Мурат Абулкатинов
Описание
Получив опыт работы актером театра кукол, основанного на сопереживании, на подключении к другому, Мурат Абулкатинов решил стать режиссером — создавать свои миры, размышлять о мироустройстве средствами театра. Еще студентом, обучаясь в ГИТИСе в мастерской Сергея Женовача, поставил «Вишневый сад» на курсе Константина Райкина. Постановку отметили, посыпались приглашения на театральные лаборатории. Этапной стала работа в рамках экспериментальной творческой лаборатории молодой режиссуры и современной драматургии под руководством Олега Лоевского, а также в проекте «Эксперимент 123» под кураторством Павла Руднева.
Из некоторых эскизов выросли полноценные спектакли. Один из них — «Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» по пьесе Светланы Баженовой в Прокопьевском театре драмы (вошел во внеконкурсную программу «Маска Плюс» фестиваля «Золотая Маска»). Подростковую драму (главная героиня переживает отсутствие отца, сложности взросления и ищет опору в кажущемся враждебным мире) режиссер Мурат Абулкатинов расширяет до истории о попытке преодолеть одиночество и выйти за пределы собственного «я». Во внутреннем мире Светки царит бунт и непринятие реальности, а также самой себя, но за всем этим — безграничная нежность, хрустальная уязвимость и страстное желание любви, способной оправдать боль. Показывая историю потерянного, ищущего смыслы молодого человека, которому только предстоит принять себя и перестать искать опору вовне, Мурат Абулкатинов создает пространство искреннего сопереживания. Спектакль имеет терапевтический эффект, если подключиться к нему и пройти историю вместе с главной героиней так, как это делает режиссер.
Ощущение замкнутого пространства, в который умещается огромная жизнь, трагичная и пустая, возникает в спектакле «Евгений Онегин» в Красноярском ТЮЗе. Главный герой, родившийся «на брегах Невы», — человек, у которого не получилось — ни стать счастливым, ни сделать таковым другого. Однако режиссер, кажется, не осуждает Онегина, но бесстрашно всматривается в бездну его одиночества, которое, говоря словами Бродского, «хуже ада». Он показывает трагедию человека, который хотел поступить благородно, а поступил неправильно и что-то важное упустил. А заодно и обрек на несчастье того, кто его по-настоящему полюбил. Мотив необратимости, возникшей из-за не совершенного вовремя поступка, — ведущий в постановке. Ценой безответственного пренебрежения чувствами Татьяны становится духовная смерть Онегина, которая в спектакле проигрывается словно в обратной перемотке. В начало действия режиссер монтирует финал пушкинского романа в стихах — сцену отказа замужней Татьяны Онегину. Всё остальное — лишь череда воспоминаний, неспособных изменить ход событий. Герой оказывается заперт в том событии и неспособности себя за него простить.
Мотив необратимости есть и в другом спектакле Мурата Абулкатинова — «Поход в Угри-Ла-Брек». Однако здесь история построена режиссером совсем иначе. Необратимость нелюбви, породившей семейный раскол, удается преодолеть главным героям — детям Хенрику и Марии. Они отправляются на поиски пропавшего дедушки, не зная еще, что искать придется по ту сторону жизни, ведь дедушка умер. Этот спектакль — не подростковая постановка о первом столкновении со смертью. Это глубокое размышление о важности объединения семьи, о движении навстречу друг к другу. Финал, показанный в пустоте и темноте зрительного зала (зрители находятся на сцене), в одиноком, но спасительном луче света, дает надежду: воссоединиться и снова полюбить друг друга можно даже после смерти. Смерть не всесильна — любовь сильнее. И, позволю себе предположить, что именно в этом движущая сила спектаклей Мурата Абулкатинова — в вере в силу сопереживания и любви, которая действительно способна искупить любую боль и отчаяние.
Если так, то трагедия Онегина — не в том, что он упустил любовь или ошибся, а в том, что так и не поднялся над собственной гордыней и замкнутостью на самом себе. Возможно, сделай он это, смог бы преодолеть ту самую необратимость, обретя освобождение от собственного одиночества и душевной пустоты.
Мурат Михайлович Абулкатинов
1992 г.
Новоузенск (Саратовская область)
В 2013 г. окончил Театральный институт Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (специализация «Актёр», мастерская Татьяны Кондратьевой, 2013), в 2022 г. — Российский институт театрального искусства — ГИТИС (режиссёрский факультет, мастерская Сергея Женовача).
Получатель стипендии имени Бориса Равенских и стипендии имени Анатолия Эфроса.
Участник режиссёрских лабораторий в Красноярском театре юного зрителя (лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка»), Воронежском камерном театре, МХТ имени А.П. Чехова, Театре Наций.
Ставил спектакли в Бухаресте, Воронеже, Красноярске, Москве, Петрозаводске, Прокопьевске, Саратове.
Участник фестиваля театров малых городов, Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», внеконкурсных программ «Маска Плюс» и «Детский Weekend» Российского Национального театрального фестиваля-премии «Золотая Маска».
Лауреат Областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» за спектакль «Золушка» Саратовского Нового драматического театра «Версия» (номинация «Дебют», Саратов, 2018).
По итогам Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» спектакль «Евгений Онегин» одержал победу номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра» (Мурат Абулкатинов), «Лучшая работа хореографа» (Никита Беляков). Также спектакль — лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна — 2024» в номинациях «Лучшая премьера сезона в драматическом театре» и «Лучшая работа художника-постановщика».
