Описание

Стал заниматься режиссурой массовых зрелищ после завершения спортивной карьеры в середине 2000-х, организовав собственное ледовое шоу в 2004 году. Помимо непосредственно телевизионных ледовых шоу поставил спектакли на льду: «Тайны острова сокровищ», «Огни большого города», «Морозко», «Мама», «Новые бременские музыканты», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Алиса в стране чудес» и др.

Режиссёр работает исключительно в жанрах ледового шоу и ледового спектакля, построенных на визуальных эффектах и мастерстве исполнителей, в большинстве случаев – профессиональных фигуристов. Авербух использует американскую систему проката, собирая команду на проект или на тур.

За основу спектаклей режиссёр берёт известные публике и популярные классические сюжеты, соединяя в своих шоу эстетику американского мюзикла и фигурного катания. Серьёзных художественных достижений режиссёру пока достичь не удалось – нет слаженной команды исполнителей, работающих в едином стиле, как, например, у Цирка дю солей. Фигуристы – профессионально катаются, но они не актёры. Певцы – хорошо поют, но не катаются на льду, циркачи – профессионалы только в своём деле. Ансамбль в спектаклях Авербуха не возникает, распадаясь на цикл номеров. В основном проекты Авербуха рассчитаны на любителей фигурного катания и больших развлекательных шоу.

ФИО

Илья Изяславич Авербух

Дата рождения

18 декабря 1973 года

Место рождения

г. Москва

Образование

Окончил Московскую государственную академию физической культуры.

Карьера

По окончании спортивной карьеры – предприниматель, продюсер собственного ледового шоу, хореограф в фигурном катании, режиссёр

Награды и премии

- Кавалер ордена Дружбы (2003 год) за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XIX Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити.

- Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2008 год).

- Лауреат национальной телевизионной премии ТЭФИ-2008 за высшие достижения в области телевизионных искусств (учреждена фондом «Академия Российского Телевидения») с проектом «Ледниковый период» в номинации «Развлекательная программа: игра» (2008 год).

- «Человек года» по версии журнала GQ (2007).

- Лауреат Премии Олега Янковского «Творческое открытие» (2015) за ледовый мюзикл «Кармен».

- Член Международного еврейского спортивного зала славы (2015).

ФИО

Илья Изяславич Авербух

Дата рождения

18 декабря 1973 года

Место рождения

г. Москва

Образование

Окончил Московскую государственную академию физической культуры.

Карьера

По окончании спортивной карьеры – предприниматель, продюсер собственного ледового шоу, хореограф в фигурном катании, режиссёр

Награды и премии

- Кавалер ордена Дружбы (2003 год) за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XIX Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити.

- Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2008 год).

- Лауреат национальной телевизионной премии ТЭФИ-2008 за высшие достижения в области телевизионных искусств (учреждена фондом «Академия Российского Телевидения») с проектом «Ледниковый период» в номинации «Развлекательная программа: игра» (2008 год).

- «Человек года» по версии журнала GQ (2007).

- Лауреат Премии Олега Янковского «Творческое открытие» (2015) за ледовый мюзикл «Кармен».

- Член Международного еврейского спортивного зала славы (2015).

Спектакли

«Алиса в Стране Чудес» — 2018

«Анна Каренина» — 2021

«Вместе и Навсегда» — 2004

«Карлсон» — 2015

«Кармен» — 2015

«Морозко» — 2013

«Новые Бременские Музыканты» — 2016

«Огни большого Города» — 2010

«Ромео и Джульетта» — 2017

«Щелкунчик и Мышиный Король» — 2017

Выдержки из интервью

Snob.ru

Snob.ru

Агния Щерба, piterzavtra.ru

Агния Щерба, piterzavtra.ru

СМИ о режиссере

Алина Трофимцова, okolo.me

Комсомольская правда, 2017

Комсомольская правда, 2017

Вопросы и ответы

Есть ли характерные особенности у «маленького» зрителя? Если есть, то какие?

У маленького зрителя свой подход к тому, что он видит. Во-первых, представление не должно быть затянутым, иначе дети быстро утомляются. Оптимальная продолжительность спектакля для детей – 45 минут. Во-вторых, важно, чтобы была достаточно частая смена картинки, постоянные переключения. Многожанровость – за этим я вижу будущее и настоящее детских спектаклей. Ребёнка нужно всё время удивлять, всё должно быть выпуклым, удерживающим внимание. Избыточность текста (к чему, к сожалению, тяготеют многие наши театры) утомляет ребёнка, он перестаёт воспринимать происходящее, для него всё сливается в одно. Как человек, который создал много детских спектаклей и представляющий, как смотрят спектакли дети, рекомендую стараться видеть глазами ребёнка, а не взрослого. Только тот, у кого это получается, завоёвывает сердце детей и создаёт спектакли, которые остаются с нами на всю жизнь.

