
Наталья Шумилкина
Описание
Как педагог и режиссёр, работающий со сложными группами детей и подростков с особенностями здоровья, Наталья Шумилкина стремится способствовать раскрытию таланта таких детей, старается помочь им почувствовать свою нужность и значимость. Она создаёт проекты, направленные в большей степени на обучение, поддержку, воодушевление, социализацию таких детей и молодых людей, волею судьбы вынужденных бороться за свою жизнь и здоровье.
С 2016 года режиссер возглавляет Инклюзивный театр «Городок Незнайки» (проект Фонда «Дети.мск.ру»). В этом проекте Наталья Шумилкина работает с детьми-сиротами и с детьми, имеющими особенности здоровья. Вместе с ними она выходит на сцену, создаёт поэтические и драматические спектакли. Подобная деятельность даёт особое понимание значимости профессии, ощущение, что посредством театра можно работать не просто ради своих творческих поисков и амбиций, но и ради других – тем, кому больно, страшно, кому особенно нужна забота и внимание.
Творческая биография Натальи Шумилкиной началась с вахтанговской школы (училище имени Б.В. Щукина) – яркой, зрелищной, игровой, где Наталья училась в мастерской Михаила Борисова, известного, в том числе, как ведущий различных телепередач. Впоследствии в режиссёрской карьере Натальи Шумилкиной пришлось работать над постановками шоу «Золотой граммофон», «Максидром» и других, где она смогла привнести в сферу шоу-бизнеса профессиональную театральную режиссуру. И, наоборот, переняла элементы высокого зрелищного шоу для включения их в театральные постановки.
Примером такого сочетания стала работа в Красноярском ТЮЗе над проектом «Сказки, сказки, сказки». Это три спектакля по сказкам «Дзынь» Натали Фильон, «Красная шапочка» Жоэля Помра и «Слон Хортон» Доктора Сьюза. Спектакль «Дзынь» о странствующей по миру капле родился из театральной лаборатории в Саратовском ТЮЗе. «Красная шапочка» и «Слон Хортон» создавались в Красноярске впервые. Истории, не связанные напрямую между собой, выстроены так, что последовательно вводят в театральный мир детей разного возраста, по нарастающей – 6+, 8+, 10+. Все три спектакля проходят в малом зале театра в одной сценографической установке Георгия Пашина. Играет одна и та же актерская команда.
При работе над «Красной Шапочкой» Наталья Шумилкина осознанно обратилась не к каноничному Шарлю Перро. В пьесах современного писателя Жоэля Помра обнаружилось то, что ближе ей по мысли, идее: если на пути встречается страх, не нужно бежать, но необходимо пойти ему навстречу, пережить его. Тогда человек освободится от того, что мешает идти по жизни.
Каждый спектакль несёт определённую смысловую нагрузку, подключиться к которой помогает цветовое решение. В спектакле «Дзынь» историю о поиске своего места в жизни разыгрывают уличные артисты а-ля Чаплин, в монохромных костюмах – чёрных бриджах, ботинках, котелках и белых рубашках. В «Красная шапочке», где центральной идеей становятся размышления о внутренних страхах, появляется красный цвет, вызывающий, с одной стороны, тревогу, но одновременно заставляющий собраться, сконцентрироваться, обратить внимание на важное. В «Слоне Хортоне» разговор идёт о доброте, и здесь за основу постановщики взяли костюмы, которые предпочитает современная молодёжь, сочетающие спортивный стиль и смешные принты.
В своей работе над разными постановками Наталья Шумилкина утверждает свою позицию: театр должен быть не только осмысленным, но и визуально зрелищным, ярким, чтобы визуальный ряд дополнял и подчёркивал смысл спектакля. Особенно если речь о спектаклях для детей и подростков, внимание которых имеет свойство переключаться быстрее. Поэтому её осознанное режиссёрское решение – зрелищность, динамика, энергия на сцене, чтобы действие увлекало зрителей.
Наталья Валерьевна Шумилкина
Москва
1993-1998 гг. – Театральный институт имени Бориса Щукина, режиссёрский факультет, курс Александра Поламишева и Михаила Борисова.
2008-2009 гг. – МИТРО (Школа телевидения Останкино), режиссёрский факультет.
Режиссёр-постановщик, сценарист, педагог по мастерству актёра, сценической речи и ораторскому искусству.
С 1986 по 1997 год работала в РАМТе помощником режиссёра, с 1997 по 1999 год – заведующей артистическим составом.
С мая 2005 по октябрь 2006 года – главный режиссёр Орского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Педагог факультета эстрады РАТИ (ГИТИС). Коуч и тренер по сценической речи, ораторскому искусству для частных и корпоративных клиентов. Педагог по мастерству актёра и сценической речи московской школы «Класс-центр» Сергея Казарновского.
