Описание

Актёр Александр Балсанов сыграл свои лучшие роли в спектаклях Яны Туминой: «Колино сочинение», «Я Басё», «Деревня канатоходцев», «Джинжик».

Режиссёр Александр Балсанов поставил вместе с Яной Туминой спектакли «Я Басё», «…И звали его домино» и другие, в том числе студенческие работы. Когда к работе присоединяется Балсанов, в спектаклях Туминой расширяется пространство, в котором приобретает особое значение телесность актёров, их пластика. И представление тела во всех его возможностях и слабостях говорит, в первую очередь, о гуманизме в высказывании постановщиков. Будь то особенные люди и гуттаперчевые подростки в «Упсала-Цирке» или актёры театра кукол в театре «Ульгер».

Понимая границы своей убедительности в пространстве, актёрам легче представить качества предмета на сцене. Баланс бамбуковых шестов и стакана с водой в луче света, который может выплеснуться, – всё это подлинно партнёрские отношения живых и оживляемых участников спектаклей Яны Туминой и Александра Балсанова.

ФИО

Александр Балсанов

Дата рождения

8 апреля 1981 г.

Образование

В 2002 г. окончил факультет театра кукол СПбГАТИ по специальности «актёр» (русско-бурятская студия Сергея Черкасского).

Карьера

Актёр, режиссёр, скульптор (участвовал в реставрации скульптур в Летнем саду, «Летучего Голландца», скульптуры Павла в Михайловском замке). Мастер горлового пения.

Как актёр участвует в спектаклях «Невский проспект» по Николаю Гоголю в Александринском театре, «Нам пора идти…» по пьесе «Синяя птица» Мориса Метерлинка Продюсерского центра «КонтАрт», «Джинджик» Театральной лаборатории Яны Туминой. Актёр и сорежиссёр в спектакле «Я – Басё» «Упсала-цирка».

Вместе с Яной Туминой режиссёр студенческих спектаклей «Домино: история черно-бурого лиса» по Эрнесту Сетон-Томпсону, «Тетрадь Тома Кенти» по роману «Принц и нищий» Марка Твена. Вместе с Яной Туминой автор спектакля «...И звали его Домино» в Театре кукол «Ульгэр» в Улан-Удэ.

Обладатель двух престижных театральных премий «Золотая маска» за актёрскую работу в спектаклях «Колино сочинение» и «Я Басё» (режиссёром обеих работ выступила жена Александра Яна Тумина).

Сотрудничает с Бурятским театром драмы и театром кукол «Ульгэр».

Преподаватель русско-монгольской студии при СПбГАТИ. С 2015 преподаёт в инклюзивной лаборатории «Упсала-цирка». Преподаватель на актёрском курсе кафедры театра кукол СПбГАТИ. Преподаватель летней школы «Театр и школа: Байкальский эксперимент» (школа проходила в Энхалуке с участием молодёжи Бурятии и Иркутской области).

Снимался в ряде российских фильмов и телесериалов, среди которых – «Сердце пармы», «Шаман», «Капкан на судью», «Земное притяжение», «Формула преступления», «Где-то на краю света» и др.

ФИО

Александр Балсанов

Дата рождения

8 апреля 1981 г.

Образование

В 2002 г. окончил факультет театра кукол СПбГАТИ по специальности «актёр» (русско-бурятская студия Сергея Черкасского).

Карьера

Актёр, режиссёр, скульптор (участвовал в реставрации скульптур в Летнем саду, «Летучего Голландца», скульптуры Павла в Михайловском замке). Мастер горлового пения.

Как актёр участвует в спектаклях «Невский проспект» по Николаю Гоголю в Александринском театре, «Нам пора идти…» по пьесе «Синяя птица» Мориса Метерлинка Продюсерского центра «КонтАрт», «Джинджик» Театральной лаборатории Яны Туминой. Актёр и сорежиссёр в спектакле «Я – Басё» «Упсала-цирка».

Вместе с Яной Туминой режиссёр студенческих спектаклей «Домино: история черно-бурого лиса» по Эрнесту Сетон-Томпсону, «Тетрадь Тома Кенти» по роману «Принц и нищий» Марка Твена. Вместе с Яной Туминой автор спектакля «...И звали его Домино» в Театре кукол «Ульгэр» в Улан-Удэ.

Обладатель двух престижных театральных премий «Золотая маска» за актёрскую работу в спектаклях «Колино сочинение» и «Я Басё» (режиссёром обеих работ выступила жена Александра Яна Тумина).

Сотрудничает с Бурятским театром драмы и театром кукол «Ульгэр».

Преподаватель русско-монгольской студии при СПбГАТИ. С 2015 преподаёт в инклюзивной лаборатории «Упсала-цирка». Преподаватель на актёрском курсе кафедры театра кукол СПбГАТИ. Преподаватель летней школы «Театр и школа: Байкальский эксперимент» (школа проходила в Энхалуке с участием молодёжи Бурятии и Иркутской области).

Снимался в ряде российских фильмов и телесериалов, среди которых – «Сердце пармы», «Шаман», «Капкан на судью», «Земное притяжение», «Формула преступления», «Где-то на краю света» и др.

Выдержки из интервью

Артист Александр Балсанов: «Театр меняет людей. Так бывает» / Юлия Ионушайте, портал «Свойкировский.рф», 29 сентября 2019 г.

Артист Александр Балсанов: «Театр меняет людей. Так бывает» / Юлия Ионушайте, портал «Свойкировский.рф», 29 сентября 2019 г.

Выходец из Бурятии: «После моего камлания в Казахстане Назарбаев ушёл в отставку» / Карина Пронина, «Московский комсомолец в Бурятии», 31 июля 2019 г.

