17.12.2019

Сергей БЕЗРУКОВ: "С детьми надо разговаривать!"


Анжела Якубовская, «Москва Зa Кaлужcкoй зacтaвoй», 17.12.19

41294.970.jpg

В Москве на разных театральных площадках прошел Международный Большой детский фестиваль, который показал зрителям самое лучшее, что создается для детей в разных жанрах за последние годы. Художественный руководитель фестиваля народный артист РФ Сергей Безруков рассказал о том, каким задумывался фестиваль, и ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Сергей Витальевич, что представляет собой фестиваль?

- Наш фестиваль очень молодой, мы начали работу в 2017 году. Я задумал его, как только пришел руководить в Московский губернский театр. Высказал желание сделать фестиваль и собрать все самое лучшее, что делается для детей по разным направлением, то есть чтобы в нем была некая мультижанровость. И к огромной радости увидел, что наш фестиваль получился самым настоящим праздником искусств! Он объединил музыкальный, кукольный, драматический театры, кино, анимацию, цирковое искусство, ледовое шоу.

- И каковы критерии отбора на фестиваль?

- Главный критерий - это сотворить чудо для ребенка через спектакль! Но еще мы не только продемонстрировали развлекательные зрелища, но и организовали большую познавательную программу. Хотелось, чтобы каждый ребенок вынес для себя какой-то правильный урок, получил полезную информацию. Также важный критерий - артистичность. Простой пример: часто, когда смотришь игру профессионального актера, понимаешь, что вроде бы все сделано с точки зрения профессии идеально, но все равно чего-то не хватает. Но достаточно посмотреть выступления всеми любимого клоуна Юрия Никулина, и сразу понимаешь, что такое артистичность, обаяние, энергетика. Это, на мой взгляд, самое важное качество для актера. Особенность нашего фестиваля - это детское жюри, которое состояло из детей разных возрастов и оценивало все строго. И, кстати, их обмануть невозможно, у детей на лице все написано.

- Конкурсная программа большая?

- Очень! В этом году было заявлено 250 спектаклей, и на каждый требовалось подготовить профессиональное резюме. Хочу сказать, что отсмотр очень порадовал, нам было из чего выбирать. И, конечно, ужасно больно отказывать, так как количество мест ограничено. Участвовали более тридцати театров из двенадцати городов: Москва, Санкт - Петербург, Тверь, Екатеринбург, Астрахань, Челябинск, Пермь, Калуга, Курган, Улан-Удэ, Химки, Саров. Есть зарубежные участники, так, впервые в Москве выступил всемирно известный итальянский клоун Дэвид Ларибле. Кстати, его выступление посетил народный артист России Евгений Петросян и поблагодарил в своем инстаграме итальянца за потрясающее зрелище. Дэвид провел большой мастер-класс. А еще в рамках нашего фестиваля заслуженный мастер спорта России, фигурист, продюсер Илья Авербух представил ледовую сказку "Щелкунчик и мышиный король". Как видите, у нас была огромная программа.

- И какую образовательную программу вы предложили в рамках фестиваля?

- Мы пригласили профессионалов, которые дали мастер-классы, это было невероятно интересно и детям, и взрослым. Состоялось знакомство и общение с героями спектаклей, с участниками фестиваля. Мы провели множество игровых квестов, организовали разные задания на импровизацию, креативнсть, гибкость мышления, фантазию. Дети научились управлять куклами и узнали массу неожиданных фактов и театральных терминов. И, конечно, у взрослых специалистов была возможность поговорить с детьми и узнать, что им сейчас интересно, что их не устраивает. Потому что взрослые требуют снимать детское кино, а вот с детьми о том, что они хотят видеть, никто не говорит. А надо бы, в первую очередь, поинтересоваться их мнением. Они - наши главные зрители.

- Благодаря этому событию региональные театры решили какие-то свои проблемы, что-то сдвинулось с мертвой точки?

- Сказать, что сегодня детские театры в регионах находятся в плачевном состоянии, это не сказать ничего. Детским театрам как воздух нужна поддержка, необходимо закупить новое световое и звуковое оборудование, кресла, транспорт. И именно благодаря тому, что мы поднимаем вопросы помощи региональным театрам, они эту помощь получают. И, разумеется, это делается не ради красивой картинки, а для того, чтобы получить хороший детский контент. Не секрет, что у современных родителей огромная претензия в связи с тем, что смотрят и слушают наши дети. У Сергея Михалкова есть замечательная фраза: "Сегодня дети, завтра народ!". Это очень точная мысль. Уже многие наши эксперты говорят, что уровень и воспитания, и образования сегодня оставляют желать лучшего. А, между прочим, нынешние дети станут теми же учителями и вузовскими преподавателями. В советское время детское искусство являлось государственной политикой, уровень его был очень высоким. И если его вновь не поднять сейчас и не придать ему статус государственной важности, мы окажемся в ситуации приближающей катастрофы.

