БДФ Школа
в Санкт-Петербурге

2024

Семинар «ШКОЛА И ТЕАТР В ЭПОХУ ТРАНСМЕДИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ» 11–12 октября 2024 года


Цель семинара — обсудить потенциал взаимодействия театра и школы, помочь учителя взглянуть на театральные процессы изнутри и обнаружить педагогические находки и эффективные подходы в обучении, чтобы литература перестала казаться подростка чем-то отвлеченным и сложным, а театр — скучным и непонятным.

Мы убеждены, что театр не должен быть всего лишь иллюстрацией к программе по литературе или воспитательному процессу. Учитель вместе с учеником может посредством театрального искусства искать ответы на важные для себя вопросы, познавать себя и творчески реализовываться. При этом нужно учитывать изменившуюся культуру потребления информации и способность современных подростков эффективно использовать цифровые ресурсы. Поэтому одним из направлений семинара становится использование возможностей цифровой эпохи, которая позволяет сделать школьников не только зрителями, но и активными участниками творческого процесса, вступить в диалог с художественным произведением и друг другом, почувствовать себя исследователями и открывателями новых смыслов.

В рамках семинара участники:

  • посетят лекции, на которых познакомятся с понятием трансмедийной культуры и цифровыми инструментами включения театра в педагогическую деятельность, а также узнают о жанровом многообразии современного театра и его возможностях;
  • на мастер-классах опробуют театральные технологии обучения выразительному чтению, обсуждения спектаклей с юными зрителями и написания театроведческих рецензий;
  • примут участие в лаборатории проектирования уроков по школьным пьесам с привлечением материалов цифровой платформы БДФ, а также самостоятельно спроектируют занятия по драматическим произведениям, опираясь на литературный текст и его сценические интерпретации;
  • познакомятся с работой театрального режиссера, который покажет, как анализировать художественное произведение с режиссерской позиции.

Программа

11 октября (пятница)

Время Мероприятие
10:00 — 11:00 Театр и школа: на пути к сложным образовательным результатам. Антон Ткаченко, Москва, большой зал
11:00 — 12:30 В кресле и без: что предлагает зрителю современный российский театр? Александрина Шаклеева, Санкт-Петербург, большой зал
12:45 — 14:15 Школа как лаборатория трансмедийной грамотности: уроки, театр, цифровые сообщества. Анна Новикова, Москва, большой зал
15:15 — 16:15 Как учить читать выразительно? От текста к смыслу через театр. Юлия Меркулова, Москва

Как обсуждать спектакли с детьми? Алексей Иващенко, Санкт-Петербург

Не только платья и буфет: на что смотреть, чтоб рассказать о спектакле. Александрина Шаклеева, Санкт-Петербург
16:30 — 17:30 Как учить читать выразительно? От текста к смыслу через театр. Юлия Меркулова, Москва

Как обсуждать спектакли с детьми? Алексей Иващенко, Санкт-Петербург

Не только платья и буфет: на что смотреть, чтоб рассказать о спектакле. Александрина Шаклеева, Санкт-Петербург

12 октября (суббота)

Время Мероприятие
10:00 — 11:00 Театр в цифровую эпоху: как изучать пьесы в на уроках литературы? Презентация цифровой платформы БДФ
11:15 — 12:45 Лаборатория проектирования уроков
Что нам делать с Гамлетом? Елизавета Матросова, Санкт-Петербург

«Ревизор»: читать или смотреть? Михаил Арсланьян, Москва

Чацкий нашего времени. София Лебедева, Санкт-Петербург
13:45 — 15:15 Режиссерский разбор текста
15:30 — 16:30 Рефлексия. Итоги

Спикеры

Антон Ткаченко

Куратор направления БДФ Школа

Кандидат педагогических наук. Заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение» (Москва). Учитель литературы, автор статей по методике обучения литературе. Руководитель школьной театральной студии, создатель спектаклей «Гудбай, Берлин!», «Два веронца», «Четыре с половиной секунды». Методист программы «Учитель для России».

Александрина Шаклеева

Театровед, театральный критик и куратор. Окончила актерское отделение факультета культуры и искусств Омского государственного университета, театроведческий факультет Российского государственного института сценических искусств, аспирантуру Гуманитарного университета (Екатеринбург). Прошла профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент сценических искусств» во Всероссийском театральном университете имени Бориса Щукина. Член Экспертного совета Российского Национального театрального Фестиваля и Премии «Золотая Маска» (2021/2022, 2022/2023). В разные годы была куратором фестивалей «Маска Плюс», «Территория. Kids», «Кто ты и откуда», Форума театров малых городов, образовательных программ фестивалей «Пермское море», «Театральная революция», резиденции «Архивация нас». Курировала проекты в Молодежном театральном центре «Космос» в Тюмени (2019–2023). Куратор ряда спектаклей, попадавших в номинации и лонг-листы «Золотой Маски», в список 100 лучших молодежных проектов на Russian creativity week. Ридер драматургического конкурса «Ремарка» в номинации «Пьесы для детей и подростков». Автор телеграм-канала «Мама, какая драма». Публиковалась в изданиях «Петербургский театральный журнал», «Летающий критик», «ТЕАТР.», «Недоросль», «Экран и сцена», «Страстной бульвар, 10», «Ревизор.ру» и др.