Как помочь детям понять/полюбить театр?

Думаю, следует идти на опережение, но и не спешить. Моя мама очень рано привела меня на балет, и это искусство показалось мне в тот момент абсолютно непонятным. После я долгое время воспринимал его в штыки. Поэтому я считаю, что для каждого возраста – своё действо, свой спектакль. И не только спектакль, но и выставки, книги.


Ребёнку гораздо интереснее в театре, если он знаком с текстом первоисточника, знает сюжетную линию. Это помогает при просмотре спектакля создать в воображении целый мир. Перед спектаклем, созданным по известному литературному произведению, необходимо поговорить с ребёнком или хотя бы рассказать ему краткое содержание, чтобы ему было легче воспринимать происходящее на сцене. Если спектакль не по литературному произведению, разговор тоже важен – и до, и после спектакля. Недостаточно довольствоваться ответом «да, понравилось», сказанным, скорее всего, лишь для того, чтобы не расстраивать родителей. Важно подробно обсудить эмоции, чувства, мысли.


Хорошо, если получается разнообразить спектр жанров, с которыми ребёнок знакомится в театре. К театральному искусству я отношу и цирковые представления, и ледовые, и поэтические вечера. Главное – подготовить ребёнка, быть вместе с ним, внимательно смотреть, что ему нравится, что нет, и бережно расширять его кругозор. Подчёркиваю – бережно.

Корректно ли словосочетание «детский театр»? Имеют ли произведения искусства возраст?

Да, думаю, что это абсолютно корректная формулировка. Детский театр необходим. Он максимально связан с детской психологией, детским восприятием, в нём всё подчинено этому удивительному миру. Для меня это самодостаточный вид искусства, который включает в себя работу с детьми, подключение их к творческому процессу, понимание темпоритма, с которыми они воспринимают тот или иной спектакль, визуализацию смыслов современными средствами искусства (это цели особенно служит, например, мультипликация). В детских театрах должны идти представления, наполненные философскими смыслами, но имеющие и развлекательную функцию.

О чём сегодня важно говорить с детьми и подростками? Какие темы затрагивать в спектаклях?

С детьми и подростками необходимо говорить о самом главном: о смысле жизни, о смысле твоего существования в обществе, о твоём предназначении, о том, для чего ты пришёл на эту землю и что хочешь сказать. Каждый ребёнок индивидуален, каждый подросток имеет своё мировоззрение. Всё это нужно и можно формировать, проводя мосты, связывающие настоящее с прошлым. Необходимо опираться на исторические спектакли, исторические выставки, говорить об истории страны – говорить об этом современным языком, понятным детям.


Для меня самым лучшим примером в этом плане является произведение «Маленький принц», которое потрясающе написано Экзюпери, по которому создано много интересных спектаклей. Там есть и философия, и детская наивность, и мечта, и грусть. Наверное, на таком языке я бы и сам хотел говорить с детьми, рассказывать им о настоящем и прошлом, мечтать о будущем.


Важно открывать детям и другие сферы искусства: потрясающие интерактивные выставки, новые драматические спектакли, музыкальные спектакли, цирковое искусство, ледовые представления. Всё это обогащает, наполняет, даёт точки опоры для самовыражения, самосовершенствования. Только наполненный знаниями, чувствами человек может сам после этого создавать, созидать, приумножать, идти вперёд.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклями? Разительны ли эти отличия?

Детские спектакли в большей степени основаны на визуальных эффектах, тогда как спектакль для взрослой аудитории допускает недосказанность, паузы, сдержанность картинки по цвету и свету, камерность. Детский спектакль – это яркость, простота и доступность, прямо выраженная мысль, не перегруженность смыслами и подтекстами. Необходимо создавать настроение радости, любви. Именно таким я вижу детский спектакль. Хотя, безусловно, в них может быть и лиричность, но лишь как дополнение к драматичной, яркой картинке, к истории о борьбе за добро, о победе добра. Это огромное умение – создать детский спектакль, который ребёнок будет смотреть не потому, что его привели родители, а потому, что он сам этого хочет, ему действительно интересно. Таких режиссёров единицы.


Я работал, в том числе, и в театре кукол И могу с уверенностью сказать, что детское восприятие не такое, как у взрослых. Мало кому удаётся уловить это и ставить одинаково хорошие спектакли и для детей, и для взрослых. Низкий поклон, тем у кого это получается. Для меня ориентиром служит спектакль «Синяя птица» по пьесе Метерлинка, который более века назад создали Станиславский, Сулержицкий, Москвин, и который долгие годы шёл в МХАТе, а также спектакли в театре Натальи Сац, в театре кукол Образцова, в «Уголке Дедушки Дурова». Эти представления – на века. Это огромная работа, проделанная ещё в прошлом веке. Надеюсь, что современные режиссёры подхватят это знамя и создадут много интересных детских спектаклей.