Чем отличается принцип работы над детским и взрослым спектаклями? Разительны ли эти отличия?
Ничем, если создатели спектакля честно относятся к своей профессии. Спектакль для детей требует особого отношения, особенных усилий. С этой категорией зрителей нужно быть очень аккуратным и осторожным. Только кажется, что детский спектакль – это два притопа, три прихлопа. Не может Красная Шапочка быть пенсионного возраста в детском театре. В опере – ещё может быть, но при этом у неё должен быть красивый голос. Дети не поймут, если Красная Шапочка будет бабушкой. Детский спектакль – это сложный диалог с ребёнком. И мы должны знать, на чём сделать акцент, где юный зритель начнёт уставать, где его нужно отвлечь, где он должен максимально включиться. Я видел чудовищные детские спектакли, поставленный для галочки. И видел замечательные – на этом был построен театр Образцова, это было у Натальи Сац.
Я знаю взрослых людей, которые не ходят в оперу, потому что в юности увидели в театре что-то чудовищное и равнодушное. Приходится выстраивать с ними диалог заново, когда им уже 40 лет. Бывает так: папа привёл ребёнка в оперу. Идёт детский спектакль, а у них абсолютно одинаковое выражение лица, потому что взрослый пришёл с ребёнком – и погрузился в эту историю. Значит, у нас есть шанс вернуть его обратно в мир театра. Это сложная проблема, которую нужно решать на государственном уровне, потому что часто финансирование детских спектаклей идёт по остаточному принципу. А должно быть так, чтобы детские спектакли делались по «гамбургскому счёту». Если это для галочки, это неправильно и только усугубляет достаточно тревожную ситуацию в области детского театра.