Описание

Лариса Афанасьева – человек огромного сердца, режиссёр и педагог. Смотря её спектакли, на то, что она делает, думаешь и веришь, что настоящая жизнь – это про любовь и свободу. Лариса Афанасьева создала в Санкт-Петербурге цирк для хулиганов – проект, который с 2000 года занимается социальной адаптацией детей методом цирковой педагогики. «Упсала-цирк» работает с подростками из групп социального риска, а также с детьми с особыми потребностями, включая их в спектакли и тренировочный процесс. Занятия помогают «хулиганам» изменить свой жизненный сценарий, реализовать таланты, найти своё место и дело в жизни.

Спектакли Ларисы Афанасьевой основаны на философии и эстетике «нового цирка», то есть на синтезе разных искусств, и не имеют ничего общего с цирковыми клише – пудели, мишура, несмешные клоуны. В постановках акробатика и жонглирование объединяются с контемпорари, элементами уличной культуры, брейкдансом. Артист здесь – не «механизм», выполняющий сложные трюки (хотя техника, безусловно, важна, поэтому занятия с подростками, репетиции и тренировки проходят по чётко отлаженной методике при участии профессиональных педагогов и цирковых артистов). В «Упсала-цирке» каждый участник спектакля – творец, который раскрывается, осваивая разные инструменты и жанры: хип-хоп, паркур, контактное жонглирование, а также анимацию и видеомэппинг.

Спектакли Ларисы Афанасьевой – это лаборатория, эксперимент, work in progress – подход, в котором результат – это и есть сам процесс. Их «сверхзадача» – коллективная психотерапия, совместное проживание каких-то проблем, а не просто констатация факта. Эти постановки ломают четвёртую стену – её в «Упсала-цирке» просто нет, и создаётся нерушимая и абсолютно естественная связь между сценой и публикой. Особенно это ощущается в спектакле «Перья» – постановке, которая заходит на территорию документального театра. Это не первый такой «эксперимент»: во время работы над спектаклем «Точка» постановщики тоже работали с реальными историями, общаясь с воспитанниками спецшколы, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. В «Перьях» сюжет построен вокруг детских воспоминаний артистов и шире – травм России XX века. В процессе подготовки к спектаклю команда «Упсала-цирка» обратилась к специалистам Пропповского центра, которые изучают культурное и социальное наследие страны и его сегодняшнюю трансформацию. В исторический контекст (война, голод, ГУЛАГ, ссылки) они встроили личные переживания и образы из детства – лето в деревне, гаражи, коммуналки, сказка «Алиса в стране чудес» на виниловой пластинке с голосом Высоцкого. На сцене артисты работают со сложной конструкцией, созданной Ником Хамовым, которая представляет собой передвигающиеся модули из оргстекла, которые трансформируются и становятся то кроватями, то полками в поезде, то нарами. Это не просто функциональная часть пространства – в каком-то смысле это мост, коридор времени, соединяющий прошлое и настоящее. Пройдя через воспоминания, не всегда приятные, герои спектакля предлагают зрителям задуматься, какое отношение травмы прошлого имеют к нам настоящим, и как мы сегодняшние связаны с этим. А в финале они отчаянно и радостно танцуют под музыку культового «АукцЫона», обливаясь водой из жестяных вёдер, – и это становится символом освобождения и обновления.

Спектаклем-погружением, спектаклем-лабораторией можно назвать «Сны Пиросмани» – инклюзивный спектакль «Упсала-Цирка», созданный по мотивам картин грузинского художника Нико Пиросмани. Отправной точкой проекта стал разговор во время одной из репетиций, когда кто-то из участников произнёс: «Хачики достали, понаехали тут…» В попытках разобраться, кто мы друг другу, откуда это неприятие, имеет ли оно под собой основания или навязано кем-то, Лариса Афанасьева организовала для своих «хулиганов» творческую поездку в Грузию в 2017 году. Там ребята смоги почувствовать энергию места, где жил и творил удивительный художник с нежной, светлой душой. Свои впечатления, дух свободы и красоты, а также те ответы, которые были найдены и прожиты в этой поездке, артисты передали в спектакле, созданном огромной командой. В проекте Лариса Афанасьева объединила профессионалов театра и цирка, музыкантов, звукорежиссёров, видеохудожников и юных артистов – детей и подростков из неблагополучных семей, коррекционных школ, а также выпускников «Упсала-цирка» – артистов профессиональной труппы и детей с синдромом Дауна. Наряду с цирковыми трюками, в спектакле ребята сами создают музыкальную партитуру и используют элементы инженерного театра.

ФИО

Лариса Афанасьева

Дата рождения

15 июня

Место рождения

Бурятия

Образование

Восточно-Сибирская государственная академия искусств (Улан-Удэ), «режиссёр театра».

Карьера

Режиссёр, директор и художественный руководитель «Упсала-Цирка». С 2000 г. работает с детьми и подростками из групп социального риска и детьми с особыми потребностями. Автор метода цирковой педагогики для работы с детьми из групп социального риска.

В 2005 г. «Упсала-цирк» получил первую премию на международном цирковом фестивале в Мюнхене, в 2007-м – на фестивале цирка Cabuwazi в Берлине.

Спектакль «Эффект пинг-понгового шарика» – участник крупнейшего в мире фестиваля искусств Fringe в Эдинбурге в 2017 г., фестиваля «Летающие дети» и нескольких европейских туров.

