
Алексей Вэйро
Описание
В качестве режиссёра театра Новая Опера осуществил постановки опер «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Маддалена» С.С. Прокофьева и «Игроки» Д.Д. Шостаковича, а также опер в концертном исполнении — «Аида» Дж. Верди и «Жизнь за царя» М.И. Глинки. В числе работ режиссёра – музыкальный дивертисмент «OperaMaния», концерт русской хоровой музыки «Обратная перспектива», камерные концертные программы: «Вокруг Вагнера», «Чистый нам любезен Бахус…», «День рождения И.С. Баха» и другие.
Сотрудничает с Камерным хором театра Новая Опера (хормейстер Юлия Сенюкова). Для этого коллектива им были созданы спектакли «Чёрное», «Белое» и «Красное» – триптих-исследование людей в разных обстоятельствах и состояниях. Если первые два спектакля были созданы по готовому материалу («Чёрное» – на музыку спиричуэлс, «Белое» – на музыку эпохи Возрождения), то для создания части «Красное» была приглашена композитор Татьяна Шатковская-Айзенберг, которая выступила ещё и как специалист-куратор по испанской музыкальной тематике. В итоге получилась хоровая опера с народными испанскими и сефардскими песнями, а также авторскими произведениями. Персонажи в ней условные. Скорее это образы, которые возникают из некой общности и затем туда же, в общность, возвращаются. В основе сюжета – две картины: «Герника» Пабло Пикассо и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Сальвадора Дали. Картина Пикассо продиктовала основную тему оперы – историю бомбардировки испанского города Герника самолётами немецкого легиона «Кондор» во время Гражданской войны 26 апреля 1937 года. Авторы оперы рассматривают момент перехода из жизни в смерть (бомбы были сброшены на спящий город, и мирно спящие жители в мгновение ушли в небытие). Для этого они обращаются к известным, традиционно связываемым с испанской культурой образам Дон Кихота и Кармен, но видоизменённым – зритель не увидит и намёка на брюнетку с кастаньетами и красным цветком в волосах.
Что касается музыки, то испанские песни, которые использовались в процессе создания, –это не традиционный пласт, который у всех на слуху, но более глубинный. В опере используется не только поэзию Федерико Гарсиа Лорки, но и стихи Райнера Марии Рильке, тексты Александра Айзенберга, переведённые на испанский язык Еленой Голодяевской. В опере восемнадцать номеров, из них шесть – это вариации на испанские и сефардские песни, а остальные двенадцать – авторская музыка.
Алексей Вэйро – один из организаторов фестиваля «Иное», в программу которого входят театрализованные представления – хоровые оперы, концерты, оратории. Задача фестиваля – показать результат поиска новых смыслов и театральных форм, продемонстрировать всё многообразие возможностей хорового коллектива. Фестивальная программа представляет хор в несколько ином ракурсе – это, своего рода, попытка «выпрыгнуть» из привычного. Здесь не просто профессиональный хор, технично исполняющий произведения. Зрителям предлагают пережить опыт встречи с хоровыми представлениями (от камерных произведений до сочинений крупной формы), в которых на первом плане – участники действа, персоналии, а затем то, как эти персоналии собираются в единое целое, в хоровой коллектив.
Опера-фантазия «Продавец игрушек» – первая детская постановка режиссёра Алексея Вэйро в театре «Новая Опера». Музыку к ней написал Алексей Шелыгин, один из самых востребованных композиторов театра и кино, лауреатом престижных премий «Золотой Овен», «Чайка», «Ника», «Золотой Носорог». В основе – философская сказка о французском продавце игрушек, обретающем счастье и смысл жизни на родине предков, в России. В 2019 году по ней была написана одноимённая пьеса, в 2012 году – снят фильм, в 2018 году – поставлен мюзикл. Либретто оперы, над которой работал Алексей Вэйро, отличается и от книги, и от фильма. Поэт Кирилл Крастошевский изменил сюжетный поворот и создал мир игрушек, равноценный миру людей. В опере их исполнят артисты хора. Каждый – уникальная игрушка со своими особенностями, характером, а главное – способом откликаться на то, что происходит в отношениях между людьми.
Режиссёр Алексей Вэйро создал спектакль-притчу. Для ребёнка это сказка, живая и добрая, для взрослого – притча, оставляющая поле для размышления и рефлексии.
Алексей Геннадьевич Вэйро
Москва
19 июля 1971 г.
Окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) по специальностям «актёр музыкального театра» (мастерская Георгия Анисимова, 1994 г.) и «режиссёр драмы» (мастерская Анатолия Васильева, 2002 г.).
Работал актёром в Московском театре «Мюзикл Энд», артистом хора в театре «Школа современного драматического искусства» А.А. Васильева.
Преподавал актёрское мастерство во ВГИКе им. С.А. Герасимова. Организовал работу театральной студии.
С 2004 г. – помощник, затем ассистент режиссёра в театре Новая Опера. Принимал участие в работе над спектаклями «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «О Моцарт! Моцарт…», «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Норма» В. Беллини, «Набукко» Дж. Верди, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Званый ужин с итальянцами» Ж. Оффенбаха.
