Описание

Со-основатель (вместе с Вячеславом Игнатовым) театра «Трикстер», ученица Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, режиссер, актриса Мария Литвинова сегодня является одним из самых успешных продюсеров в сфере театра для детей.

Деловой и творческий стиль «Трикстера» благодаря Литвиновой делает его идеальным партнером для любых институций - и огромной государственной Пермской оперы, и малюсенькой частной лаборатории «КукЛаб». Появление в детском репертуаре любого театра спектакля «Трикстер» – это своего рода знак качества. Если в афише есть проект Игнатова-Литвиновой, значит, у театра/фестиваля все отлично с финансированием, пиаром и актуальной повесткой. Ведь именно «Трикстер» умеет делать вещи модные и неизменно привлекающие внимание журналистов и экспертов главных театральных премий. Чтобы добиться такого результата, Литвинова-продюсер использует все возможности: гранты, лаборатории, питчинги, конференции, сотрудничество с крупными государственными театрами, участие в резиденциях. Все идет в ход, чтобы продолжать двигаться по выбранному пути и следовать своей миссии – менять окружающий культурный ландшафт и создавать качественный, разнообразный, эффектный театр, воспитывающий разум и чувства своей аудитории.

ФИО

Литвинова Мария Васильевна

Дата рождения

18 августа 1982 года

Место рождения

г. Москва

Образование

1998 г. - Московская Международная Киношкола.

2003 г. - Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства, специальность «Актер театра кукол».

2008 г. - Всероссийский Государственный Институт Кинематографии (ВГИК), специальность «Режиссура анимационного кино» (красный диплом).

2012 г. - Школа театрального лидера (Департамент культуры г. Москвы и центр Мейерхольда).

2018 г. - Высшая школа деятелей сценического искусства Г. Г. Дадамяна (менеджмент сценического искусства).

2019 г. - Кадровый резерв Департамента культуры г. Москвы.

Карьера

2000 - 2010 - актриса и режиссер в Московском театре «Тень».

2005 - 2016 - актриса и режиссер в театре «Практика».

2012 - 2013 - главный специалист в «Московском театре кукол».

2016 - 2018 - актриса и режиссер в «Центре драматургии и режиссуры».

2010 - 2018 - руководитель независимого театра «Трикстер».

В 2018 году вошла в Кадровый резерв директоров театров департамента культуры г. Москвы

ФИО

Литвинова Мария Васильевна

Дата рождения

18 августа 1982 года

Место рождения

г. Москва

Образование

1998 г. - Московская Международная Киношкола.

2003 г. - Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства, специальность «Актер театра кукол».

2008 г. - Всероссийский Государственный Институт Кинематографии (ВГИК), специальность «Режиссура анимационного кино» (красный диплом).

2012 г. - Школа театрального лидера (Департамент культуры г. Москвы и центр Мейерхольда).

2018 г. - Высшая школа деятелей сценического искусства Г. Г. Дадамяна (менеджмент сценического искусства).

2019 г. - Кадровый резерв Департамента культуры г. Москвы.

Карьера

2000 - 2010 - актриса и режиссер в Московском театре «Тень».

2005 - 2016 - актриса и режиссер в театре «Практика».

2012 - 2013 - главный специалист в «Московском театре кукол».

2016 - 2018 - актриса и режиссер в «Центре драматургии и режиссуры».

2010 - 2018 - руководитель независимого театра «Трикстер».

В 2018 году вошла в Кадровый резерв директоров театров департамента культуры г. Москвы

Выдержки из интервью

Permopera.ru, 17.11.2017

Интервью для издания «Новый Компаньон»

Интервью Елене Акимовой, Mel.fm, 2020

Интервью Юлии Замятиной, Pluggedin.ru

СМИ о режиссере

Марина Шимадина, театральный критик

Ольга Дашковская, vogazeta.ru

Юлия Замятина, pluggedin

Вопросы и ответы

Есть ли характерные особенности у «маленького» зрителя, если есть, то какие?

Во-первых, дети очень восприимчивы к изменениям. Они настроены на образование, они настроены на то, что они познают новый мир и новую информацию.

Во-вторых, детей нельзя пугать в театре. Однако, их очень легко напугать, но мы не можем себе этого позволить. Надо держать их внимание, поскольку если взрослый может следить за какой-то сложной мыслью, не подкреплённой эмоцией, то с ребёнком это гораздо сложнее. Если он не испытывает эмоции, глядя на сцену, то он теряет внимание молниеносно.

Как помочь детям понять/полюбить театр?

Делать хорошие спектакли. Они должны быть супер качественные, классные, с хорошими артистами, которые не отпускают внимание ребенка в течение часа, которого они находятся на сцене, спектакли с клёвыми костюмами, декорациями, которые будут впечатлять ребёнка. Но действительно впечатлять, а не просто делать вид.

Так же, как мы впечатляем взрослых, мы должны впечатлить детей, может быть, даже ещё больше, потому что взрослый человек способен считать намёки, образы, а у ребёнку с этим немного сложнее. Да, мы понимаем, что у него не такой большой багаж впечатлений, который он складывает в образы, поэтому не нужно делать халтуры, не нужно делать дешёвого театра, не нужно делать театр на коленке. Это должно быть высокое качество, и тогда они будут под впечатлением, и тогда они будут любить театра, они будут хотеть туда вернуться.

