Описание

Главное для Антона Бутакова – честность. В работе над любым материалом – будь то современная драматургия, сложнейшая проза Айтматова или детская сказка – он старается быть честным и через это устанавливать с диалог со зрительным залом. Нет диалога – нет спектакля. При этом нет задачи вложить в зрителя конкретную мысль. Как это происходит, например, в спектакле «Серёжа очень тупой». Эту пьесу Дмитрия Данилова в Центре современной драматургии начинал ставить Илья Ротенберг. Заканчивать постановку команде ЦСД пришлось уже без него. И изначальный замысел известен теперь только Антону Бутакову, который выступил и режиссёром, и исполнителем главной роли. Внешне спектакль максимально лёгкий, комичный, абсурдный, как и все пьесы Данилова. Антон Бутаков специально делает акцент на этой как бы бессмысленности, предоставляя зрителям свободу: хочешь – хохочи, хочешь – плачь, хочешь выискивай смыслы и размышляй о страхе смерти, душевной пустоте, безбожии, хрупкости бытия, ответственности всех перед всем... В итоге спектакль-комедия, спектакль-гротеск и абсурд может обернуться ужасом. Который, режиссёр всё же не выпячивает, а словно прикрывает частью декорации – шторкой с нарисованными листочками и высунувшимся из норы кротом.

Другой пример – «Бесконечный апрель» по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович. Нагромождение стилей, неоднозначность сцен, нелинейность повествования снова мешают разглядеть замысел, будто он скрывается где-то под нагромождением стульев, занимающих часть сцены. Эпизоды сменяют друг друга, вдруг звучит монолог из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» – последнее письмо еврейки, которая она пишет своему сыну, в финале на сцену выходит овчарка… Главный герой – совсем не такой, как у драматурга. Здесь он – подлец и вызывает не сочувствие, а острые негативные чувства. Равно как и другие персонажи… которые в итоге отстаивают одно, главное, – своё право на жизнь, своё яростное, почти животное, инстинктивное желание выжить, сохранить то малое, что есть, и, может быть, урвать хотя бы кроху счастья в окружающем хаосе несправедливости и жестокосердия. Премьера спектакля вышла в 2019 году. В 2023-м Антон Бутаков начал работать над полнометражным фильмом по этому же материалу. Картина выйдет осенью 2024 года.

Та же степень честности и ответственности ощущается и в детских спектаклях. Спектакль «Ёжик в тумане» – история о дружбе, одиночестве, любви, терпимости друг к другу. Всё внимание приковано к отношениям с мамой и отношениям с другом. И дети понимают всё без слов, потому что уже переживают это в своей юной жизни – переживают самую что ни на есть любовь. Спектакль построен так, чтобы воздействовать на зрителей не только на вербальном уровне. Там много пластики, визуальных составляющих, есть элементы светотеневого театра. «Ёжик в тумане» – часть проекта «Ты когда-нибудь слушал тишину, Ёжик?», в рамках которого в ЦСД выпустили три спектакля для детей с нарушением слуха. Консультировал постановщиков актёр Центра современной драматургии Максим Игнатов – у него врождённые проблемы со слухом. Он же играет во всех трёх спектаклях. «Ёжик в тумане» – добрая сказка про дружбу, путешествие для зрителей, которые вместе с персонажами спасаются от тумана, протирают звёзды и встречают Новый год. Второй спектакль – «Римские фантазии» – квест по театру, во время которого дети попадут на Площадь фантазий, Космический бал, в мастерскую художника Бананито и сыграют в игру с героями сказки. Третий спектакль – «Вверх тормашками» – рассчитан на более взрослых детей. Это хулиганская история о непослушной внучке и её бабушке, которая устала быть бабушкой и стала бабочкой. В спектакле подключаются титры.

Развивать Центр современной драматургии Антон Бутаков начал вместе с другими актёрами «Коляда-Театра» ещё в 2009 году. Какое-то время экспериментальный проект существовал под крылом Николая Коляды, сначала в «избушке» на Тургенева, потом – в Гранатовом зале «Коляда-театра». Переезд и окончательное «отпочкование» произошло в 2018 году. В здании бывшего Рыбзавода, в удалённом от центра города районе появился новый театр со своей концепцией. ЦСД – не авторский театр, а именно концептуальный: все его спектакли, мероприятия, фестивали, концерты, события объединены в единую экосистему, в которой есть чёткое понимание, куда двигаться. В основе концепции – эксперимент и отклик на происходящее здесь и сейчас.

