Описание

Выступая режиссёром-хореографом в театре неслышащих-актеров «Недослов», Елена Бидная ориентируется на зрителей, среди которых могут быть и слышащие люди. Свои спектакли к социальным она не относит. На первом месте для нее — искусство (а не реабилитация), создание особого пространства для душевно-духовной работы зрителей и получения эстетического опыта. В такой среде и инклюзия, и терапевтический эффект возникают словно сами собой, хотя это большой талант — суметь создать такие условия для постановочной команды и тех, кто увидит результаты ее работы.

Годы преподавания в Российской государственной специализированной академии искусств привели к выводу, что за три десятилетия существования вуза не написано ни одного учебника по работе с неслышащими артистами. Есть статьи и сборники, но полноценного метода работы с людьми с инвалидностью по слуху нет. Приходится пользоваться книгами по сурдопедагогике, где описаны особенности мышления, восприятия, памяти и внимания глухого человека. И всё же в большей степени в основе работы и постановочной практики Елены Бидной лежат её собственные практика и наблюдения.

Много лет режиссёр работает с музыкальным материалом — хореографией, песнями. Сначала всё раскладывает на счет, затем переводит на жестовый язык. Отдельная часть работы — составление таблиц, разбор орфоэпии. Когда песни разобраны, начинается проработка режиссёрского замысла, обсуждение его с актерами. Владея жестовым языком, Елена Бидная может с его помощью выразить свои мысли и выстраивать постановочный процесс, схожий с обычными репертуарными театрами. Ещё одна особенность её подхода — включение в спектакль сложных хореографических рисунков. Для танца пишется раскадровку — по таким схемам неслышащим актерам легче считывать задачу и понимать, что от них требуется. По словам Елены, если то же самое говорить жестами, имитируя линейную речь, поставить танец, конечно, можно, но процесс будет более длинным и связанным с возможными недопониманиями. Раскадровки снимают эту проблему. Такую подсказку режиссер нашла в сурдопедагогике

Елена Бидная вдохновляется творчеством ведущих хореографов мира, которые не являются инклюзивными. Через обращение к мировой хореографии и высокому балету режиссер выводит свою труппу к пониманию, что все артисты в театральном процессе работают на равных. При этом ее коллеги зачастую оказываются гораздо более открыты к новому, к экспериментам, чем иные артисты без особенностей.

Импровизация становится ведущим способом существования в спектакле «Коробка с карандашами». Это постановка для детей, которая родилась из преподавательской практики — разучивания с актерами песен из детских мультфильмов на жестовом языке. Легкость материала была обманчивой — оказалось, что работать с ним сложнее, чем с песнями для взрослых. Композиторы и поэты советского периода работали на совесть, не допуская халтуры, и создавали для детей интересный музыкальный материал. Из наиболее понравившихся песен родился сюжет. А чтобы спектакль не просто развлекал, но и побуждал юных зрителей к размышлениям, Елена Бидная провела через постановку темы дружбы, познания мира. Фрагменты, с которыми чередуются песни, — это экспромт артистов на основе поставленных режиссёром задач. Поэтому «Коробку с карандашами» интересно смотреть много раз: форма меняется от показа к показу. Это интересно артистам, а значит и зрителю. Актеры получают возможность почувствовать себя детьми, что, в свою очередь, помогает и взрослым зрителям скинуть с себя маску серьеза. Ну а для детей постановка становится теплым, безопасным, одухотворяющим пространством театральной игры и глубоких смыслов.

ФИО

Елена Олеговна Бидная

Дата рождения

21 июля 1981 г.

Место рождения

Казань

Образование

В 1996 г. окончила хореографическое отделение школы искусств №1 (Энгельс, Саратовская обл.), в 1997 г. — музыкальную школу №3 г. Энгельса по классу виолончели.

С 1999 по 2003 г. обучалась на театральном факультете Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская yародной артистки России Риммы Беляковой). За время обучения была отмечена премией О.П. Табакова и губернаторской стипендией.

С 2003 по 2005 г. обучалась в аспирантуре по творческо-исполнительским специальностям в области искусства на кафедре пластической выразительности актера Театрального института имени Б. Щукина (специальность «Педагог высшей школы по пластическим дисциплинам»).

Карьера

Работала актрисой в театре «Классный театр» под руководством Владимира Поглазова (2003–2005). Исполняла роли в спектаклях, а также выступала автором пластических номеров в спектаклях «Парфюмер», «Упыри», «День рождения кота Леопольда».

С 2004 по 2008 г. занималась постановкой пластики в спектаклях различных театров и учреждений (Народный драматический театр, Московский театр кукол, Школа-студия при Драматическом театре имени С.Л. Штейна, Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Музей имени А.С. Пушкина).

С 2012 г. работает хореографом-постановщиком в театре неслышащих актеров «Недослов».

Педагогическая работа

Педагог сценического движения на курсе Андрея Панина (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, 2004–2006).

Педагог по классическому танцу в Институте гуманитарного образования и информационных технологий (2007–2008).

С 2006 г. — педагог по классическому танцу и сценическому движению, доцент кафедры пластической выразительности Московского государственного специализированного института искусств.

С 2010 г. — педагог по сценическому движению и мастерству актера в Драматическом театре имени С.Л. Штейна при Культурном центре ЗИЛ.

Награды

- Лауреат IV Международного открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир» в номинации «Лучшее пластическое решение» в студенческом спектакле Московского государственного специализированного института искусств «Кыс-Халыыр».

