МАЛЬЧИШКИ НАШЕГО ДВОРА

06.11.2024
Александрина Шаклеева, 06.11.2024, Петербургский театральный журнал
О режиссерской лаборатории Большого Детского фестиваля в Санкт-Петербурге

Совсем недавно Театральный проект 27 открыл собственную площадку. И практически сразу стал принимающей стороной для Большого Детского фестиваля, впервые прошедшего в Санкт-Петербурге.

Традиционная для всех городов, где проходит БДФ, режиссерская лаборатория на этот раз была посвящена театру для подростков. Заявки отбирали по опен-коллу, в результате которого до постановок дошли четыре команды.

Над первым эскизом — «Сага о юном Сельви» по одноименной повести исландского писателя Арнара Маура Арнгримсона — работал режиссер Александр Гошуков, недавний выпускник мастерской Г. М. Козлова в РГИСИ. Художница Алина Сверлова сочинила пространство, одновременно напоминающее и скандинавские побережья с валунами, и типовые российские дворы с бетонными лежачими полицейскими. Задник из холщевой ткани песочного цвета — это и стена дома, и гора, уходящая ввысь, и огромный монитор, на который транслируются мысли и чувства юного Сельви, стилизованные под компьютерную игру. Пространство обладает приметами живого и неживого, становится метафорой внутреннего мира мальчика, испытывающего неприязнь ко всему своему окружению и сутками напролет пропадающему в виртуальной реальности.

Артем Рогузин, исполнитель роли Сельви — парень с острыми чертами лица и грустными глазами — такой герой-красавчик из подростковых сериалов Netflix, одновременно притягательный и отталкивающий. Он точно схватывает подростковую демонстративность, практически всегда работая через зал, на повышенных тонах. В пластике — сочетание широких жестов с зажатой угловатостью. Максимально открыт и свободен Сельви только в своих фантазиях. Так, сцена гнева поставлена как пластический этюд джедая с мечом из супергеройского комикса или компьютерного шутера.

Отправленный матерью в далекую деревушку к бабушке, Сельви постепенно открывается миру. Его бабушка (Анастасия Беляева) — сварливая женщина, от упоминания имени которой вздрагивают даже крепкие мужики, — оказывается такой же бунтаркой, как сам Сельви. Поддержано их сходство и визуально — оба красят пряди своих волос в дерзкий синий. Неплохим парнем оказывается и сосед — обаятельный тюфяк Томас (Павел Маслаков). Здесь же мальчика ждут и перипетии первой любви. Сначала — эротические мечтания с первой встречной женщиной: остроумная сцена, в которой случайно зашедшая соседка, молча просидевшая на кухне 5 минут, потом вдруг появляется в фантазиях подростка в образе красотки а-ля GTA (отличная актерская работа Нелли Шариповой). А потом и настоящая влюбленность в дерзкую девчонку Арндис (Анна Мельникова) со всеми сопутствующими неловкими ситуациями. Любовные сцены подростков в эскизе сочинены узнаваемо и смешно, отзываясь у целевой аудитории, активно и взволнованно комментирующей происходящее.

Во втором эскизе — «Врач» — Анна Куликова, режиссер и автор инсценировки, рассказывает историю, основанную на биографии советского хирурга Леонида Рогозова. Он прославился тем, что, будучи еще юным врачом, сам себе провел операцию на аппендицит в условиях антарктической экспедиции. Эскиз — поэтическая метафора, попытка показать силу человеческого духа. Повествование в нем ведется то от лица ребенка (звучит аудиозапись), то от лица рассказчика — исполнителя роли Рогозова. Игра масштабами задана и на аудиальном, и на визуальном уровнях. Герои сначала появляются в виде маленьких куколок на большой снежной глыбе, а рядом отплывает корабль, только что высадивший полярников на станцию (художник Антон Богатов). И только потом на заснеженную сцену выходят артисты в живом плане, после чего к куклам эскиз уже не возвращается. Сцена с операцией решена как пластический этюд, лишенный достоверности физической жизни. Артисты демонстрируют хирургические инструменты, произнося текст, разложенный на хор полярников — свидетелей событий. Отстранение, взятое за основной художественный прием, с одной стороны, помогло постановщикам избежать натуралистичности. С другой, поэтическое литературное воспроизведение текста придало эскизу излишне патетическую интонацию, отчего он стал напоминать советский агитационный плакат о геройстве без изъянов.

Третий эскиз — рэп-мюзикл «Пушка» — возвращал человеческое лицо «солнцу русской поэзии». Режиссер Маша Москвина и автор текстов Илья Додылин, актеры московского Рэп-театра, сочинили историю о жизни молодых лицеистов — Саши Пушкина и его друзей. На сцене только три школьные парты, расписанные баллончиками (художник Илья Додылин). Их постоянно перемещают, переворачивают, как блоки детского конструктора, создавая новые локации — то школьный кабинет, то сценический помост. Одетые в стильные костюмы с вышивками лир на спине (художник по костюмам Анна Зудина), напоминающие наряды айдолов из K-pop-групп, молодые (и все как на подбор кудрявые) парни читают тексты о юности, системе и будущем России. Круг тем, поднимаемых в текстах, не строится на точных совпадениях с биографией Пушкина, но строго определен его интересами и обстоятельствами жизни. Написать про юного Пушкина рэп-мюзикл кажется отличной идеей. Чем мог бы заняться горящий свободой классик, родись он в наши дни? Конечно, стать рэпером. Жанр дает возможность показать и неуемную юношескую энергию, и протестный дух, и нежную поэтическую ранимость, приближая забронзовевшего классика к сегодняшним подросткам. В эскизе Пушкина играет Арсений Захаров — 16-летний школьник, сам еще подросток, лихо справляющийся и с ритмичным речитативом, и с лирическими сценами. Выделить в эскизе отдельные актерские работы невозможно: все существуют как единый организм, ни на секунду не выпадая из действия, вне зависимости от того, солируют они в данный момент или стоят в массовке. На уровне эскиза работа тяготеет к концерту в большей степени, чем к спектаклю, но это ее нисколько не портит (может, даже наоборот). «Пушка» ожидаемо вызвала бешеный зрительский восторг — как целевой аудитории, так и их олдов-родителей.

Была на лаборатории и еще одна работа — эскиз Вячеслава Пискунова «Пес по имени Мани» по мотивам книги немецкого бизнесмена и финансового консультанта Бодо Шефера. Эту работу я пропустила, а потому и рассказать о ней не могу. Но на лаборатории Большого Детского фестиваля произошел беспрецедентный случай — Театральный проект 27 решил взять в репертуар сразу три работы. Юных петербургских зрителей в ближайшее время ждут спектакли «Пушка», «Сага о юном Сельви» и «Пес по имени Мани».