Елена Бидная
Описание
Выступая режиссёром-хореографом в театре неслышащих-актеров «Недослов», Елена Бидная ориентируется на зрителей, среди которых могут быть и слышащие люди. Свои спектакли к социальным она не относит. На первом месте для нее — искусство (а не реабилитация), создание особого пространства для душевно-духовной работы зрителей и получения эстетического опыта. В такой среде и инклюзия, и терапевтический эффект возникают словно сами собой, хотя это большой талант — суметь создать такие условия для постановочной команды и тех, кто увидит результаты ее работы.
Годы преподавания в Российской государственной специализированной академии искусств привели к выводу, что за три десятилетия существования вуза не написано ни одного учебника по работе с неслышащими артистами. Есть статьи и сборники, но полноценного метода работы с людьми с инвалидностью по слуху нет. Приходится пользоваться книгами по сурдопедагогике, где описаны особенности мышления, восприятия, памяти и внимания глухого человека. И всё же в большей степени в основе работы и постановочной практики Елены Бидной лежат её собственные практика и наблюдения.
Много лет режиссёр работает с музыкальным материалом — хореографией, песнями. Сначала всё раскладывает на счет, затем переводит на жестовый язык. Отдельная часть работы — составление таблиц, разбор орфоэпии. Когда песни разобраны, начинается проработка режиссёрского замысла, обсуждение его с актерами. Владея жестовым языком, Елена Бидная может с его помощью выразить свои мысли и выстраивать постановочный процесс, схожий с обычными репертуарными театрами. Ещё одна особенность её подхода — включение в спектакль сложных хореографических рисунков. Для танца пишется раскадровку — по таким схемам неслышащим актерам легче считывать задачу и понимать, что от них требуется. По словам Елены, если то же самое говорить жестами, имитируя линейную речь, поставить танец, конечно, можно, но процесс будет более длинным и связанным с возможными недопониманиями. Раскадровки снимают эту проблему. Такую подсказку режиссер нашла в сурдопедагогике
Елена Бидная вдохновляется творчеством ведущих хореографов мира, которые не являются инклюзивными. Через обращение к мировой хореографии и высокому балету режиссер выводит свою труппу к пониманию, что все артисты в театральном процессе работают на равных. При этом ее коллеги зачастую оказываются гораздо более открыты к новому, к экспериментам, чем иные артисты без особенностей.
Импровизация становится ведущим способом существования в спектакле «Коробка с карандашами». Это постановка для детей, которая родилась из преподавательской практики — разучивания с актерами песен из детских мультфильмов на жестовом языке. Легкость материала была обманчивой — оказалось, что работать с ним сложнее, чем с песнями для взрослых. Композиторы и поэты советского периода работали на совесть, не допуская халтуры, и создавали для детей интересный музыкальный материал. Из наиболее понравившихся песен родился сюжет. А чтобы спектакль не просто развлекал, но и побуждал юных зрителей к размышлениям, Елена Бидная провела через постановку темы дружбы, познания мира. Фрагменты, с которыми чередуются песни, — это экспромт артистов на основе поставленных режиссёром задач. Поэтому «Коробку с карандашами» интересно смотреть много раз: форма меняется от показа к показу. Это интересно артистам, а значит и зрителю. Актеры получают возможность почувствовать себя детьми, что, в свою очередь, помогает и взрослым зрителям скинуть с себя маску серьеза. Ну а для детей постановка становится теплым, безопасным, одухотворяющим пространством театральной игры и глубоких смыслов.
Елена Олеговна Бидная
21 июля 1981 г.
Казань
В 1996 г. окончила хореографическое отделение школы искусств №1 (Энгельс, Саратовская обл.), в 1997 г. — музыкальную школу №3 г. Энгельса по классу виолончели.
С 1999 по 2003 г. обучалась на театральном факультете Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская yародной артистки России Риммы Беляковой). За время обучения была отмечена премией О.П. Табакова и губернаторской стипендией.
С 2003 по 2005 г. обучалась в аспирантуре по творческо-исполнительским специальностям в области искусства на кафедре пластической выразительности актера Театрального института имени Б. Щукина (специальность «Педагог высшей школы по пластическим дисциплинам»).
Работала актрисой в театре «Классный театр» под руководством Владимира Поглазова (2003–2005). Исполняла роли в спектаклях, а также выступала автором пластических номеров в спектаклях «Парфюмер», «Упыри», «День рождения кота Леопольда».
С 2004 по 2008 г. занималась постановкой пластики в спектаклях различных театров и учреждений (Народный драматический театр, Московский театр кукол, Школа-студия при Драматическом театре имени С.Л. Штейна, Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Музей имени А.С. Пушкина).