- Приз зрительских симпатий по итогам X Международного театрального конкурса Международного фестиваля «ВГИК-34» (спектакль «Справедливость в скобках», театр неслышащих актеров «Недослов», 2014).

- Приз зрительских симпатий по итогам XI Международного театрального конкурса фестиваля «ВГИК-35» (спектакль «Воля вольная», театр неслышащих актеров «Недослов», 2015).

- Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2014).

- Приз «Лучшая работа режиссера» на Международном театральном фестивале «Территория жеста» (спектакль «Воля вольная», 2019).

- Спектакль «Коробка с карандашами» — лауреат ежегодной премии зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучший социальный проект в театре» (Москва, 2022).

- Спектакль «Коробка с карандашами» — победитель VI Большого Детского фестиваля в номинации «Лучший инклюзивный проект» (Москва, 2023).

ФИО

Елена Олеговна Бидная

Дата рождения

21 июля 1981 г.

Место рождения

Казань

Образование

В 1996 г. окончила хореографическое отделение школы искусств №1 (Энгельс, Саратовская обл.), в 1997 г. — музыкальную школу №3 г. Энгельса по классу виолончели.

С 1999 по 2003 г. обучалась на театральном факультете Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская yародной артистки России Риммы Беляковой). За время обучения была отмечена премией О.П. Табакова и губернаторской стипендией.

С 2003 по 2005 г. обучалась в аспирантуре по творческо-исполнительским специальностям в области искусства на кафедре пластической выразительности актера Театрального института имени Б. Щукина (специальность «Педагог высшей школы по пластическим дисциплинам»).

Карьера

Работала актрисой в театре «Классный театр» под руководством Владимира Поглазова (2003–2005). Исполняла роли в спектаклях, а также выступала автором пластических номеров в спектаклях «Парфюмер», «Упыри», «День рождения кота Леопольда».

С 2004 по 2008 г. занималась постановкой пластики в спектаклях различных театров и учреждений (Народный драматический театр, Московский театр кукол, Школа-студия при Драматическом театре имени С.Л. Штейна, Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Музей имени А.С. Пушкина).

С 2012 г. работает хореографом-постановщиком в театре неслышащих актеров «Недослов».

Педагогическая работа

Педагог сценического движения на курсе Андрея Панина (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, 2004–2006).

Педагог по классическому танцу в Институте гуманитарного образования и информационных технологий (2007–2008).

С 2006 г. — педагог по классическому танцу и сценическому движению, доцент кафедры пластической выразительности Московского государственного специализированного института искусств.

С 2010 г. — педагог по сценическому движению и мастерству актера в Драматическом театре имени С.Л. Штейна при Культурном центре ЗИЛ.

Награды

- Лауреат IV Международного открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир» в номинации «Лучшее пластическое решение» в студенческом спектакле Московского государственного специализированного института искусств «Кыс-Халыыр».

- Приз зрительских симпатий по итогам X Международного театрального конкурса Международного фестиваля «ВГИК-34» (спектакль «Справедливость в скобках», театр неслышащих актеров «Недослов», 2014).

- Приз зрительских симпатий по итогам XI Международного театрального конкурса фестиваля «ВГИК-35» (спектакль «Воля вольная», театр неслышащих актеров «Недослов», 2015).

- Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2014).

- Приз «Лучшая работа режиссера» на Международном театральном фестивале «Территория жеста» (спектакль «Воля вольная», 2019).

- Спектакль «Коробка с карандашами» — лауреат ежегодной премии зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучший социальный проект в театре» (Москва, 2022).

- Спектакль «Коробка с карандашами» — победитель VI Большого Детского фестиваля в номинации «Лучший инклюзивный проект» (Москва, 2023).

Спектакли

«Без права на ангела», пластическая композиция на основе романса Александра Вертинского «Жёлтый ангел» — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2012 г.

«Воля вольная», пластический спектакль по мотивам рассказа Максима Горького «Макар Чудра» — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2015 г.

«Здесь птицы не поют…», спектакль-концерт по песням военных лет — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2017 г.

«Коробка с карандашами», музыкальный спектакль по песням из советских мультфильмов — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2022 г.

«Любовь и голуби» по одноимённой повести Владимира Гуркина — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2019 г.

«Малыш и Карлсон» по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой, Маргариты Микаэлян «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2016 г.

«Недословно», шоу — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2023 г.

«О тебе…», концерт — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2017 г.

«Песни с окраин Москвы», мюзикл по песням Гарика Сукачёва — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2017 г.

«Справедливость в скобках», пластический спектакль по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2014 г.

«Той, которая впервые узнала, что такое дождь», пластический спектакль по новеллам Леонида Енгибарова — Театр неслышащих актеров «Недослов», Москва, 2016 г.

Выдержки из интервью

Елена Бидная: «Сложно прийти к ответу, что такое на самом деле инклюзия и какой она должна быть в театре» / Сайт «Культура Екатеринбурга», Екатерина Юркова, 15 августа 2023 г.

Елена Бидная: «Сложно прийти к ответу, что такое на самом деле инклюзия и какой она должна быть в театре» / Сайт «Культура Екатеринбурга», Екатерина Юркова, 15 августа 2023 г.

СМИ о режиссере

Когда не до слов / «Дзен. Статьи», канал Российской государственной специализированной академии искусств, 09 июня 2022 г.

Из отзывов в группе театра «Недоросль» во «ВКонтакте» / Елена Королькова, 4 января 2018 г.

Режиссёр по пластике ставит номера для нового спектакля «Тёплых Артистов» / Сайт «Царицынская муза», 24 августа 2022 г.