В 2018 г. спектакль «Упсала-цирка» «Я Басё» по мотивам японских трёхстиший (режиссёры Яна Тумина, Александр Балсанов):

- стал лауреатом «Золотой маски» в номинации «Эксперимент»,

- признан лучшим спектаклем конкурса на соискание Российской Национальной премии «Арлекин» «Упсала-цирк», отмечен в номинациях «Лучшая работа режиссёра» (Яна Тумина и Александр Балсанов), «Лучшая работа композитора» (Анатолий Гонье) и «Лучшая работа художника по свету» (Яна Бойцова).

Спектакль «Сны Пиросмани» – лауреат театральной премии «Арлекин-2019».

Спектакли «Сны Пиросмани» и «Племянник» были включены в программу фестиваля «Золотая маска в городе» (2018 г.).

В 2021 г. Лариса Афанасьева награждена орденом литературы и искусств Франции в степени кавалера (l’Ordre des Arts et Lettres).

В 2021 г. удостоена премии «Арлекин» «За великое служение театру для детей» по итогам XVIII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

«Упсала-цирк» – обладатель премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Театр».

Лариса Афанасьева – руководитель творческих образовательных смен «Мой свой» и «Снежная сказка» в семейном лагере «Самокат».

ФИО

Лариса Афанасьева

Дата рождения

15 июня

Место рождения

Бурятия

Образование

Восточно-Сибирская государственная академия искусств (Улан-Удэ), «режиссёр театра».

Карьера

Режиссёр, директор и художественный руководитель «Упсала-Цирка». С 2000 г. работает с детьми и подростками из групп социального риска и детьми с особыми потребностями. Автор метода цирковой педагогики для работы с детьми из групп социального риска.

В 2005 г. «Упсала-цирк» получил первую премию на международном цирковом фестивале в Мюнхене, в 2007-м – на фестивале цирка Cabuwazi в Берлине.

Спектакль «Эффект пинг-понгового шарика» – участник крупнейшего в мире фестиваля искусств Fringe в Эдинбурге в 2017 г., фестиваля «Летающие дети» и нескольких европейских туров.

В 2018 г. спектакль «Упсала-цирка» «Я Басё» по мотивам японских трёхстиший (режиссёры Яна Тумина, Александр Балсанов):

- стал лауреатом «Золотой маски» в номинации «Эксперимент»,

- признан лучшим спектаклем конкурса на соискание Российской Национальной премии «Арлекин» «Упсала-цирк», отмечен в номинациях «Лучшая работа режиссёра» (Яна Тумина и Александр Балсанов), «Лучшая работа композитора» (Анатолий Гонье) и «Лучшая работа художника по свету» (Яна Бойцова).

Спектакль «Сны Пиросмани» – лауреат театральной премии «Арлекин-2019».

Спектакли «Сны Пиросмани» и «Племянник» были включены в программу фестиваля «Золотая маска в городе» (2018 г.).

В 2021 г. Лариса Афанасьева награждена орденом литературы и искусств Франции в степени кавалера (l’Ordre des Arts et Lettres).

В 2021 г. удостоена премии «Арлекин» «За великое служение театру для детей» по итогам XVIII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

«Упсала-цирк» – обладатель премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Театр».

Лариса Афанасьева – руководитель творческих образовательных смен «Мой свой» и «Снежная сказка» в семейном лагере «Самокат».

Спектакли

«45 минут», спектакль про школу с участием хулиганского проекта «Упсала-Цирка», детей от 9 до 15 лет — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург

«Мы делили мандарин» — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург, 2013 г.

«Перья», документальный спектакль-лаборатория, основанный на воспоминаниях о ХХ веке — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург, 2020 г.

«Племянник», спектакль о счастье, путешествиях, обыкновенных чудесах и мире вокруг — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург, 2013 г.

«Сны Пиросмани», инклюзивный спектакль по мотивам картин грузинского художника Нико Пиросмани — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург, 2019 г.

«Сторож снов», спектакль с участием артистов хулиганского проекта, подростков с расстройством аутистического спектра из группы «Роскошные» и Сергея Петрова — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург

«Точка», документально-цирковой спектакль о подростках из закрытой спецшколы №1 — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург, 2015 г.

«Эффект пинг-понгового шарика» — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург

SOBAKI, цирковая интерпретация пьесы Константина Сергеенко «До свидания, Овраг» — «Упсала-цирк», Санкт-Петербург

Выдержки из интервью

Как «Упсала-Цирк» придумал психотерапевтический спектакль «Перья», сочетающий смертельные трюки, техно и фотоархивы XX века / «Собака», Ольга Угарова, Мария Агафонова, 28 июля 2021 г.

Отвал башки / «Такие дела», Нина Фрейман, 2 сентября 2020 г.

Режиссёр из Улан-Удэ учит «трудных» детей быть счастливыми / Любовь Ульянова, «Номер один», 17 февраля 2019 г.

СМИ о режиссере

Сны о Грузии и серый жираф: спектакль «Сны Пиросмани» «Упсала-цирка» (Санкт-Петербург) / «Театральный чердак», 19 октября 2023 г.

Радости на арбузной корке и не только (о спектакле «Сны Пиросмани») / Петербургский театральный журнал, Ирина Селезнёва-Редер, 20 декабря 2018 г.

Никто не пропал (о спектакле «Перья») / Петербургский театральный журнал, Ирина Селезнёва-Редер, 14 сентября 2020 г.

2 октября 2016 г.