Может ли искусство помочь справиться со страхом? И должно ли? Скорее, нет, говорит своими спектаклями Владислав Тутак. Но уверенно и последовательно задаёт в своём творчестве «проклятые вопросы», на которые ответов, может, и нет. Как справиться со страхом неизвестности или с несправедливостью мира? Как быть со страхом, возникающим от непонимания того, кто я, откуда, куда я иду? Как быть с ужасом душевного одиночества и потерянности? Посредством театра Владислав Тутак ищет ответы на эти и другие вопросы – он не претендует на то, что придёт к ответу, но пытается хотя бы отчасти разобраться с ними. Страх для него не самоцель – нет задачи сделать хоррор. Страх здесь – повод для действий, которые должны привести к правильным душевно-духовным переменам – в авторе, в команде, создающей спектакль, и в зрителях, если они смогут подключиться к этому процессу и совершить совместное путешествие к себе через непростые темы и вопросы.
Выбор главным «инструментом» своего творческого высказывания именно визуального театра – театра художника, театра кукол – произошло у Влада Тутака как бы случайно, но на самом деле закономерно. Точкой входа в театр кукол для него стал даже не собственно театр, а увиденный в детстве фильм «Буратино» и театр Карабаса Барабаса, в особенности образы Арлекина и Пьеро. Затем были первые шаги – домашние спектакли из сшитых кукол, разыгрываемые чаще для самого себя. Сначала Владислав получил специальность «актёр драматического театра и кино», и только позже отучился на режиссёра театра кукол на курсе Руслана Кудашова. Поступал за компанию, но в процессе загорелся идеей, вспомнив, что первые поиски, в детстве, были именно в этом направлении.
Работа с предметом, куклой, с метафорами, ассоциациями не обесценивает и не принижает для Тутака значимость артиста на сцене – его человеческих эмоций и переживаний. Отталкиваясь от образа, режиссёр идёт к смыслу, к вопросам, побуждающим к размышлениям.
«Принц в корзине» – исповедальный спектакль о поиске своего пути, себя в этом мире, о поиске мира с самим собой и с другими. В действительности сложнее всего оказывается найти понимание с самыми близкими – с родителями, например. Семья может стать зоной отчуждения друг от друга. И одновременно – игровым полем, на котором можно существовать лишь в команде, иначе поле игры превратится в поле борьбы.
Владислав Тутак стремится просто рассказывать о сложном – не потерять глубины, но и не запутать зрителя. Хотя некоторые его спектакли могут показаться походом в область подсознательного и дальше. Куклы и люди встречаются в «Родькином чердаке», Достоевский соседствует с Ницше, противостояние Раскольникова и Свидригайлова происходит то на сцене, на глазах у зрителей, то на втором ярусе, под потолком. Кажется, будь там, над железными перекрытиями, ещё уровень, герой поднялся бы и туда. Но что бы он там нашёл? И нашёл ли?
Выделяется в ряду спектаклей инсталляция «ДЫМ.» по мотивам графического романа Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Тёмное пространство экспозиции разделено на зоны с арт-объектами, документами, реальными предметами из прошлого. Это главы жизни Валентины Сурвило, которая потеряла из-за репрессий несправедливо обвинённого в измене отца, чудом пережила блокаду Ленинграда и в конце жизни получила свой кусочек счастья и тепла. Один из объектов инсталляции – экран, на котором проигрывается закольцованное видео салюта. Всполохи огней не расцветают, а сворачиваются, угасают (видео проигрывается наоборот). Всё не то, чем кажется. Великая победа – это одновременно и великое горе, великая утрата. «ДЫМ.» заставляет вспомнить то, о чём забывать нельзя. В темноте инсталляции есть свет. Есть выход для боли, которая не может быть излечена, но переживать которую нужно снова и снова.