Пётр Айду – мультиинструменталист, композитор, исследователь. Он в совершенстве владеет многими разновидностями клавишных инструментов (фортепиано, орган, орган-позитив, клавесин, хаммерклавир), играет на старинных щипковых инструментах (ренессансная лютня, барочная гитара) и ударных (выступал в составе Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского).
Пётр Айду – идеолог оркестра «Персимфанс». В названии – аббревиатура от «ПЕРвый СИМфонический АНСамбль без дирижёра». Предшественник коллектива – ансамбль, который действовал с 1922 по 1933 год в Москве. «Персимфанс», воссозданный в 2008 году, почти век спустя, – его «реинкарнация», возрождение и продолжение музыкальных идей русского авангарда 20-х годов ХХ века. Его основу составляют музыканты, солисты ведущих оркестров России, художники, исследователи, объединённые задачей исполнения музыки вне авторитарной системы привычного оркестра. Вместе они находятся в поиске новых подходов в исполнительском искусстве и находят их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений.
Пётр Айду – автор музыки и музыкальный руководитель перформансов и спектаклей. Смысл его работ в том, что музыка остаётся чистым искусством. Для её понимания нужны только сама музыка и слушатель. В проектах Петра Айду нет привычной драматургии, сюжета – зритель сам, при желании, найдёт за что зацепиться, какие ассоциации провести. Возможно, поэтому кто-то относит работы Петра Айду к театру, кто-то – к музыке, для кого-то это саунд-арт. Сам композитор определяет то, что он делает, как музыкальное произведение крупной формы.
Один из примеров такового – «Реконструкция утопии» в Школе драматического искусства. Это одновременно и стилистическое продолжение проекта «Персимфанс», и концерт-эксперимент: стилизованный «советский оркестр» воссоздавал звучание 20-х годов прошлого века. В произведении можно было услышать отсылки к музыкальным экспериментам, научным достижениям прошлого века, а также к пролетарской самодеятельности.
В другом своём проекте, «Антропоценфония. Песни машин и механизмов», Пётр Айду вместе со своей командой в Школе драматического искусства создаёт не просто уникальную симфонию, но новую музыку. В основе спектакля-концерта – сочинение для ансамбля ударных, электроники и смешанного хора ad libitum. В основе инструментовки – звуки действующих цехов, производственных процессов, которые Пётр Айду записывал по время поездки по заводам Урала. Работа виброгалтовочной машины, шумы насосной станции, стук штамповочной печати и гул цеха тонкой обработки в «Антропоценфонии» соединены в единую музыкальную ткань, в музыку медитативную и завораживающую.
Ещё одна работа Петра Айду на территории театра была представлена в рамках проекта «RE-Конструкция» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац в 2021 году. Тогда он впервые представил сочинение малоизвестного в России Джона Лютера Адамса – композитора, проживающего на Аляске. Сочинение SILA: Breath of the world («SILA: Дыхание мира»), как и другие его композиции, связано с темой природы и уходит корнями в эскимосскую культуру. Ещё одна особенность: оно должно исполняться без дирижёра. Во время выступления музыканты распределились на несколько групп (духовые, ударные, струнные, вокал) в фойе театра и по своему усмотрению исполняли любой из созданных Адамсом музыкальных фрагментов. Зрители, перемещаясь между исполнителями в разных направлениях, слышали разный звуковой баланс и сами создавали для себя уникальную музыкальную композицию.