Участие в лабораториях:
- лаборатория «Актуализация классики» под руководством Олега Лоевского (Никитинский театр, Воронеж, 2021) — эскиз по пьесе Александра Островского «Богатые невесты»;
- лаборатория «Молодые режиссёры — детям» (Российский академический Молодёжный театр, Москва, 2021) — эскиз по книге Вольфа Эрльбруха «Утка, смерть и тюльпан»;
- лаборатория «Творческий эксперимент» в рамках фестиваля «Город юности» памяти режиссёра Бориса Равенских (Старооскольский театр для детей и молодёжи, Старый Оскол, 2021) — эскиз по пьесе Юна Фоссе «Телемах»;
- лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Трудные темы в театре для детей и подростков» под руководством Олега Лоевского (Красноярский театр юного зрителя, Красноярск, 2021) — эскиз по пьесе Томаса Тидхольма «Поход в Угри-Ла-Брек» (вошёл в репертуар театра);
- режиссёрская лаборатория «Дебюты» (Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Москва, 2021) — эскиз по пьесе Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно»;
- лаборатория «Эксперимент 123. Опасный возраст» под руководством Павла Руднева (Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола, Прокопьевск, 2022) — эскиз по пьесе Светланы Баженовой «Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» (вошёл в репертуар театра);
- IX Областной семинар театральной молодёжи «Классика как современность» (Екатеринбург, 2022) — эскиз по роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»;
- творческая лаборатория Театра Наций по современной драматургии под руководством Олега Лоевского (Драматический театр «Театральный ковчег в Дубраве», Сергиев Посад, 2022) — эскиз по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания»;
- лаборатория «АРТХАБ» под руководством Павла Руднева и Марины Брусникиной (МХТ имени А.П. Чехова, 2022) — эскиз по пьесе Виктории Костюкевич «Текст для театра»;
- лаборатория «Поиск» (Новое пространство Театра Наций, Москва, 2022) — эскиз по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».
Мурат Михайлович Абулкатинов
1992 г.
Новоузенск (Саратовская область)
В 2013 г. окончил Театральный институт Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (специализация «Актёр», мастерская Татьяны Кондратьевой, 2013), в 2022 г. — Российский институт театрального искусства — ГИТИС (режиссёрский факультет, мастерская Сергея Женовача).
Получатель стипендии имени Бориса Равенских и стипендии имени Анатолия Эфроса.
Участник режиссёрских лабораторий в Красноярском театре юного зрителя (лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка»), Воронежском камерном театре, МХТ имени А.П. Чехова, Театре Наций.
Ставил спектакли в Бухаресте, Воронеже, Красноярске, Москве, Петрозаводске, Прокопьевске, Саратове.
Участник фестиваля театров малых городов, Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», внеконкурсных программ «Маска Плюс» и «Детский Weekend» Российского Национального театрального фестиваля-премии «Золотая Маска».
Лауреат Областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин» за спектакль «Золушка» Саратовского Нового драматического театра «Версия» (номинация «Дебют», Саратов, 2018).
По итогам Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» спектакль «Евгений Онегин» одержал победу номинациях «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра» (Мурат Абулкатинов), «Лучшая работа хореографа» (Никита Беляков). Также спектакль — лауреат Краевого фестиваля «Театральная весна — 2024» в номинациях «Лучшая премьера сезона в драматическом театре» и «Лучшая работа художника-постановщика».
Участие в лабораториях:
- лаборатория «Актуализация классики» под руководством Олега Лоевского (Никитинский театр, Воронеж, 2021) — эскиз по пьесе Александра Островского «Богатые невесты»;
- лаборатория «Молодые режиссёры — детям» (Российский академический Молодёжный театр, Москва, 2021) — эскиз по книге Вольфа Эрльбруха «Утка, смерть и тюльпан»;
- лаборатория «Творческий эксперимент» в рамках фестиваля «Город юности» памяти режиссёра Бориса Равенских (Старооскольский театр для детей и молодёжи, Старый Оскол, 2021) — эскиз по пьесе Юна Фоссе «Телемах»;
- лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Трудные темы в театре для детей и подростков» под руководством Олега Лоевского (Красноярский театр юного зрителя, Красноярск, 2021) — эскиз по пьесе Томаса Тидхольма «Поход в Угри-Ла-Брек» (вошёл в репертуар театра);
- режиссёрская лаборатория «Дебюты» (Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Москва, 2021) — эскиз по пьесе Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или Что угодно»;
- лаборатория «Эксперимент 123. Опасный возраст» под руководством Павла Руднева (Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола, Прокопьевск, 2022) — эскиз по пьесе Светланы Баженовой «Делай всё, что хочешь, пока я тебя люблю» (вошёл в репертуар театра);
- IX Областной семинар театральной молодёжи «Классика как современность» (Екатеринбург, 2022) — эскиз по роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»;
- творческая лаборатория Театра Наций по современной драматургии под руководством Олега Лоевского (Драматический театр «Театральный ковчег в Дубраве», Сергиев Посад, 2022) — эскиз по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания»;
- лаборатория «АРТХАБ» под руководством Павла Руднева и Марины Брусникиной (МХТ имени А.П. Чехова, 2022) — эскиз по пьесе Виктории Костюкевич «Текст для театра»;
- лаборатория «Поиск» (Новое пространство Театра Наций, Москва, 2022) — эскиз по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».