- В этой связи чего вы ждете от журналистов?

- Журналистам необходимо объяснять общественности, что детское искусство - это не только важно и правильно, но еще и весьма финансово выгодно. Почему американцы создают качественный детский контент и получают колоссальную прибыль? Потому что они умеют считать деньги и видят, что на этом можно заработать. А почему у нас это не выгодно, я не понимаю. Да, культура и искусство должны просвещать, но, повторяю, это еще и очень выгодно. У нас на фестивалях показали потрясающие спектакли, их можно смело возить на гастроли за границу и собирать огромные деньги. Спектакли очень яркие, зрелищные, не побоюсь этого слова - инновационные, есть на что посмотреть. То же самое и с детским кино. Ведь благодаря хорошему фильму можно собрать огромную прибыль. Почему наши чиновники от культуры не хотят этого понять? Почему нашему зрителю приходится смотреть преимущественно американскую продукцию? Я не хочу обижать американское кино, потому что там есть замечательные классические картины. Но давайте не забывать, что мы находимся на своей территории и растим народ, которому предстоит дальше жить.

41295.970.jpg

Наша справка

- К сожалению, у нас детских фильмов снимается крайне мало, поэтому маленькие зрители смотрят в основном американскую продукцию. И кстати, она очень качественная.

- Соглашусь. А почему снимается мало, вы не задумывались? Раньше выпускникам режиссерских вузов полагалось снимать по одному детскому проекту. Государство ставило задачу воспитывать растущее поколение посредством правильной детской продукции. Мы до сих пор смотрим это кино и наслаждаемся. Обратите внимание, то, что было создано в 60 - 70 – 80-х годах, до сих пор показывают по телевидению, и это с удовольствием смотрят современные дети. Все, что было создано в советское время, пользуется огромным спросом: кино, музыка, детские песни, стихи, книги. А сейчас, к сожалению, очень мало делается в этом направлении. И при этом все ждут каких-то событий, "прорывов". Но, простите, в это направление надо вкладываться и его развивать. Продвигать надо комплексно, детские фестивали не должны быть разовым продуктом. Поэтому мы идем и буквально кричим о проблемах. Я лично сам на эти темы очень много говорю. Например, на своих концертах я всегда общаюсь со зрителями. И вот недавно на одном из таких мероприятий спросил у зрителей, могут ли они назвать современную детскую песню, которую все знают, поют, любят. В ответ молчание, тишина. И вдруг из зала кто-то крикнул: "А песня про мамонтенка?" Но это, извините, тоже советский период… Так что получается, ничего за последние десятилетия для детей существенного не написано.

- Но ведь страна сильно изменилась, появился интернет…

- Я вам больше скажу: многие недовольные родители требуют запретить детям доступ в интернет. Но запретить сегодня ничего нельзя. Можно зайти в любое кафе и подключиться к "вайфаю". И тогда ребенок скачает все что угодно, и ему это будет вдвойне интереснее. Запрещать интернет бесполезно, с детьми надо разговаривать. А еще взрослым нужно ходить с ребенком на спектакли, в кино и постоянно обсуждать увиденное. И если что-то непонятно - объяснять. Моя маленькая дочка Маша однажды увидела фильм "Морозко" - там был эпизод, где главная героиня дотрагивается до посоха и "умирает". И ее это так напугало, что дочка не захотела смотреть кино дальше. Я ей долго объяснял, что все закончится хорошо, и будет полное счастье. Кое-как уговорил ее досмотреть до конца. Мне кажется, что очень важно с ребенком вовремя поговорить, успокоить, просветить, иначе это сделает кто-то другой, например, на улице...

- Какова дальнейшая судьба фестивальных спектаклей-победителей?

- Их, несомненно, ждет огромное зрительское внимание и большая гастрольная программа.

Беседу вела Анжела ЯКУБОВСКАЯ

41296.970.jpg


Наша справка

Детское жюри определилось с лучшими спектаклями в семи номинациях. Однако прежде чем объявить победителей, фестиваль чествовал патриарха детского театра - художественного руководителя Российского академического Молодежного театра Алексея Бородина - ему вручен приз "Легенда театра для детей и юношества". Специальный приз фестиваля получил дуэт режиссеров Яны Туминой и Александра Балсанова - за спектакль "…И звали его Домино" (Бурятский республиканский театр кукол "Ульгэр").

