Режиссеры показали на лаборатории три эскиза, объединенные темой «Введение в классику» и призванные закрыть потребность в репертуарных названиях для «Пушкинской карты», на которые дети могли бы ходить целыми классами.
Денис Казачук в соавторстве с художницей Александрой Павловой обратились к нестареющему бестселлеру А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», перенеся действие в художественную мастерскую Летчика. Все на сцене — плоды его фантазии. По бокам стоят планшеты с большими белыми листами, представляющие галерею работ: тут удав, проглотивший слона, внутри и снаружи; тут же появляется и Лис. Художественные средства предельно просты: бумага, «волшебная пыль», ночники с неоновыми лампочками, даже Маленький принц — всего лишь золотая картонка. Фантазии одолевают Летчика: баобабы с планеты Принца буквально атакуют его голову, обвиваясь вокруг нее, как шлем. Заявленная тема внутренней борьбы художника и его демонов вступала в конфликт с нарочито детским способом существования актеров и излишней голосовой характерностью. Эскиз получился скорее очередным чтением известного текста, чем попыткой серьезно исследовать его постановочный потенциал.
Выпускницы мастерской Н. П. Наумова в РГИСИ Ясения Громова (в качестве режиссера) и Аделина Сапаева (в качестве драматурга) работали с поэмой М. Горького «Девушка и смерть» и другими его ранними произведениями. Стихотворный текст о победе любви над смертью решен с помощью большого арсенала художественных средств: театра теней, кукол, масок, живого плана и утонченной анимации с причудливыми деревьями и абрисами людей, кадры из которой озвучены живым горловым пением и этническими инструментами (пожалуй, лучшая сцена из череды прочих). Эскизу не хватило драматургической и исполнительской внятности: куклы говорят «специальными» голосами на утрированно-сниженных детских интонациях, Девушка (Елизавета Парунова) работает на возвышенной поэтической тональности — но на раскрытие темы эскиза такое разделение не работает. В канву сценического действия вплетены и пение, и пластика — то, что не проговаривается, переведено на язык музыкальной выразительности, однако, работа выглядит скорее хаотичным набором разнородных средств, чем четко выверенной композицией.
Самым цельным оказался эскиз режиссера Олега Лабозина (что удивительно, единственного из участников лаборатории режиссера драматического театра, а не кукольного). В тандеме с художницей Маргаритой Панаковой они работали с повестью А. С. Пушкина «Метель». В центре — семейные тайны Бурминых, разворачивающиеся как детективная история в архиве, куда ночью пробираются трое людей в черном. В открытом приеме под чтение семейного «дела» они надевают на руки перчатки и портретные фотографии на резиночках для волос, так что их ладони становятся куклами с ногами — пальцами. Прекрасно работает с перчаткой актриса Ирина Спица. Ее Марья Гавриловна — кружевная кукла-перчатка, кокетливо закидывающая одну ножку на другую, трепетно дрожащая на ветру, скромная и изящная.
Актеры не присваивают себе персонажей, а лишь иллюстрируют историю, разыгрывают ее здесь и сейчас. С помощью простых, но тщательно выбранных средств архив превращается в целый город, где разворачивается история Марьи Гавриловны: ящички и шкафчики становятся то санями, то комнатками героев, то садом. Метель — развивающиеся на вентиляторе полиэтиленовые пакеты и нарезанные шредером старые документы. В эскизе много смешных находок, и в целом пушкинская повесть больше всего напоминает здесь ироничное переложение на язык комиксов, картинки которого оживают на глазах зрителей.
Это единственный эскиз лаборатории, в котором установлен внятный сценический закон, а использование куклы абсолютно оправданно. Перчатки — полноценные герои, не сводящиеся к банальной иллюстративности.
Как и всякая лаборатория, «Эхо БДФ» выполняет свою миссионерскую функцию по развитию детского театра в регионах. Процесс важнее результата: труппа получает возможность в сжатые сроки поработать с разными приглашенными режиссерами над новым материалом, что обеспечивает актерам хороший тренинг. Профессиональные обсуждения, встречи со зрителями — все это, безусловно, развивает и театр, и аудиторию. Обогащение афиши — скорее приятный бонус лабораторного процесса. Кого из режиссеров пригласить на постановку и какой эскиз взять в репертуар, театр решает самостоятельно в течение трех дней после проведения лаборатории, но и у остальных эскизов может сложиться длительная сценическая судьба — любой театр может пригласить команду к себе, посмотрев видеозапись работы на сайте и в социальных сетях Большого детского фестиваля.
Так программа «Эха БДФ» позволяет театрам разнообразить афишу, минимизируя риски от неожиданного результата сотрудничества с приглашенными режиссерами, а для творческих команд «Эхо» становится социальным лифтом, обеспечивающим мягкое вхождение в профессию вчерашних выпускников театральных вузов. Благодаря постоянному расширению географии проекта, по всей стране становится все больше интересных детских спектаклей. Зрителям Камчатского театра кукол тоже есть из чего выбрать, остается только ждать решения театра.