Рождественская фантазия о важности добрых поступков, воплощенная средставами домашнего, семейного театра.
Спектакль «Волшебник и песчинка» для зрителей от 6 лет по одноимённой пьесе Анны Гейжан. Пьеса вошла в шорт-лист «12 минус» конкурса «Маленькая ремарка» 2022г.
Текст пьесы в ссылке вместе с референсами и эскизами.
Действующие лица:
Лиза - девочка 8 лет
Папа - отец Лизы
Действие происходит в канун Рождества. В обычной молодой семье, где папа увлечен работой, а ребёнок избалован игрушками и вниманием мамы. Вот-вот появится второй ребёнок. Пока мама в роддоме, папа и дочка Лиза впервые остаются одни. Девочка капризничает и совершенно не готова принять нового члена семьи. Не зная, чем занять ребёнка, папа придумывает для Лизы волшебную сказку, которая оживает прямо на глазах. Эта сказка о маге Артабане, который в Рождетсво отправился к Спасителю. Чтобы сделать подарок младенцу, Артабан продал большую часть своего имущества и купил жемчуг. Наконец, он отправился в путешествие. По пути он попадал в самые разные события, выручал страждущих и помогал бедным, каждый раз отдавая по жемчужине. Так он раздал весь свой жемчуг. Придя к Спасителю, он обернулся и увидел дорогу, выложенную жемчужинами, своими добрыми делами.
Эту сказку-игру папа сочиняет буквально “на ходу”, вовлекая девочку. Вместе они придумывают героев из подручных материалов, игрушек. А жемчужинами становятся бусы девочки, которые она старательно собирала из пуговиц, шишек и ниточек для подарка маме. Проходя путь к Вифлеемской звезде, сотканный из препятствий и событий, Лиза вместе с магом Артабаном отдает свои бусины всем, кто нуждается в помощи. Так она учится делиться, становится мудрее, создавая дорогу добра. Сказка объединяет папу и Лизу общими ценностями и игрой, общим опытом. Обычная комната в квартире, превращается в совершенно сказочное, чудесное пространство.
Тема: о ценности добрых поступков
Идея: внутри каждой жемчужины есть крошечная песчинка. Так и внутри каждого человека должна быть вера, вера в лучшее, в доброту, в чудеса. Эта вера и делает нас жемчужинами.
Сверхзадача: делай добрые дела! Верь в лучшее! Верь в чудеса!
Решение:
В спектакле задействованы два актёра: Папа - взрослый актер 30-35 лет и юная актриса - девочка 7-9 лет. Так как действие будет выстроено в буквальном смысле в игровой форме, в живом взаимодействии, ребёнок на сцене будет максимально вовлечен.
Герои истории близки зрителю и схожи с ним. Девочка - ребенок нового поколения. Она задаёт умные, логичные вопросы, быстро мыслит, иронизирует над папой и над ситуацией.
Папа - человек молодой и творческий. Он много взаимодействует с гаджетами, легко общается с дочкой, взаимодействуя с ней на равных.
Пространство театра - камерная или малая сцена. Место действия - современная домашняя гостиная. Это монохромное домашнее пространство, которое во время спектакля из холодного и практичного становится ярким и волшебным. Основа сценографии - прямоугольные блоки, которые задают периметр и наполнение комнаты. Блоки являются условным воплощением и стен, и дивана, и стола, и шкафа. На них можно стоять, сидеть, лежать. Из них можно достать реквизит, как с чердака. Эти блоки можно перемещать, переворачивать. С помощью элементов сценографии и реквизита герои сами сочиняют историю, сами строят себе преграды и преодолевают их, таким образам меняя себя и пространство вокруг.
Основное художественное решение спектакля - домашний театр. Эта давняя, тёплая, важная и ценная традиция была забыта с течением времени и живое общение, игра, семейное творчество было заменено гаджетами. Применяя это решение, мы задаем интересное игровое пространство для актёров/героев спектакля, воплощаем очень уютную, вертепную, рождественскую атмосферу и знакомим зрителей со всевозможными способами создания домашнего представления из подручных предметов.
Такой ход раскрывает идею спектакля о том, что в каждом человеке есть Спаситель, есть маленькая песчинка, которая делает нас жемчужинами. Так и творчество, чудеса, можно найти во всем, что нас окружает, и обыденное сделать волшебным.
Итак, каждое событие, каждое перевоплощение герои придумывают “на ходу”, оживляя игрушки девочки и предметы быта (лампа, тюль), которые раскрывают ключевые образы сцен. События сказки свершаются в разных местах действия: пустыня сменяется морем, море - городом и так далее. Каждая из этих сцен решена с помощью самых разных выразительных средств театра теней, театра объекта, театра из бумаги и тд.
В художественном и пластическом решении (пространство, цветовая гамма, детали, композиции и мизансцены) заложены библейские сюжеты, запечатленные в живописи и скульптуре выдающихся мастеров.