Руководитель Инновационного творческого клуба «КОЛЛАБОРАЦИЯ», создающего актуальные проекты для творческой молодёжи Москвы.
Художественный руководитель и педагог Инклюзивного театра «Наш Балаганчик» при Благотворительном фонде «Дети.мск.ру».
Лауреат премии СТД за лучшую режиссёрскую работу – спектакль «Любовное безумие» (Орский государственный драматический театр, 2001 г.)
Лауреат премии «МУЗ ТВ» за лучшее концертное шоу «Золотой граммофон».
Наталья Валерьевна Шумилкина
Москва
1993-1998 гг. – Театральный институт имени Бориса Щукина, режиссёрский факультет, курс Александра Поламишева и Михаила Борисова.
2008-2009 гг. – МИТРО (Школа телевидения Останкино), режиссёрский факультет.
Режиссёр-постановщик, сценарист, педагог по мастерству актёра, сценической речи и ораторскому искусству.
С 1986 по 1997 год работала в РАМТе помощником режиссёра, с 1997 по 1999 год – заведующей артистическим составом.
С мая 2005 по октябрь 2006 года – главный режиссёр Орского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Педагог факультета эстрады РАТИ (ГИТИС). Коуч и тренер по сценической речи, ораторскому искусству для частных и корпоративных клиентов. Педагог по мастерству актёра и сценической речи московской школы «Класс-центр» Сергея Казарновского.
Руководитель Инновационного творческого клуба «КОЛЛАБОРАЦИЯ», создающего актуальные проекты для творческой молодёжи Москвы.
Художественный руководитель и педагог Инклюзивного театра «Наш Балаганчик» при Благотворительном фонде «Дети.мск.ру».
Лауреат премии СТД за лучшую режиссёрскую работу – спектакль «Любовное безумие» (Орский государственный драматический театр, 2001 г.)
Лауреат премии «МУЗ ТВ» за лучшее концертное шоу «Золотой граммофон».
Спектакли
Выдержки из интервью
СМИ о режиссере
Полезные материалы
Вопросы и ответы
Сегодняшний маленький зритель более непосредственен и свободен. Он намного быстрее понимает, соображает и схватывает материал. Его фантазия более развита. Его сложнее обмануть, он очень чувствует фальшь. Его внимание невозможно удержать долгими разговорами. Важно соединять диалоги с визуальным рядом и музыкальным.
Для того, чтобы дети полюбили театр, нужно просто с раннего периода водить их на хорошие спектакли. Обсуждать их с ними. Но не на уровне нравится/не нравится. А задавать вопросы по сути – о смыслах, об отношении к увиденному. Для более глубокого погружения можно ходить в театральную студию. Даже если ребёнок и не станет в дальнейшем артистом, он сможет изнутри глубоко постичь смысл театрально действия и пристраститься к чтению, разбору, к культуре в целом.
Точнее – театр для детей. Для юных зрителей. Безусловно, есть произведения, которые не могут быть понятны ребёнку в 5 лет. У него ещё нет опыта таких переживаний. И не стоит ломать и рушить его психику, пытаясь объяснить ему то, что он не в силах осознать.
Тем для разговоров с подростками сегодня очень много. Часто вижу в спектаклях социальных театров темы по их запросам: буллинг, лидерство, самоидентификация. Я, как правило, беру сложные темы и серьёзные произведения, чтобы говорить о духовных проблемах – о любви, милосердии, дружбе, честности и порядочности. Это не самые популярные темы в наше время. Сегодня воспитание в основном направлено на самоидентификацию ребёнка и утверждение свободы его личности. Но мы пытаемся говорить о том, что такое свобода, есть ли у неё границы, как свобода одного соприкасается со свободой другого. Допускает ли свобода уважение к другому человеку? Является ли доказательство своей правоты непременным условием в любых ситуациях, или возможен компромисс, если от него зависит благополучие другого человека?
Я считаю наиболее важными сегодня такие темы: любовь к жизни, людям; уважение к разным людям, к пожилым, детям; милосердие, сопереживание, эмпатия; честность, порядочность. То есть я считаю важным всё, что делает человека человеком, а не высокоразвитым социальным существом, зацикленным на своём эгоистичном стремлении состояться и быть благополучным.
Пожалуй, отличается. Хотя принцип веры и подлинности включения артиста ничем не отличается от работы над взрослым спектаклем. При поиске способа существования в спектакле нужно, прежде всего, искать игровой ключ, понятный детям. Как, в какой игровой форме рассказать детям историю, чтобы они её поняли? Не пересказать уже хорошо известный сюжет, а интерпретировать наглядно. Нужно дотянуться, именно дотянутся до понимания и восприятия современного мира детьми. Посмотреть мультфильмы и фильмы, которые им сегодня особенно нравятся. Поиграть с ними в их игры. Почитать с детьми текст для будущей постановки. Услышать, что они об этом думают.