Алмаз Садриев – режиссёр драматического и современного театра, драматург, актер, член европейской ассоциации театров для самых маленьких Small size, основатель первого в Татарстане бэби-театра Small Art, постоянный участник творческих лабораторий и фестивалей, посвященных бэби-театру, один из ведущих режиссёров бэби-спектаклей в России, руководитель ассоциации исполнительских искусств для маленьких зрителей «Калабала».
Алмаз Садриев – один из немногих в России последовательно и основательно развивает направление бэби-театра. Заниматься этим он начал в 2015 году, после участия в образовательной программе «Школа театрального лидера» московского Центра им.Мейерхольда. Тогда зародилось желание создавать полноценный театр, в котором нет текста, драматургии, конфликта и сюжета.
По убеждению режиссёра, знакомство ребёнка с театром нужно начинать с самого рождения, приобщать его к духовному развитию через искусство раньше, чем в три-четыре года, когда осмысленность, сознание и логика. Театр, который базируется на эстетизации, даёт возможность приобщаться к художественным процессам с самых ранних лет, исследовать окружающий мир и воспринимать его красоту.
У Алмаза Садриева – образование в области филологии, психологии, режиссуры и менеджмент организаций культуры и искусства. Как психолога его заинтересовало восприятие ребёнка в возрасте до трёх лет, и появилось желание создавать театр для этого возраста. Вдохновением послужило наблюдение за опытом зарубежных коллег: актёры бэби-театров за рубежом ценятся так же, как и драматические актёры или актёры театра кукол.
За рубежом возрастная градация бэби-спектаклей идёт буквально по годам: есть спектакли от 0 до года, от года до двух лет, от двух – до трёх и так далее. В России ещё нет такой степени приобщения зрителей к бэби-театру, чтобы можно было создавать спектакли в такой градации.
В своих спектаклях Алмаз Садриев следует принципу простраивать форму и содержание постановок для совсем маленьких зрителей, опираясь на современное искусство. Ребёнку не нужен театр, который строится на готовых текстах и сценариях. Поэтому Алмаз Садриев утверждает необходимость авторского поиска и осмысления, авторского исследования и размышления, то есть бэби-театр – это не интерпретационный театр. И одновременно это не развивающий центр, где с ребёнком говорят о гусеницах, бабочках, традиционных сказках, временах года или природных явлениях. Постановки Алмаза Садриева поднимают глубокие, даже неожиданные темы, используя доступный язык для разных возрастных категорий детского восприятия. Режиссёр ищет новые приёмы, нарабатывает собственный опыт и актуальный язык.
Своеобразным манифестом бэби-театра можно назвать спектакль Алмаза Садриева «Микрохи», который он поставил в Государственном русском драматическом театр им. Н. Бестужева (Улан-Удэ). С помощью визуальных образов, предметов, пластики дети вместе с актёрами исследуют подводный мир Байкала, знакомятся с его обитателями – микроорганизмами. В художественной форме и волшебной атмосфере юные зрители узнают о том, что на земле существуют микрожители, что наша планета – хрупкая и удивительно красивая. Малыши получают первый зрительский опыт, знакомятся с театром, а родители – возможность ещё раз оценить уникальность Бафкала, подумать о значении этого озера для мира и природы.
Ещё один бэби-спектакль Алмаза Садриева – «От неба до земли» – стал первой подобной постановкой в республике Башкортостан. Для показа в Башкироском театре драмы имени Мажита Гафури возводят шатёр, напоминающий юрту. Артисты работают на уровне пластики и импровизации и постоянно включают зрителя к действию, не забывая в проессе игры уделять ему внимание. «От неба до земли» – спектакль о детстве, о таком волшебном времени, где нет границ для воображения, фантазии. Даже обычный беспорядок в квартире может преобразиться в заоблачную страну, где живут фантазийные герои. В спектакле используется безопасный реквизит: кинетическая глина, синтепух, а также необычные конструкции из проводов, которые после спектакля превращаются в объекты для игры. Получасовой спектакль предназначен для совсем маленьких зрителей, но режиссёр не ставит чётких ограничений ни по возрасту, ни по национальности: смысл этой постановки на башкирском языке будет понятен без слов любому зрителю.