С 2012 г. – режиссёр театра Новая Опера. Осуществил постановки опер «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Маддалена» С.С. Прокофьева и «Игроки» Д.Д. Шостаковича, а также опер в концертном исполнении – «Аида» Дж. Верди и «Жизнь за царя» М.И. Глинки. В числе работ режиссера – музыкальный дивертисмент «OperaMaния», концерт русской хоровой музыки «Обратная перспектива», камерные концертные программы: «Вокруг Вагнера», «Чистый нам любезен Бахус…», «День рождения И.С. Баха» и другие.
Сотрудничает с Камерным хором театра Новая Опера (хормейстер Юлия Сенюкова).
Один из инициаторов и организаторов фестиваля хоровой музыки «Иное», который впервые был проведён в Новой Опере в 2016 г.
В качестве режиссёра осуществил постановки опер В.А. Моцарта «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» (Владивосток, 2009 г., 2011 г., совместные проекты России и Германии).
В рамках фестиваля «Шереметьевские сезоны в Останкине» поставил оперу Дж. Перголези «Ливьетта и Траколло» (российская премьера, 2010 г.). В 2013-2015 гг. – заместитель директора театра Новая Опера по творческим вопросам, с 2015 – заведующий режиссёрско-художественной частью театра, с 2021 – руководитель режиссёрской группы.
Режиссёр-постановщик гала-концерта «Лица музыки», посвящённого 30-летию театра Новая Опера (2021 г.).
Алексей Геннадьевич Вэйро
Москва
19 июля 1971 г.
Окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ-ГИТИС) по специальностям «актёр музыкального театра» (мастерская Георгия Анисимова, 1994 г.) и «режиссёр драмы» (мастерская Анатолия Васильева, 2002 г.).
Работал актёром в Московском театре «Мюзикл Энд», артистом хора в театре «Школа современного драматического искусства» А.А. Васильева.
Преподавал актёрское мастерство во ВГИКе им. С.А. Герасимова. Организовал работу театральной студии.
С 2004 г. – помощник, затем ассистент режиссёра в театре Новая Опера. Принимал участие в работе над спектаклями «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «О Моцарт! Моцарт…», «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Норма» В. Беллини, «Набукко» Дж. Верди, «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Званый ужин с итальянцами» Ж. Оффенбаха.
С 2012 г. – режиссёр театра Новая Опера. Осуществил постановки опер «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Маддалена» С.С. Прокофьева и «Игроки» Д.Д. Шостаковича, а также опер в концертном исполнении – «Аида» Дж. Верди и «Жизнь за царя» М.И. Глинки. В числе работ режиссера – музыкальный дивертисмент «OperaMaния», концерт русской хоровой музыки «Обратная перспектива», камерные концертные программы: «Вокруг Вагнера», «Чистый нам любезен Бахус…», «День рождения И.С. Баха» и другие.
Сотрудничает с Камерным хором театра Новая Опера (хормейстер Юлия Сенюкова).
Один из инициаторов и организаторов фестиваля хоровой музыки «Иное», который впервые был проведён в Новой Опере в 2016 г.
В качестве режиссёра осуществил постановки опер В.А. Моцарта «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» (Владивосток, 2009 г., 2011 г., совместные проекты России и Германии).
В рамках фестиваля «Шереметьевские сезоны в Останкине» поставил оперу Дж. Перголези «Ливьетта и Траколло» (российская премьера, 2010 г.). В 2013-2015 гг. – заместитель директора театра Новая Опера по творческим вопросам, с 2015 – заведующий режиссёрско-художественной частью театра, с 2021 – руководитель режиссёрской группы.
Режиссёр-постановщик гала-концерта «Лица музыки», посвящённого 30-летию театра Новая Опера (2021 г.).
Спектакли
Выдержки из интервью
СМИ о режиссере
Полезные материалы
Вопросы и ответы
Самая главная особенность маленького зрителя, на мой взгляд, – это невозможность длительно концентрироваться даже на очень увлекательном и насыщенном действиями и эффектами спектакле. Это необходимо учитывать при постановке. Акты в детском спектакле должны быть короче и лаконичнее.
Я думаю, что дети могут полюбить что-либо, в том числе и театр, как практику игры. Если иметь возможность организовать на различных площадках пространство, где дети могли бы играть в театр вместе с профессиональными актёрами, режиссёрами и художниками, то это могло бы заинтересовать их, увлечь и потом не отпускать всю жизнь.
Театр несвободен в выборе тем, которые постановщики могли бы затрагивать в своих спектаклях. В этом смысле можно сказать, что театр вторичен по отношению к тексту пьесы или к оперной партитуре. Скорее мы можем говорить об актуальности взгляда постановщиков спектакля. А это уже, прежде всего, вопрос к самим себе – являемся ли мы современниками нашему зрителю? И если ответ утвердительный, если мы, режиссёры, – современники со зрителем, то любая тема, открываемая нами через тот или иной текст, имеет возможность оказаться необходимой и распознанной.
С точки зрения режиссёра, способ его работы с актёрами в детском и взрослом спектаклях не отличается. Можно сказать так: с точки зрения такого понятия в работе как «Верю – не верю», ничем не отличается. Но может отличаться с точки зрения «понимаю – не понимаю», если режиссёр и актёры учитывают, что играют для детей.