В афише театра можно увидеть постановки от кинорежиссёров («Альбом с голубем» Алексея Федорченко о Довлатове и эмиграции), спектакли по произведениям уральских драматургов и писателей («Петровы в гриппе и вокруг него» по Алексею Сальникову), спектакли-квартирники («СашБаш», где зрители сидят на полу, а на сцене появляется группа «Курара»). Главный принцип, согласно которому работает и творит центр, – откровенный разговор со зрителем и отказ от прямого высказывания – многие спектакли оставляют больше вопросов, чем ответов, а значит достигают главной цели – заставляют думать.

Помимо постановок пьес молодых драматургов в репертуаре ЦСД – спектакли по произведениям Чингиза Айтматова («Плаха»), Генрика Ибсена («Гедда Габлер»), братьев Стругацких («Трудно быть Богом»). Знакомясь с театром через известные произведения, зритель постепенно открывает для себя и новые имена, спектакли по современной драматургии («Магазин», «Мне моё солнышко больше не светит», «Боюсь стать Колей»), режиссёрские опыты актёров ЦСД (Ярославна Шастина поставила книгу «Понаехавшая» Наринэ Абгарян). За последние несколько лет вокруг театра сформировалось сообщество. ЦСД, выйдя из-под крыши «Коляда-театра», нашёл своего зрителя и создал совершенно другой театр, в котором говорят о том, что беспокоит, о том, что болит, и не забывают радоваться тому, что жизнь всё-таки продолжается, что в ней есть любовь, есть повод искать и размышлять.

ФИО

Антон Владимирович Бутаков

Дата рождения

16 сентября 1990 г.

Место рождения

Казахстан

Образование

В 2012 г. окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская Николая Коляды).

В 2017 г. обучался режиссуре в Московском институте современного искусства (ИСИ).

Карьера

Актёр, театральный и кинорежиссёр.

С 2007 г. работал актёром труппы «Коляда-театра». C 2015 г. начал ставить и как режиссёр.

С 2017 г. – главный режиссёр и директор Центра современной драматургии (Екатеринбург).

С 2021 г. занимается кинорежиссурой, снимает короткометражные и полнометражные фильмы, видеопроекты для благотворительных организаций.

В 2022 г. получил дебют Министерства культуры РФ на съёмки полнометражного фильма «Бесконечный апрель». Художественный руководитель картины – Алексей Федорченко. Картина выйдет осенью 2024 г.

Режиссёр документальных фильмов «Я пройду, как по Дублину Джойс…», «Я еврей. Я на Урале. Сегодня».

С 2019 г – организатор мультижанрового фестиваля «ФишФабрик» на площадке Центра современной драматургии, в программе которого – показы спектаклей, выставки, концерты.

ФИО

Антон Владимирович Бутаков

Дата рождения

16 сентября 1990 г.

Место рождения

Казахстан

Образование

В 2012 г. окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская Николая Коляды).

В 2017 г. обучался режиссуре в Московском институте современного искусства (ИСИ).

Карьера

Актёр, театральный и кинорежиссёр.

С 2007 г. работал актёром труппы «Коляда-театра». C 2015 г. начал ставить и как режиссёр.

С 2017 г. – главный режиссёр и директор Центра современной драматургии (Екатеринбург).

С 2021 г. занимается кинорежиссурой, снимает короткометражные и полнометражные фильмы, видеопроекты для благотворительных организаций.

В 2022 г. получил дебют Министерства культуры РФ на съёмки полнометражного фильма «Бесконечный апрель». Художественный руководитель картины – Алексей Федорченко. Картина выйдет осенью 2024 г.

Режиссёр документальных фильмов «Я пройду, как по Дублину Джойс…», «Я еврей. Я на Урале. Сегодня».

С 2019 г – организатор мультижанрового фестиваля «ФишФабрик» на площадке Центра современной драматургии, в программе которого – показы спектаклей, выставки, концерты.

Спектакли

«Август графства Осейдж» по одноимённой пьесе Трейси Леттса — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2021 г.

«Бесконечный апрель» по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2019 г.

«Гедда Габлер» по пьесе Генрика Ибсена — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2020 г.

«Денискины рассказы» по рассказам Виктора Драгунского — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2017 г.

«Ёжик в тумане» по сказкам Сергея Козлова — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2021 г.

«Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2022 г.

«Любовь людей» по одноимённой пьесе Дмитрий Богославского — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2022 г.

«Мама» по одноимённой пьесе Аси Волошиной — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2022 г.

«Мёртвым сном» по пьесе Николая Коляды «Сказка о мёртвой царевне» — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2020

«Петровы в гриппе и вокруг него» по одноимённому роману Алексея Сальникова — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2019 г.