СМИ о режиссере

«В гостях у вишнёвых цветов я побыл…» (о спектакле «Я – Басё» в «Упсала-цирке») / Юлия Осеева, Петербургский театральный журнал, февраль 2017 г.

В Новосибирске состоялась премьера эпической экшн-драмы «Сердце пармы» / ГТРК «Новосибирск», 6 октября 2022 г.

Так вот, о судьбе! (о спектакле «Живой») / Ирина Селезнёва-Редер, Петербургский театральный журнал, ноябрь 2021 г.

Вопросы и ответы

Есть ли характерные особенности у «маленького» зрителя? Если есть, то какие?

Этот вопрос как будто из правил дорожного движения – нужно повернуть налево или направо? Конечно, у всех есть особенности. Дети разные. Некоторые не любят шумную музыку, не любят, когда актёры кривляются – тогда они им не верят. За исключением клоунады. Когда актёр начинает переигрывать, наигрывать, у ребёнка теряется внимание – оно переключается с истории на то, как играет артист. А я думаю, что ребёнку всё-таки важна, прежде всего, история – то, о чём ему хотят сказать спектаклем. И главное – ребёнка не нужно перегружать. Если это спектакль для совсем маленьких детей, то история должна быть простая. Хороший пример этого – спектакли Кати Ложкиной-Белевич. Когда в спектакле раскрывается простая история, ребёнок легко её воспринимает.

Как помочь детям понять/полюбить театр?

Невозможно насильно заставить кого-то полюбить что-либо. Это получится сделать, только если ты сам вовлечён. Например, когда я создаю свои спектакли, проекты и приношу домой разные материалы для него, дети с удовольствием вовлекаются в этот процесс. Они гораздо честнее, чем взрослые, и никогда не скажут неправду – они что видят, то и говорят. Если по-настоящему увлечён я, то и дети начинают этим болеть. Или другой пример – мои студенты: если они видят, что я, как их педагог, горю тем, о чём я им рассказываю, то и они загораются желанием создавать что-то новое. Только так, своей увлечённостью, наверное, и можно помочь полюбить театр.


А как помочь понять... Странный вопрос, на самом деле. Попробую ответить на примере спектакля «Его звали Домино» – дети понимают его по-разному. Скажем, последняя сцена, когда Лис и собака Екла оказываются на льдине и уходят всё дальше от берега – кто-то понимает это так, что они утонули, кто-то думает, что они доплыли до другого берега, спаслись и стали друзьями. Или спаслись, и продолжилась погоня – бесконечная гонка. Всё зависит от человека, который смотрит. Так нужно ли детям помогать понимать то, что они видят? Думаю, они и так поймут.

Корректно ли словосочетание «детский театр»? Имеют ли произведения искусства возраст?

Да, произведения искусства, конечно, имеют возраст. Но конкретно то, чем занимаюсь я, то, что создаём мы с Яной Туминой, – это всё-таки семейный театр. Очень важно, что ребёнок может обсудить с родителем то, что он увидел. Иногда родитель больше горит произведением, которое он увидел. Иногда, наоборот, ребёнок взахлёб рассказывает родителю о впечатлениях от увиденного.


У меня нет опыта создания именно детского спектакля, только для детей. Любое сложное произведение можно подать как детский спектакль. И, наоборот, любое детское произведение можно подать так, что будет интересно и взрослому. Всё зависит от того, что увидел режиссёр и что он хочет сказать.

О чём сегодня важно говорить с детьми и подростками? Какие темы затрагивать в спектаклях?

Я думаю с детьми, тем более, с подростками, нужно разговаривать обо всём. Важны любые темы, потому что подростки – это люди, которые вступают во взрослую жизнь, поэтому всё, что происходит вокруг них, им интересно. Их мировоззрение расширяется, с каждым шагом растёт любопытство: а что будет, если я сделаю вот так или вот так? Это похоже на то, как познаёт свою комнату маленький ребёнок, которые только что вылез из люльки, из коляски и начинает ползать на четвереньках – ему тоже всё интересно.

Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклями? Разительны ли эти отличия?

Так получилось, что всё, что я создавал, было рассчитано на семейного зрителя. Когда у меня будет опыт работы над спектаклем именно для детей, тогда я, возможно, и отвечу на этот вопрос.


Самое главное – чтобы материал, который используется в спектакле, помогал семье. У меня есть друг, который одно время выпивал. Как-то он пришёл на спектакль «Тетради Тома Кенти». Он всегда приходил к нам на спектакли и всегда оставался, мы долго обсуждали, разговаривали. Но в тот раз он молча встал и ушёл, ничего не сказал. Я подумал, что ему не понравилось – первый раз ему не понравился наш спектакль. После того случая он исчез. Через полтора года мне написала его жена – благодарила нас. Оказалось, что после того спектакля они уехали далеко на север, мой друг перестал употреблять. Дети, жена были счастливы. Думаю, это самая большая победа – когда спектакль не разрушает семью, а когда человек понимает, что в его жизни что-то не так, и находит силы это исправить. Много таких примеров было также после спектакля «Я – Басё» – люди смотрели, и что-то в них менялось. В наших спектаклях нет нравоучений – мы не говорим, что можно, а что нельзя. Мы просто показываем историю, даём возможность взглянуть на проблему со стороны. И если у зрителя получается увидеть, я счастлив.


Или мои концерты горлового пения – последнее время на них всё чаще стали приходить семьями – взрослые с детьми. Это очень приятно. Когда дети слушают горловое пение, они представляют, что находятся в лесу, в степи, в горах. Когда они после рассказывают о своих впечатлениях, я удивляюсь – даже у меня не возникает таких образов. Горловое пение исполняется без слов, а у детей на это возникает целая история, они видят картинки, фантазируют. Как будто читают книгу.