С 2012 г. работает хореографом-постановщиком в театре неслышащих актеров «Недослов».
Педагогическая работа
Педагог сценического движения на курсе Андрея Панина (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, 2004–2006).
Педагог по классическому танцу в Институте гуманитарного образования и информационных технологий (2007–2008).
С 2006 г. — педагог по классическому танцу и сценическому движению, доцент кафедры пластической выразительности Московского государственного специализированного института искусств.
С 2010 г. — педагог по сценическому движению и мастерству актера в Драматическом театре имени С.Л. Штейна при Культурном центре ЗИЛ.
Награды
- Лауреат IV Международного открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир» в номинации «Лучшее пластическое решение» в студенческом спектакле Московского государственного специализированного института искусств «Кыс-Халыыр».
- Приз зрительских симпатий по итогам X Международного театрального конкурса Международного фестиваля «ВГИК-34» (спектакль «Справедливость в скобках», театр неслышащих актеров «Недослов», 2014).
- Приз зрительских симпатий по итогам XI Международного театрального конкурса фестиваля «ВГИК-35» (спектакль «Воля вольная», театр неслышащих актеров «Недослов», 2015).
- Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2014).
- Приз «Лучшая работа режиссера» на Международном театральном фестивале «Территория жеста» (спектакль «Воля вольная», 2019).
- Спектакль «Коробка с карандашами» — лауреат ежегодной премии зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучший социальный проект в театре» (Москва, 2022).
- Спектакль «Коробка с карандашами» — победитель VI Большого Детского фестиваля в номинации «Лучший инклюзивный проект» (Москва, 2023).
Елена Олеговна Бидная
21 июля 1981 г.
Казань
В 1996 г. окончила хореографическое отделение школы искусств №1 (Энгельс, Саратовская обл.), в 1997 г. — музыкальную школу №3 г. Энгельса по классу виолончели.
С 1999 по 2003 г. обучалась на театральном факультете Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская yародной артистки России Риммы Беляковой). За время обучения была отмечена премией О.П. Табакова и губернаторской стипендией.
С 2003 по 2005 г. обучалась в аспирантуре по творческо-исполнительским специальностям в области искусства на кафедре пластической выразительности актера Театрального института имени Б. Щукина (специальность «Педагог высшей школы по пластическим дисциплинам»).
Работала актрисой в театре «Классный театр» под руководством Владимира Поглазова (2003–2005). Исполняла роли в спектаклях, а также выступала автором пластических номеров в спектаклях «Парфюмер», «Упыри», «День рождения кота Леопольда».
С 2004 по 2008 г. занималась постановкой пластики в спектаклях различных театров и учреждений (Народный драматический театр, Московский театр кукол, Школа-студия при Драматическом театре имени С.Л. Штейна, Российский институт театрального искусства — ГИТИС, Музей имени А.С. Пушкина).
С 2012 г. работает хореографом-постановщиком в театре неслышащих актеров «Недослов».
Педагогическая работа
Педагог сценического движения на курсе Андрея Панина (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, 2004–2006).
Педагог по классическому танцу в Институте гуманитарного образования и информационных технологий (2007–2008).
С 2006 г. — педагог по классическому танцу и сценическому движению, доцент кафедры пластической выразительности Московского государственного специализированного института искусств.
С 2010 г. — педагог по сценическому движению и мастерству актера в Драматическом театре имени С.Л. Штейна при Культурном центре ЗИЛ.
Награды
- Лауреат IV Международного открытого фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир» в номинации «Лучшее пластическое решение» в студенческом спектакле Московского государственного специализированного института искусств «Кыс-Халыыр».
- Приз зрительских симпатий по итогам X Международного театрального конкурса Международного фестиваля «ВГИК-34» (спектакль «Справедливость в скобках», театр неслышащих актеров «Недослов», 2014).
- Приз зрительских симпатий по итогам XI Международного театрального конкурса фестиваля «ВГИК-35» (спектакль «Воля вольная», театр неслышащих актеров «Недослов», 2015).
- Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (2014).
- Приз «Лучшая работа режиссера» на Международном театральном фестивале «Территория жеста» (спектакль «Воля вольная», 2019).
- Спектакль «Коробка с карандашами» — лауреат ежегодной премии зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучший социальный проект в театре» (Москва, 2022).
- Спектакль «Коробка с карандашами» — победитель VI Большого Детского фестиваля в номинации «Лучший инклюзивный проект» (Москва, 2023).