Корректное ли словосочетание «детский театр», имеют ли произведения искусства возраст?

Тут дело в том, что мы работаем с молодой аудиторией, которая восприимчива к изменениям. Если мы хотим изменить ситуацию в мире, хотим развернуть человечество и показать ему какой-то другой путь, то это надо делать через детскую аудиторию, потому что это наш будущий зритель, который станет взрослым и, который либо пойдет в театр во взрослом возрасте, полюбив его в детстве, либо не пойдет.

Если мы хотим засадить какую-то гуманистическую или философскую идею в умы населения, то мы должны это делать это в детстве, потому что взрослых людей переубедить, перевоспитать, переформировать уже практически невозможно, но это можно сделать с детьми, поэтому образовательный фактор театра крайне важен.

Это в каком-то смысле развлечение. Мы стараемся детей не просто удивить, отвлечь, мы пытаемся положить в их головы новые ростки, которые дадут свои плоды в будущем. И это будет наше новое поколение, воспитанное тем современным детским театром, который есть сейчас.

О чем сегодня важно говорить с детьми и подростками, какие темы затрагивать в спектаклях?

На самом деле, можно затрагивать разные темы. Однако очень большой разрыв между детьми и подростками. В принципе, каждый возраст с шагом в два года имеет какие-то свои характерные особенности. Какие-то темы в 4 года можно обсуждать, а какие-то нельзя, какие-то в 15 лет можно обсуждать, а какие-то уже неинтересно поднимать, поэтому вопрос довольно абстрактный. Но что точно можно сказать, что любой спектакль должен иметь образовательный контекст. Но сам автор решает - про что или о чём он хочет рассказать ребёнку.

Например, когда мы делаем музыкальные спектакли для детей, одной из самых важных целей, которая стоит перед нами - мы должны показать детям, что музыкальный театр это интересно, что это такой же волшебный мир, к примеру, как мультфильмы. Мы должны показать, что это не скучно, что это не пыльный большой театр, в котором они сидят с родителями. Этот паттерн, этот стереотип нужно сломать у ребёнка. Если ребёнок первый раз в жизни попадает в музыкальный театр, то он должен влюбиться в него сразу.

Такая задача стоит перед нами всегда, когда мы ставим музыкальные спектакль. Например, сейчас мы работаем над симфоническим концертом для детей от 5 лет, и мы понимаем, что от того, насколько это будет впечатляюще для них, будет дальше складываться их отношение к музыкальному театру.

А дальше, в общем-то, любая тема может быть поднята. Просто всё зависит от того, как мы её расскажем, каким образом мы подойдём к ней, не оставим ли мы ребёнку травму от того, что он столкнулся с этой темой. Может быть он впервые в театре, может быть ребёнок никогда не боялся темноты, а тут в театре мы вдруг рассказали, что некоторые дети боятся темноты, и он стал задумываться на тему: “Ну надо же, о чём оказывается можно было бояться, может быть мне тоже надо бояться?”.

Вот именно поэтому это очень тонкий лёд, по которому мы ходим, разговаривая с детьми на какие-то сложные темы, поэтому возрастной ценз тут имеет большое значение.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклем, разительны ли эти отличия?

На пятый вопрос я отвечу больше с позиции нас, как театральной компании "Трикстер", наших принципов работы с детским и взрослым театром. У нас есть очень чёткий принципы, которым мы следуем.

Во-первых, спектакли - это как слоёный пирог. Внизу есть некий глубокий смысл, идея, которую несёт спектакль. Как правило, эту идею дети не считывают. Её считывают взрослые, но если мы делаем спектакль исключительно для детей, а не для детей с родителями, то это плохой спектакль, потому что в зале сидят взрослые люди, им должно быть интересно смотреть этот спектакль. Они должны потом прийти домой и обсудить с ребёнком то, что они увидели, и им должно быть это интересно. Они также должны открыть для себя что-то новое. Тем более мы не забываем, что билеты на спектакли покупают взрослые. Следовательно, первый слой - это содержание, смысл, который мы доносим.

Второй слой - это эмоциональный контекст, который воспринимают все зрители. А самый верхний слой, который понимают и видят зрители - это история. И всё это, конечно, должно быть упаковано в красивую форму, которая имеет отношение ко всем трём слоям. Тогда это получается очень компактная, красивая и собранная картинка. Это первый принцип, которому мы всегда следуем в работе с детскими спектаклями.

Второй принцип заключается в том, что каждые 3 минуты должен быть какой-то трюк. Но трюк не в прямом смысле, когда кто-то прыгнул сальто, а какое-то изменение декорации, вау-эффект, неожиданный поворот сюжета. Например, у нас есть хронометраж равный 60 минутам. Мы просто делим его на трёхминутные отрывки и смотрим на то, чтобы каждые 3 минуты что-то происходило, иначе ребёнок может потерять внимание и потерять интерес к тому, что происходит на сцене.