Аннотация к лекции:

Современный российский театр представлен таким многообразием жанров, что разобраться в них с первого раза не так-то просто. На лекции поговорим о молодых режиссерах, о том, что они сегодня предлагают зрителям как в театральном здании, так и за его пределами. Разберемся со страшными терминами «иммерсивный», «партиципаторный», «сайт-специфик» и попробуем понять, как смотреть и обсуждать такие спектакли.

Анна Новикова

Доктор культурологии, кандидат искусствоведения (театроведение). Профессор Института медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации (Москва). Соавтор книги «Педагогика трансмедийного творчества: школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры».


Аннотация к лекции:

Театр — это модель культуры. Оплот традиционализма, сохраняющий жестко регламентированные правила коммуникации зрителя со зрелищем, с одной стороны. И экспериментальная лаборатория, открытая всему новому (в том числе, новым медийным технологиям), с другой. Может ли театр научить этому школу? Нам кажется, что да. На встрече поговорим о том, как трансмедийные истории и цифровые инструменты помогают строить мосты между уроком, зрелищем и книгой, между взрослыми и юными, между прошлым и будущим.

Юлия Меркулова

Кандидат педагогических наук, доцент. Почетный работник образования. Учитель русского языка и литературы высшей категории, заведующая кафедрой «СЛОВО» частной школы «Золотое сечение».


Аннотация к лекции:

Как научить читать выразительно? Каковы критерии выразительности — сила голоса или интонационное многообразие прочтения? Какие приемы помогут выразительно прочитать художественный текст? Чтобы передать смысл авторского слова, необходимо это слово понимать, озвучивать текст автора, «вживаться» в художественный образ, то есть посредством живого устного слова, интонации, мимики и жестов транслировать эстетическую и содержательную суть текста, воздействовать на слушателя. Необходимо особое пространство, которое «провоцирует» подростка на создание интерпретаций литературных текстов, проявление в этих интерпретациях личных смыслов через интонацию, мимику, жесты, элементы костюма и декорации. Театрализация даст возможность реализовать это в полной мере через смысловое богатство литературного текста, через выразительность его произнесения.

Участники мастер-класса узнают, как с помощью театра сформировать навык выразительного чтения и передавать содержательную суть текста, примут участие в тренинге выразительного чтения с использованием различных театральных инструментов.

Алексей Иващенко

Актер, режиссер-педагог театральной школы «Я — актер»


Аннотация к лекции:

Как обсуждать спектакли с детьми? Как в анализе уйти от формулировки «нравится — не нравится» и приблизиться к осмыслению художественного образа? Как не транслировать свое видение, не давить на детей, помочь им сделать собственные открытия? На эти и другие вопросы попробуем ответить вместе.

Елизавета Матросова

Учитель русского языка и литературы Президентского физико-математического лицея № 239 (Санкт-Петербург).


Аннотация к лекции:

«Гамлет» Уильяма Шекспира — один из самых сложных драматических текстов школьной программы. Как найти на уроке точки входа в пьесу, написанную более четырех веков назад? Чем она может быть интересна современному подростку? Как театр может помочь прочитать трагедию, ставшую особо значимой для русской культуры? В рамках лаборатории проектирования уроков мы вместе попробуем ответить на эти вопросы и предложим варианты работы как с литературной основой, так и с театральными постановками.

Михаил Арсланьян

Учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Пятьдесят седьмая школа».


Аннотация к лекции:

Текст пьесы в пространстве школьного класса может появляться в разных вариантах: мы можем его читать, а можем смотреть. Во втором случае между нами и авторским текстом появляются посредники-интерпретаторы: режиссер, актер, сценограф и другие. Можем ли мы начинать разбор с обращения к чужой интерпретации текста или всегда должны двигаться от первоисточника к постановке? Существует ли вообще пьеса вне интерпретаций? В рамках лаборатории проектирования уроков мы обсудим эти вопросы и вместе придумаем, как работать с отдельными сценами пьесы «Ревизор» на уроке литературы.

София Лебедева

Учитель русского языка и литературы частной альтернативной школы «Пространство 13а» (Санкт-Петербург).


