А давай вот это будет то-то и то-то», – ребёнок очень быстро впрыгивает в эти предлагаемые обстоятельства и принимает правила игры.
Дети в 5-6 лет очень любят яркие картинки, интересные формы, захватывающие сюжеты. Здесь можно поиграть на этом. Ребёнок ещё более старший, первоклассник, считает себя повзрослевшим, и здесь, безусловно, ему будет интересна игра театра с ним внутри спектакля. Здесь очень хороши, на мой взгляд, любые условности, любые игровые моменты, сценические хулиганства.
Начиная лет с 10, когда мы выходим из начальной школы, мы вообще почти перестаём быть детьми – мы почти взрослые люди. Здесь мы переходим на более тонкий интеллектуальный уровень, в действие вступают законы смыслов, символов и так далее.
Я очень долго шёл к спектаклю для годовалых детей, которые ещё не начали задавать вопросы. Мы сделали такие попытки – создали два спектакля, основываясь на способах познания мира этих детей. Один спектакль у нас был построен полностью на тактильных ощущениях, другой – на ритме, на древних ритмических играх – «По кочкам, по кочкам», «Сорока-Ворона» и так далее.
Помочь полюбить, мне кажется, просто невозможно. Любовь либо вспыхивает, либо нет. А вот помочь понять, пожалуй, можно. В Мариинском театре «Жёлтое окошко» мы разработали программу воспитания зрителя, по которой создаём спектакли для разных возрастов. В них должна быть заложена информация, постепенно раскрывающая детям, что такое театр. После просмотра у них должно сложиться представление о том, что такое условность, образ, как пишется пьеса, как создаётся спектакль. Должны быть раскрыты разные моменты театральной жизни, которые складываются в зрительскую азбуку, из которой потом будут составляться слова, предложения, повести, романы. Такую роскошь можно позволить себе только в таком маленьком городе, как Мариинск, где нет конкуренции, и весь зритель наш. Наверное, в большом городе всё гораздо сложнее. Но, как мне кажется, именно эта зрительская школа, программа зрительского воспитания помогла нам вырастить буквально несколько поколений: те, кого когда-то приводили на наши спектакли детьми, сейчас ведут к нам уже своих детей.
Считаю, что это абсолютно справедливая и имеющая право на существование формулировка – «детский театр». Есть произведения, которые дают детям почву для размышлений, сочувствия, сопереживания. А есть произведения, которые пройдут мимо. И дело не в том, что я считаю детей глупыми существами. Просто для того, чтобы проникнуться некоторыми произведения, нужно иметь определённый жизненный опыт, нужно, чтобы эти темы вошли в твой круг интересов. Вряд ли пятилетнего ребёнка потревожит «Гамлет», Веничка Ерофеев или «Кислород» Вырыпаева. Ребёнку это ещё не то что непонятно – неинтересно. Хотя и непонятно тоже.
Я всегда привожу один и тот же пример: моему среднему сыну задали прочитать гоголевскую «Шинель» в седьмом классе. У меня ещё тогда зародились сомнения – подходящий ли возраст для этого произведения? Седьмой класс – это романтический возраст, а значит интересны шпаги, паруса, романтика. Это возраст, когда ребёнок ощущает себя героем. По крайней мере, ему хочется ощущать себя героем. Как ему проникнуться проблемами «маленького человека»? В школе таких людей очень не любят. Но объяснить это ребёнку не получится – он должен дойти до этого самостоятельно, получив определённый опыт.
Практически обо всём, что детям доступно и понятно. На самом деле, важно говорить о том, что детей действительно интересует. Потому что мы, режиссёры, драматурги, создатели спектаклей, сами за детей придумываем какие-то темы, на которые интересно поговорить нам самим. Но это не значит, что это будет интересно и понятно детям. Часто бывает так (в последнее время это стало модой, скажем так): мы такие смелые – поговорили с детьми о смерти, о сексе. И поголовно штампуются подобные спектакли. Все, гордо подняв нос, говорят: «Какая это смелость! Какой прорыв!» А на самом деле, это далеко не всегда удачно.
Прежде всего, мне кажется, нужно понять, о чём интересно говорить детям, что их интересует. Мы сейчас живём в очень лживом мире, где очень много вранья, и дети это прекрасно чувствуют. Я вижу, как часто они не доверяют. По моим наблюдениям, по моему общению с детьми, сейчас очень важно говорить о настоящем и ненастоящем, о живом и неживом. Это одна из тем. Есть и другие темы, которые были всегда, – тема чуда, любви. И ещё есть темы, на которые сейчас даже со взрослыми нельзя открыто говорить, а говорить об этом стоит.