«Плаха» по одноимённому роману Чингиза Айтматова — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2021 г.

«Серёжа очень тупой» по пьесе Дмитрия Данилова — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2020 г.

«Старик Хоттабыч» по повести-сказке Лазаря Лагина — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2018 г.

«Трудно быть Богом» по мотивам одноимённой повести Братьев Стругацких — Центр современной драматургии, Екатеринбург, 2022 г.

Выдержки из интервью

«В нашем театре вы непременно вляпаетесь». Как и для кого работает ЦСД в Екатеринбурге / «Деловой квартал», Александр Клименко, 8 марта 2023 г.

«Всегда все строится на доверии». Директор и главный режиссер ЦСД Антон Бутаков о том, что такое современный театр / telegra.ph, Яна Хаимова, 5 мая 2023 г.

Интервью для сайта Большого Детского фестиваля / Екатерина Сырцева, 21 ноября 2023 г.

Интервью для фестиваля «Браво» / 2020 г.

СМИ о режиссере

Искусство коммуникации / Петербургский театральный журнал, Антон Алексеев, 17 ноября 2019 г.

«Бесконечный апрель» / Интернет-журнал «Global City», Светлана Чащухина

Абсурд, бытие и вязаные тапочки (о спектакле «Серёжа очень тупой» / Культура Екатеринбурга, 24 декабря 2020 г.

Вопросы и ответы

Есть ли характерные особенности у «маленького» зрителя? Если есть, то какие?

Ребёнка не обманешь. Не-воз-мож-но. Какие бы ты там причуды, театральные приёмчики не использовал. Если ребёнок приходит смотреть сказку, он ждёт сказку, и ты как режиссёр обязан ему создать её. Да, искусство никому ничего не должно. Но вот детям – должно. Ребёнка не обмануть – это самая главная, великая особенность. Взрослых обманывать легко. К тому же, чем старше человек, тем больше он сам хочет, чтобы его обманывали. Такова жизнь, такова психология.

Как помочь детям понять/полюбить театр?

Есть замечательная английская поговорка: «Не пытайтесь воспитывать детей – воспитывайте себя». Ты не поможешь ребёнку ни понять, ни полюбить театр, если сам не любишь и не понимаешь его. Это относится и к родителям в зрительном зале, и к режиссёрам: нужно самому любить и понимать театр, чтобы ребёнок, подросток, который придёт с тобой на спектакль, тоже это чувствовал на эмоциональном уровне. А всё остальное – какие-то технические моменты, попытки привить ребёнку с детства любовь к культуре, что-то конкретное ему показывать, читать – это, мне кажется, не работает.

Корректно ли словосочетание «детский театр»? Имеют ли произведения искусства возраст?

Абсолютно некорректно. Оно, скорее, имеет маркетинговый ход… Бывает по-разному. С одной стороны, иногда приходишь на детский спектакль (у меня такое было) и думаешь: «Зачем я вообще сюда пришёл. Да ещё с ребёнком. Катастрофа, фиаско. Это вообще не детский театр». С другой стороны, весь театр – он детский, на самом деле. Как говорила великая Лия Ахеджакова: «Если в актёре или режиссёре умер ребёнок – вон из театра».

О чём сегодня важно говорить с детьми и подростками? Какие темы затрагивать в спектаклях?

Я пришёл к выводу, что с подростками говорить не нужно. Через спектакли для детей нужно максимально общаться со взрослыми. Подростки свои темы сами прекрасно знают, и будет неэтично с моего возраста – хотя я не слишком далеко от них ушёл, – что-то им внушать. Важнее в спектаклях для детей и подростков разговаривать со взрослыми. Собственно, наш «Ёжик в тумане» об этом. Важная фишка этого спектакля – на нём дети смеются, а взрослые плачут. Детям мы даём классные эмоции: им весело, смешно, круто. А взрослые испытывают что-то, от чего у них подкатывают слёзы.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклями? Разительны ли эти отличия?

Для меня – ничем не отличается. Над детским ли я работаю материалов, над взрослым – важен один принцип: честность. Я максимально честен перед самим собой, перед зрителями, перед актёрами, перед автором. Все детские спектакли – о дружбе, о любви, о маме. Никаких отличий нет. Над детскими спектаклями иногда сложнее работать. Но мне это очень нравится, я получаю колоссальное удовольствие. Я делаю так, как делал бы для своего ребёнка. Пока для своего внутреннего, который во мне ещё, слава Богу, живёт. Потом, когда появится собственный ребёнок, буду делать для него. Нельзя же ерунду показывать своему ребёнку.