Аннотация к лекции:

На мастер-классе будет представлена разработка финального урока при изучении комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Участники мастер-класса окажутся на месте учеников, познакомятся с разными сценическими воплощениями образа Чацкого, попробуют выявить закономерности (посмотрят, что обусловлено историко-культурным контекстом, а что становится универсальным), создадут своего «современного Чацкого». Поговорим о диалоге искусств, о специфике художественного языка литературы и театра.

11–13 октября 2024 года Тренинг для театральных педагогов «КАК ПОСТАВИТЬ СПЕКТАКЛЬ В ШКОЛЕ»

Программа включает в себя мастер-классы и тренинги для театральных педагогов, которые работают с детьми. Занятия помогут ответить на следующие вопросы:

  • что может дать театр школе?
  • как выбрать материал для постановки со школьниками?
  • что такое структура и выразительные средства спектакля?
  • каковы особенности работы над театральной постановкой с детьми-актерами?

Тренинг подходит как для начинающих педагогов, которые хотят освоить эту профессию, так и для тех, кто уже обладает опытом школьных постановок и стремится освоить новые инструменты в этом направлении.

Спикеры: Полина Стружкова, Антон Ткаченко, Алина Кушим

11 октября (пятница)

Время Тема Количество часов Спикер
10:00 — 11:00 Театр и школа: эффективные модели взаимодействия 60 минут Антон Ткаченко
11:00 — 12:30 В кресле и без: что предлагает зрителю современный российский театр. Александрина Шаклеева, Санкт-Петербург 90 минут Александрина Шаклеева
12:45 — 13:15 Школа как лаборатория трансмедийной грамотности: уроки, театр, цифровые сообщества. Анна Новикова, Москва 90 минут Анна Новикова
Обед
14:15 — 15:00 Введение. Знакомство. 40 минут Полина Стружкова, Алина Кушим
15:00 — 16:30 Как выбрать материал для постановки со школьниками? 90 минут Полина Стружкова
16:45 — 17:20 Режиссер наедине с текстом. Где найти материал для работы? 40 минут Антон Ткаченко
17:30 — 18:30 Тренинг 60 минут Алина Кушим
18:30 — 19:00 Рефлексия 40 минут

12 октября

Время Тема Количество часов Спикер
10:00 — 11:00 Тренинг Алина Кушим
12:15 -13:30 Выразительные средства спектакля: музыкальное оформление, сценография, световое решение, мизансцены 75 минут Полина Стружкова
13:30 — 14:30 Обед
14:30 — 15:45 Лаборатория проектирования спектакля Полина Стружкова Алина Кушим Антон Ткаченко
14:30 — 14:45 Распределение по группам, задание 15 минут
14:45 — 15:05 Работа над замыслами спектаклей в группах 20 минут Коворкинг
15:05 — 15:45 Презентация замыслов по группам 40 минут
16:00 — 17:00 Рефлексия Антон Ткаченко

13 октября

Время Тема Количество часов Спикер
10:00 — 11:00 Тренинг 40 минут АВ
11:15 — 12:15 Работа над спектаклем с детьми актерами 60 минут Полина Стружкова
12:30 — 13:30 Жизнь спектакля после премьеры: педагогический аспект 60 минут
13:45 — 14:30 Рефлексия. Вопросы 60 минут Практическое занятие

Спикеры

Антон Ткаченко

Куратор направления БДФ Школа

Кандидат педагогических наук. Заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение» (Москва). Учитель литературы, автор статей по методике обучения литературе. Руководитель школьной театральной студии, создатель спектаклей «Гудбай, Берлин!», «Два веронца», «Четыре с половиной секунды». Методист программы «Учитель для России».

Полина Стружкова

Режиссер-постановщик более 35 спектаклей для детей и подростков в профессиональных репертуарных и независимых театрах («Король Матиуш», «Мама-кот», «Чук и Гек», «Сахарный ребенок» и др.). Автор курсов для детей и подростков в проектах дополнительного образования (курс для музея современного искусства «Гараж», тур для музея «ГЭС-2», курс по развитию социально-эмоционального интеллекта на базе театральных упражнений для благотворительного фонда «Шалаш»). Режиссер школьных спектаклей «Два веронца», «Герда», «Шекспир. Трагедии. Это про меня» и др.

Алина Кушим

Режиссер спектаклей в профессиональных театрах Москвы, Пензы, Ярославля, Воронежа («Авиатор», «Театр», «Черная курица» и др). В школьной театральной студии «Золотое сечение» поставила более 15 спектаклей — «Мальчик у Христа на елке», «Гудбай, Берлин!», «Четыре с половиной секунды», «Друг мой, Колька!» и др. Разработчик и преподаватель курса выразительного чтения «Литература+театр» в частной школе «Золотое сечение». Снимается в кино. Награждена премией Олега Табакова за возвращение на сцену Московского Художественного театра имени А. П. Чехова театрального бестселлера XXI века — спектакля «Номер 13D».