Победителем в номинации "Лучший драматический спектакль для детей (старшая возрастная категория)" назван спектакль "Старосветские помещики", режиссер Татьяна Тарасова (Центр драматургии и режиссуры).

Победитель в номинации "Лучший спектакль театра кукол для детей (старшая возрастная категория)" - спектакль "Мойры Петроградского района", режиссер Александра Ловянникова (Московский областной государственный театр кукол).

Победителем в номинации "Лучший музыкальный спектакль для детей (старшая возрастная категория)" признан спектакль "МАЯКОВСКИЙ. Городской мюзикл", режиссер Александр Рыхлов (Московский "Театр Луны" совместно с АНО "Музыкальное сердце театра").

Победитель в номинации "Лучший драматический спектакль для детей (младшая возрастная категория)" - спектакль "Сказка на всякий случай", режиссер Анастасия Штепура (Крюкова) (Театр Скорика).

Победитель в номинации "Лучший спектакль театра кукол для детей (младшая возрастная категория)" - спектакль "Журавлиные перья", режиссер Чакчи Фросноккерс (Тверской государственный театр кукол).

Победитель в номинации "Лучший музыкальный спектакль для детей (младшая возрастная категория)" - спектакль "Кот в сапогах", режиссер-хореограф Сергей Землянский (Екатеринбургский театр юного зрителя).

Победитель в номинации "Лучший фильм для детей" - "Домовой", режиссер Евгений Бедарев.

Победитель в номинации "Лучший анимационный фильм" - "Мама цапля", режиссер Марина Карпова (студия "Союзмультфильм").

P.S. На церемонии закрытия фестиваля заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец вручила премии Правительства Российской Федерации за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики. Их удостоились:

"Сказка о Крошечке-Хаврошечке" (по мотивам русской народной сказки), Астраханский театр кукол.

"Утиная охота. Сны Зилова" (по пьесе A.B. Вампилова "Утиная охота"), Иркутский областной театр кукол "Аистенок".

"Дуэль" (по одноименной повести А.П. Чехова), Кировский государственный театр юного зрителя "Театр на Спасской".

"Сегодня все сошлось в одной точке, - подчеркнула в своем приветственном слове Ольга Голодец, - культурный форум, который собрал лучших представителей мира в Санкт-Петербурге: 35 тысяч участников, 96 стран и наши дорогие деятели культуры из всех уголков нашей страны. Вторая тема - завершается Год театра и то, что происходит здесь, сейчас, - одно из важнейших мероприятий Года театра. Помню, как три года назад Сергей Витальевич Безруков поднял тему детского театра, и то, что мы пришли сегодня к такому замечательному, красивейшему финалу, - это наша общая заслуга, и в выигрыше от этой программы абсолютно все театры. Поздравляем лауреатов и желаем успехов, до следующего года!"

Сергей Безруков со сцены поблагодарил экспертов и кураторов направлений фестиваля. "У нас Большой детский фестиваль, - сказал он, - потому что мы действительно собираем все лучшее, что было создано для детей в самых разных направлениях: драматические спектакли, кукольные, музыкальные, кино и анимацию, цирк, ледовые шоу. Хотелось бы каждый год собирать все лучшее по разным направлениям и показывать вам, детям и родителям, чтобы вы могли выбрать лучших из лучших. Хочу поблагодарить всех, кто помогал нам в этом: Александра Артемовича Адабашьяна, который работал на нашем фестивале, курировал направление детского кино. Большое спасибо Максиму Исааковичу Дунаевскому, который отвечает на нашем фестивале за музыкально направление. Спасибо Михаилу Алдашину, который отвечает за анимацию, - все, что было представлено в нашей программе, было действительно прекрасно. Хотим поблагодарить Эдгарда и Аскольда Запашных за советы по цирковому направлению - мы пригласили для участия в фестивале знаменитого итальянского клоуна Дэвида Ларибле, который показал в Москве четыре шоу".

Художественный руководитель фестиваля завершил торжественную церемонию словами: "Самое страшное в нашем мире - это равнодушие, и уж тем более к детям. Мы, взрослые, в ответе за наших детей, как бы сказал Лис из "Маленького принца". Мы в ответе за вас, и мы постараемся!"

Материал на сайте издания