Сайт использует Cookie. Это необходимо, чтобы сайт работал лучше.

Оставаясь на сайте, вы даете согласие на работу с этими файлами в соответствии с Политикой конфиденциальности и обработки персональных данных

Описание

Антон Калипанов, в тандеме с композитором Ольгой Шайдуллиной создавший театр кукол «Таратумб», – из тех режиссёров, которые стремятся выйти за рамки жанра, расширить границы и возможности театра кукол. Также для них важно не терять связь с сегодняшний днём, сегодняшним зрителем. Процесс создания спектаклей Антоном Калипановым и его командой – это всегда эксперимент плюс подробные детали плюс глубокое погружение в материал. Не всегда за основу берётся конкретное литературное произведение. Это могут быть легенды восточных народов или документальные истории. Так, спектакль «Аленький цветочек» появился в 2016 году после экспедиции по Архангельской области и поездки на Соловки. Под впечатлением от особенностей этого края, а также от традиционной игрушки русского Севера были придуманы и созданы оригинальные деревянные куклы и декорации. В определённые моменты спектакля юные зрители взаимодействуют с ними, попадая то на русский двор, то на ярмарку, то в волшебный лес.

Иначе построен спектакль «Гадкие лебеди» по мотивам повести братьев Стругацких. Здесь в театр кукол проникают цифровые технологии. Художник Сергей Февралёв при участии медиа-инженеров Евгения Афонина и Яна Калнбернзина разрабатывает GIF-куклы. Сложнейший по технической части спектакль ставит перед зрителями вопросы: какое отражение повседневная, привычная нам реальность может обрести в виртуальном пространстве, и нужны ли такие эксперименты; как происходит трансформация личности и как эти перемены влияют на её взаимоотношения с социумом; куда научно-технический прогресс может привести человечество.

Спектакли Антона Калипанова преодолевают стереотип о том, что театр кукол – только для детей. В особенности это происходит на спектакле «И дольше века длится день…» по роману Чингиза Айтматова, созданном в Музее истории ГУЛАГа. История семьи Абуталипа Кутыбаева, волею судьбы заброшенной в станционный поселок казахской степи в 1953 году, рассказывается с использованием музейных экспонатов – вещей, собранных в экспедициях по местам бывших лагерей. За каждым предметом – жизнь человека. В этом спектакле документальное искусство говорит языком театра кукол, а театр кукол, метафоричность которого позволяет иногда обойтись вообще без слов, здесь выводит на первый план текст и тех, кому он принадлежит.

Удивительные превращения происходят в спектаклях Антона Калипанова с привычными, бытовыми вещами. Рядом с куклами, выполненными в технике папье-маше, – переосмысленные предметы из повседневного обихода: цари в «Сказке о богатыре Кахрамоне» – это кувшины, в роли див – дуршлаги, в «Легенде о драконах» в качестве кукол используются щётки. Эти простые, но осмысленные превращения попадают в благодатную почву – в сознание детей, которые, придя домой, поставят из обычных предметов уже свой спектакль.

Рядом с традиционными куклами из папье-маше со скелетом внутри, театр «Таратумб» создаёт и более сложные варианты. Например, самофиксирующиеся марионетки со сложным шарнирным механизмом, максимально приближенные к внешности человека (их для спектакля «И дольше века длится день…» создал Виктор Никоненко). В спектакле «На краю Африки» по сказкам Сергея Козлова (идея Ольги Шайдуллиной) Антон Калипанов выступает в качестве актёра, играет Ёжика – и управляет куклой на запястье с полной механикой оживления (уникальная разработка, созданная Владимиром Захаровым в 90-е годы прошлого века). Работа с ней требует постоянного тренинга и особого мастерства.

Во всех спектаклях Антона Калипанова актёр и кукла существуют на равных, что само по себе не ново (размытие границ между куклой и человеком повсеместно наблюдается в театре кукол ещё с 60-х годов). В «Таратумбе» этот приём обогащается постоянным переходом с момента, когда кукла – ведущая, на выход актёра на живой план. Это не нарушает целостности спектакля и попадает в юного зрителя, привыкшего к быстрому переключению внимания. С одной стороны, это делается осознанно, с другой – с учётом требований меняющегося мира и ускоряющихся темпов жизни.

ФИО

Калипанов Антон Сергеевич

Дата рождения

28 марта 1984 год

Место рождения

г. Новосибирск

Образование

Нижегородское театральное училище им. Е. А. Евстигнеева.

Карьера

По окончании театрального училища был приглашен Вячеславом Всеволодовичем Кокориным в труппу нижегородского ТЮЗа. Через год в этот же театр в качестве музыкального руководителя была приглашена Ольга Шайдуллина. И несколько лет работали здесь, пока не случилась нашумевшая история с «голодовкой» и отставкой художественного руководства.

