— «Вы считает себя режиссёром-кукольником?»
— «Я просто режиссёр, человек, который организовывает пространство; время в этом пространстве, атмосферу. Это могут быть и куклы, и объекты, и проекции, люди, автомобили – что угодно».
Актёр, режиссёр, художник, педагог. Основатель Театральной группы и лаборатории MetaZero.
Выбор профессии определило то, что всё детство Александра Хромова прошло в частном театре кукол его родителей. После окончания мастерской Николая Наумова в СПбГАТИ по специальности «режиссер театра кукол», работал актёром, режиссёром, художником в Кемеровском театре кукол, там. Получив там постановочный опыт в работе над спектаклями для детей, вернулся в Санкт-Петербург и основал Театральную группу и лабораторию MetaZero. Первой постановкой группы MetaZero стал перформанс «Дискурс. Пушкин», созданный в Мастерской Аникушина для «Ночи музеев». Этот проект определил дальнейшую деятельность группы как исследование коммуникации между людьми.
В поле исследований, разработок и практики Александра Хромова – бэби-театр, ритуальный театр, атмосферный, сенситивный, визуальный, звуковой, постдраматический направления театра, ситуативный перформанс. По признанию режиссёра, на эстетику и идейность его творчества повлияли спектакли Руслана Кудашова, идеи Бориса Понизовского, перформансы театра АХЕ, перформативные практики Марины Абрамович, спектакли Филиппа Жанти, спектакли Римини Протокол, перформансы Всеволода Лисовского, тексты Ивана Вырыпаева и философские взгляды Кена Уилбера.
Александр Хромов сотрудничал с Русским инженерным театром «АХЕ», театром «ЦЕХЪ», лабораторией бэби-театра «БэбиАтелье» в качестве режиссёра и куратора.
В спектаклях для детей Александр Хромов говорит о вере в себя и свои силы, о достоинстве, совести, любви, красоте, свободе. О хрупкости мира и силе человеческих слабостей. О вдохновляющем одиночестве. О взрослении. Об ответственности. О том, что взрослые – это те же дети, просто они прячутся за своими страхами.
Александр Хромов не боится неизвестности, ищет новое, на первое место ставит честность, искренность, готовность справляться со сложностями в отношениях. Его спектакли дают возможность зрителям почувствовать себя свободно и раскрепощённо, обнаружить своё место в этом мире, не бояться проявлять себя. Режиссёр бережно относится и к сценическому пространству, и к восприятию детьми происходящего на сцене. Он берёт обычные предметы и творит из них фантастические фантазии, которые близки понятны и интересны юным зрителям.
В спектакле «Чу-ко-ко» по сказке Корнея Чуковского «Федорино горе» нет прямого прочтения стихотворения. Всё действие построено на невидимых взаимоотношениях вещей. Все предметы на сцене звучат, светятся, летают, дышат и обретают неожиданные роли и качества Режиссёр использует в постановке разные виды кукол – традиционные для кукольного театра и авангардные (например, кукла невероятных размеров, собранная» из чашек, блюдец, кастрюль, сковородок). Также в сценическом оформлении использованы лампочки, фонари, люстры причудливой формы и предметы, которые по воле художника превратились в осветительные приборы. Важна и роль музыки в спектакле (его жанр обозначен как FairyPunk рапсодия). Музыкальные инструменты, задействованные в постановке, изобретены специально для спектакля.
Режиссёрский подход Александра Хромова отличает работа с актёрами: он предлагает им пройти определённый путь на тренингах. По его методу, артисты не только взаимодействуют с материалом спектакля, но и обращаются к глубинным переживаниям зрителя, связывают происходящее на сцене с реальностью.
Опыт работы в области перформанса помогает создавать спектакли, одинаково интересные и детям, и родителям. Игровой подход позволяет взрослым снова открыть в себе ребёнка.
2012-2014 — Кемеровский театр кукол им. Гайдара (режиссёр, актёр, художник).
2015-настоящее время — Основатель и руководитель театральной группы MetaZero(режиссёр, перформер, художник, педагог, актёр).
Конечно. У детей примерно до 3-ех лет чувственное восприятие. Здесь не так важен нарратив, как соотношение плотности атмосферы со степенью присутствия исполнителя. Все смыслы находятся в этой области. От трёх и до школы оно усложняется абстракциями и образами с противоречиями. Последовательность и сюжетность в спектакле обогащает чувственно воспринимаемый смысл стройной концепцией. Со школой приходит аналитически-знаковое мышление, что позволяет уже предлагать детям развёрнутые концепции, ломанный нарратив и сложные образы. А с подростками можно уже вместе проверять концепции на прочность, пересобирать, низвергать и манифестировать. Раскладывать на атомы страхи, мысли, переживания, чтоб собрать мировоззрение заново в ощущении Красоты и Свободы.
Возможностей очень много. И тут не в детях вопрос, а в театре. И если кратко, то больше левых инициатив. А если более развернуто, то тогда так: во-первых, театра должно быть больше и разного. Во-вторых, ему нужно чаще встречаться с конкретными детьми, особенно на стадии разработки, там, где дети могут влиять на создание спектакля своим восприятием, рефлексией и идеями. В-третьих, театр должен быть заинтересован в своих зрителях и знать о них больше, чем таргет запрещённых социальных сетей и история браузера.
Я думаю, что детский театр - это театр, сделанный детьми. А театр для детей - это театр, сделанный для них адресно. А конкретно по вопросу, то лучше всех ответил З. Я. Корогодский, о том, что для спектакля существует только нижний порог восприятия, а дальше должно быть интересно всем.
С детьми - о вере в себя и свои силы, о достоинстве, о совести, о Любви, Красоте и Свободе. О хрупкости мира, о силе человеческих слабостей. О вдохновляющем одиночестве. О взрослении. Об ответственности. О том, что взрослые - это те же дети, которые прячутся за страхами.
На стадии разработки ничем не отличается. А когда собирается спектакль как целое, то там и самоцензура, и перепроверки, компромиссы со своим внутренним ребенком.