«Я отношу себя к людям, которые умеют себя воспитывать и переделывать, потому что нечего зацикливаться».
Тереза Дурова в какой-то момент резко изменила свою карьеру и судьбу. Она оставила клоунаду и в последних своих спектаклях не боится быть сложной. После классических названий – «Летучего корабля» или «Огниво» – она со своей постоянной командой берётся за незнакомые зрителю сюжеты.
Каждый спектакль Терезы Дуровой – это путешествие в ту или иную страну. На сцене открываются порталы в Японию, Шотландию, на Балканы, а действие недавнего спектакля происходит в Мексике. Пьеса пишется на мотив народной сказки, национальные мотивы обязательно есть и в музыке, которая исполняется оркестром вживую на уникальных аутентичных инструментах. Культуртрегерство – одна из основных целей Театра Терезы Дуровой, но не главная.
Режиссёр поднимает темы недетские только на первый взгляд, потому что возможность сожалеть о собственном прошлом или готовность идти на компромисс – повод для диалога именно с юными зрителями, предваряя их вопросы. Серьёзный разговор не отменяет эффектных мизансцен и напряжённых сюжетных ситуаций привычных киноблокбастерам. Роскошные декорации и костюмы, подробно представленные персонажи массовых сцен, и сильные лирические герои – константа каждого масштабного спектакля Терезы Дуровой.
1982 год – окончила ГИТИС, режиссёрский факультет, мастерская Народного артиста СССР Марка Местечкина.
Народная артистка РФ, художественный руководитель и главный режиссёр музыкально-драматического «Театра Терезы Дуровой».
В 1991 г. с группой энтузиастов организовала в Москве Международный фестиваль клоунады. Год спустя на его основе создала театр, хорошо известный сегодня как музыкально-драматический «Театр Терезы Дуровой», один из самых популярных и посещаемых театров в Москве для всей семьи. В репертуаре театра – более 30 спектаклей для самых маленьких, для детей, подростков, взрослых зрителей. На большой сцене (зал вмещает 1000 зрителей) в сопровождении оркестра проходят семейные музыкальные спектакли для всей семьи; на малой сцене (300 зрителей) – спектакли для самых маленьких, а также постановки по русской и зарубежной классике для зрителей старше 16 лет; также в театре открыта детская гостиная, где актёры рассказывают сказки совсем юным театралам.
Уникальность театра определена прежде всего эстетикой, которая находится на стыке нескольких жанров – драмы, музыки и пластики. За годы работы театра Тереза Дурова воспитала не одно поколение артистов, владеющих универсальным актёрским мастерством.
Все маленькие зрители очень разненькие, и у каждого свои характерные особенности. Кто-то любит задавать вопросы во время спектакля, кто-то любит молчать, кто-то не может усидеть на месте. Зал очень разнообразен в своем поведении, и в этом вся прелесть. Наша задача удержать внимание ребят, но ни в коем случае не заставлять их вопреки всему сидеть и смотреть. Как прекрасно говорит Сергей Казарновский: «Сначала мы учим наших детей ходить и говорить, потом мы заставляем их сидеть и молчать».
Изначально нужно побольше им читать и побольше с ними играть. Попробуйте читать любимые сказки вместе с детьми по ролям. А уже непосредственно к походу в театр ребенка обязательно нужно готовить как к празднику. Заранее обсудить с ним пьесу, продумать наряд, в котором пойдете, рассказать о театре, в который собираетесь, узнать об актерах, которые будут играть и так далее. Должен быть целый комплекс подготовки маленького человека к тому, чтобы он стал театралом, ритуал, если хотите. Это очень важно.
Произведения искусства возраста не имеют априори, это совершенно однозначно. Детский театр для меня – это театр, в котором на сцене выступают дети, а родители сидят в зале. Я так воспринимаю это словосочетание. К нам же приходят семьи – дети с родителями, внуки с бабушками и дедушками, часто все вместе большой дружной разновозрастной компанией. Поэтому правильное, на мой взгляд, определение того, чем мы занимаемся – это «театр для всей семьи», «спектакли для семейной аудитории».
О любви, о верности, о долге. О крепости семейных уз. О предназначении мужчины и женщины. О понимании и восприятии людей через любовь, а не через ненависть и конфликт, особенно когда речь идет о родителях и детях.
Для меня вообще ничем не отличается, абсолютно. Все делается всерьез, очень скрупулезно, те же задачи, что в любом взрослом драматическом театре. Да и вопросы мы ставите те же: зачем, почему, что делать. Всё по классике.