Дальше благодаря продюсеру Павлу Милославскому стали возможны частные проекты. Первые кукольные спектакли были сделаны в камерном зале киноцентра «Рекорд» в Нижнем Новгороде. В 2010 году переехали в Москву. Благодаря поддержке Татьяны Лукьяновой и Алексея Малобродского стали реализовывать свои спектакли в Москве. Кроме того, ставили спектакли в Томском театре «Скоморох», Нижегородском центре современного искусства.

В 2014 году после путешествия по Армении придумали названия для своего театра «Таратумб». Теперь под этим названием они играют спектакли на разных площадка Москвы и России.

ФИО

Калипанов Антон Сергеевич

Дата рождения

28 марта 1984 год

Место рождения

г. Новосибирск

Образование

Нижегородское театральное училище им. Е. А. Евстигнеева.

Карьера

По окончании театрального училища был приглашен Вячеславом Всеволодовичем Кокориным в труппу нижегородского ТЮЗа. Через год в этот же театр в качестве музыкального руководителя была приглашена Ольга Шайдуллина. И несколько лет работали здесь, пока не случилась нашумевшая история с «голодовкой» и отставкой художественного руководства.

Дальше благодаря продюсеру Павлу Милославскому стали возможны частные проекты. Первые кукольные спектакли были сделаны в камерном зале киноцентра «Рекорд» в Нижнем Новгороде. В 2010 году переехали в Москву. Благодаря поддержке Татьяны Лукьяновой и Алексея Малобродского стали реализовывать свои спектакли в Москве. Кроме того, ставили спектакли в Томском театре «Скоморох», Нижегородском центре современного искусства.

В 2014 году после путешествия по Армении придумали названия для своего театра «Таратумб». Теперь под этим названием они играют спектакли на разных площадка Москвы и России.

Спектакли

«Аленький цветочек» по мотивам одноименной сказки С.Т. Аксакова — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2016 год

«Гадкие лебеди» по одноименной повести братьев Стругацких — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2019 год

«И дольше века длится день» по одноименному роману Ч.Айтматова — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2017 год

«Как найти Вифлеем» — Театральная лаборатория КукLab, г. Москва, 2017 год

«Как нотки петь научились» — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2015 год

«Кукольная кухня» — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2015 год

«Легенда о драконах» по мотивам немецких легенд — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2012 год

«Морж, учитель и поэт» — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2022 год

«Подарки черного Ворона» — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва

«Сказка о богатыре Кахрамоне, восточной царевне и волшебный птице Симург» — Творческое объединение «Таратумб», г. Москва, 2015 год

Выдержки из интервью

Интервью для Георгия Молокина / РБК

Интервью для Георгия Молокина / РБК

Интервью для Марии Бардаковой / Maskbook

СМИ о режиссере

Анна Казарина про ТО «Таратумб» / Петербургский театральный журнал

Кристина Матвиенко про спектакль «Как найти Вифлеем» / Золотая маска

Анна Казарина про ТО «Таратумб» / Петербургский театральный журнал

Вопросы и ответы

Как помочь детям понять/полюбить театр?

А понять, это другой вопрос. Чем больше ребенок «насмотрен» хорошего театра, тем больше он понимает театр, чем больше он читает и ходит на выставки, тем больше он понимает театр, чем чаще он вдумчиво слушает музыку, тем больше он понимает театр.

Корректное ли словосочетание «детский театр», имеют ли произведения искусства возраст?

Режиссёр должен понимать с кем он разговаривает, например, мы не умеем ставить для 0+… Это пока для нас совершенно не «наша» территория.

О чем сегодня важно говорить с детьми и подростками, какие темы затрагивать в спектаклях?

Мы как раз сейчас работаем над двумя проектами, которые немного вскрывают эту тему. Пишем мюзикл с Женей Беркович для подростков, где бунт «против» всех, вдруг оборачивается для главного героя бунтом ради бунта, в «пекло» которого угождают и его близкие люди. И ближайшая премьера «Морж, учитель и поэт» по книге Артура Гиваргизова. Здесь странный на первый взгляд дедушка Михаил Михайлович, который живёт у северного Ледовитого океана, открывает, в казалось бы суровой природе и жизни маленькой деревни, своё уникальное счастье и красоту, от которой весь мир преображается.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклем, разительны ли эти отличия?

Ребенок отличается от нас, взрослых, лишь нехваткой жизненного опыта, - сказал Корчак. Но в этом все и дело… в этом «лишь»… каждое впечатление его в театре, каждая минута это «лишь» его очень важный опыт. Опыт этот отличается от похода взрослого человека в театр. Его опыт слишком что ли «навсегда», поэтому и ответственность перед ним «навсегда».