Спектакли
Выдержки из интервью
СМИ о режиссере
Полезные материалы
Вопросы и ответы
Маленького зрителя не обмануть. Дети очень чувствуют игровую природу, и, если идёт вранье, они не будут смотреть. Взрослые могут прийти и деликатно досмотреть до конца спектакль, который им не нравится. Дети же будут разговаривать. Это явный показатель того, что на сцене что-то не так. Если дети погружены, значит в спектакле рассказывается правдивая история, значит актёры заразительны и не врут внутри своих образов. Бывает, что у кого-то короткое внимание, есть неусидчивые дети. Но всё-таки как только на сцене есть жизнь, есть правда, юные зрители затихают. Играть детские спектакли безумно сложно, потому что это требует предельной искренности.
Театр не должен быть в муку, не должен быть назидательным. Важно говорить на языке времени, в котором мы живём, особенно, если это спектакль для подростков. Театру следует чуть больше изучать подростков, исследовать, что происходит в их мире, чем они дышат, о чем беспокоятся. По моим наблюдениям, к современным детям проявляют не так много строгости, однако они всего боятся, ожидают наказания. Как будто чем больше даёшь детям свободы и возможностей, тем больше они начинают сами придумывать для себя ограничители. Либо их срывает с катушек, и никаких ограничений для них в этот момент не существует. Я 1982 года рождения. У моего поколения есть понимание рамок поведения. Современным же детям как будто непонятно, как общаться со взрослыми, что делать с этой свободой.
Другая проблема — это насыщенная виртуальная жизнь и острая нехватка живого общения, отсутствие возможности выговориться. Когда я ввела занятия в театральной студии, в финале каждого занятия мы обсуждали какую-нибудь тему, которая волновала подростков. Как правило они не могли остановиться — каждому хотелось высказаться о том, что у него наболело, что он думает. Ощущение, словно им не с кем поговорить. Я думаю, что театр должен быть на одной волне с подростками, улавливать, что важно молодым людям, что их беспокоит. Тогда подростки сами пойдут в театр, их не нужно будет загонять туда. Главное — не заставлять идти в театр.
Прекрасное словосочетание — театр для детей. Да, это их театр. При этом и взрослые что-то получают от хорошего детского спектакля — могут вспомнить своё детство, например. Меня ничего не смущает в этом словосочетании.
Что касается произведений, то они, как мне кажется, не имеют возраста, если затрагивают вечные темы (за исключением тех, которые идут с возрастным ограничением). Эти темы будут откликаться в человеке любой период его жизни.
Самые простые, самые человечные. На мой взгляд, школа сегодня даёт образование, но не формирует личность, не занимается воспитанием. С одной стороны — родительские комитеты, которые всё время высказывают, как обращаться с их детьми. С другой — учителя, которые боятся сделать что-то не так, особенно в госучреждениях, беспокоятся по поводу доносов и увольнений. Школы дают знания, предоставляют образовательные услуги, но не воспитывают. И дети, в итоге, умные, но не знают элементарных правил поведения и этических норм: что делать, если я опоздал, как общаться со старшими, почему нельзя грубить, как вести себя в коллективе, почему важно уступать другому, выслушивать оппонента, как строить дружеские отношения. Ощущение, что сегодня всё это разрушено, и дети не умеют налаживать связи друг с другом. В советское время был упор на коллектив, но при этом подавлялась личность. Сегодня всё наоборот: все личности, но эти личности не способны жить в коллективе, уступать, боятся что-то предложить. Поэтому мне кажется важным хотя бы в театре говорить о том, что такое дружба, поддержка, внимательное, бережное отношение к другим. В хорошей драматургии такие вещи должны быть заложены. Нужно просто брать хороший материал и делать добрые спектакли.
Я не вижу разницы. За исключением одного момента: к созданию детского спектакля необходимо подходить более ответственно. Внимание детей в зрительном зале — лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько режиссёр всё продумал, смог ли уловить тему, которая откликается у детей, искренне ли её воплотил на сцене, пробудил ли интерес в актёрах, помог ли им хотя бы на минутку стать детьми. Ответственность режиссёра в театре для детей выше, чем в театре для взрослой аудитории. Если, конечно, мы говорим о хороших детских спектаклях, а не о конвейере. Чаще же сегодня мы видим конвейер, псевдоработу. Я против такого театра. Он нечестный. Такие спектакли прививают детям дурной вкус. Мы — актёры, режиссеры — всё-таки отвечаем за культуру будущего поколения и должны серьёзно относиться к работе в театре для детей. Принцип же построения спектакля такой же: та же композиция, тот же разбор, всё то же самое.