Один из главных смысловых центров спектаклей Светланы Горшковой – это ценность семьи, любви, веры, доброго отношения к другим людям. Что бы ни происходило, как бы ни менялся мир, важно оставаться человеком, важно нести добро и бороться за него. Важно стремиться к лучшему. И театр в этом плане играет важную роль: он вдохновляет, побуждает размышлять, сопереживать, испытывать любовь, ненависть, радость и освобождение от тягостных эмоций.
Ведёт к свету, провозглашает веру в любовь мюзикл «Алые паруса». В нём Светлана Горшкова делает акцент на способности истинной любви, воплощением которой является Ассоль, изменить закостенелых в своей жестокости людей (в лице Мэннерса), сформированных несправедливой средой, где первостепенна сила денег и стремление к власти. В этом спектакле главная героиня не ждёт спасителя, не ждёт чуда – она творит его сама, совершая поступки. Именно поступки – правильные и неверные – становятся движущей силой истории, приводя положительных героев к победе, а их антагонистов – к преображению. И чудеса там всё-таки происходят – чудеса, совершённые любовью.
Спектакль «Война глазами детей», созданный более 10 лет назад и до сих вызывающий горячий отклик у зрителей, – тоже о любви. Но в иной плоскости. Построенный на прочтении писем детей, переживших Великую Отечественную войну, он становится сильнейшим гуманистическим высказыванием не только о ценности мира, но и о любви к жизни, которую важно сохранять в любых, даже самых суровых обстоятельствах и испытаниях. Письма читают не взрослые, а именно дети, ровесники тех, кто эти страшные тексты писал много лет назад. Такое режиссёрское решение помогает услышать, как в наше время, сквозь шум и суету, прорываются голоса прошлого, которое не может быть забыто, которое никуда не ушло, не исчезло. Последняя премьера спектакля «Война глазами детей» состоялась во МХАТе им. Горького.
Работает ли Светлана Горшкова с профессиональными артистами или проводит занятия для детей, ей как режиссёру важна командная составляющая театрального процесса. И идея. Если есть идея, важная и для режиссёра, и для всей команды, если есть, собственно, сама команда, тогда спектакль случится и станет не просто представлением, но событием для всех – и для авторов, и для зрителей. Зритель особенно важен для Светланы и является для неё полноправным участником творческого высказывания, с которым театр вступает в диалог, предлагая те или иные темы и вопросы для размышления.
Те же ценности, то же внимание к личности каждого сохраняется в творческой студии для детей, которой руководит Светлана Горшкова и в которой занимаются люди в возрасте от 4 до 16 лет. Образовательная программа студии направлена на то, чтобы создать условия для реализации творческих талантов, которые есть в каждом ребёнке, в каждом человеке, и которые должны стать тем базисом, на котором впоследствии человек может выстроить свою жизнь, даже если он не свяжет её с театром.
В 1988 г. окончила Иркутское театральное училище, курс В.А. Дулова, в 1996 г. – РАТИ (ГИТИС), курс Народного артиста СССР В.А. Андреева.
Актриса, режиссёр, педагог.
Работала в Иркутском драматическом театре (первая роль – Мария, дочь последнего русского царя в спектакле «И Аз Воздам»), Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, Московском государственном Театре Луны, Театре Алексея Рыбникова.
Член Академии современного музыкального театра.
Снималась в кино и телевизионных фильмах.
Руководитель творческой студии для детей в возрасте от 4 до 16 лет, цель которой – создание условий для развития и реализации творческого потенциала детей в области театрального и эстетического воспитания.
Единственная особенность в том, что они растут сегодня на мультиках. Сегодняшние дети очень компьютизированы. Поэтому театр для них должен быть более «картиночный». В спектаклях должны быть не только философствования, но ещё и продуманная визуальная часть, потому что у детей больше потребности в такой подаче. Мне кажется раньше, лет 20, 30, 40 назад, актёру достаточно было просто поменять костюм, и дети уже понимали, кто перед ними, что за персонаж. Засилье мультфильмов, фильмов, компьютерных игр привело к тому, что сейчас детям нужна более конкретная подача, более подробно излагаемая.
Если мы будем разговаривать с ними по-честному, то они обязательно его полюбят. В театре нельзя врать – дети всегда чувствуют враньё. Также помогут совместные походы в театр – с родителями, друзьями. Хорошее подспорье в этом сейчас – «Пушкинская карта». Я помню, как это, когда школьников заставляют посещать спектакли, как мои одноклассники себя плохо вели, а я не понимала, почему. Думала, что это какие-то их комплексы. По сути дела, кто захочет, тот поймёт театр в любом возрасте. Главное, повторю, – не врать, быть честными с детьми.
Есть возрастные ограничения, которые родители обходят. Например, приводят на спектакль 12+ детей более младшего возраста. Многие театры запрещают в этом случае посещение, случаются скандалы по этому поводу, ведь люди уже купили билет, а их не пускают в театр... На мой взгляд, это неправильно. Если родители приводят ребёнка, возраст которого младше указанной маркировки, то, скорее всего, они понимают, что ребёнок увидит, и, вероятно, они хотят, чтобы он это увидел. Каждый ребёнок взрослеет по-своему. Дети считывают всё по-своему. Если им будет что-то непонятно, родители объяснят. Я, естественно не имею в виду спектакли, где на сцене – обнажённые люди. На такое я бы просто не повела ребёнка. Но на их, как правило, стоит маркировка 18+.
Что касается словосочетания «детский театр, то для меня это всегда место, где играют дети. Театр, где играют взрослые, не может быть детским, так как его посещают и взрослый тоже. Наверное, так говорить не совсем корректно по отношению к театрам для детей, где работают профессиональные артисты.
Говорить нужно обо всём. Сегодняшние дети знают иногда гораздо больше взрослых. Единственное, чего я точно не хотела бы, (это то, к чему нас призывали западные преподаватели) – это некие смещённые позиции по отношению к тому, что такое семья, что такое мужчина, что такое женщина. Для меня эта тема важна, особенно в спектаклях для детей, и моя позиция очень точная: семья – это самое главное в жизни человека и в истории человечества вообще. Жизнь, любовь – это святое.
Думаю, особых отличий нет. Когда ставишь детский спектакль, то расставляешь акценты так, чтобы понятно было и взрослым, и детям. Потому что взрослые когда-то тоже были детьми. Взять замечательные спектакли с клоунадой – ведь взрослые там смеются сильнее, чем дети.
А вообще, мне кажется, не нужно думать, поймёт ли ребёнок, поймёт ли взрослый. Нужно честно ставить спектакль на все поколения. Все всё поймут и примут, если это хорошая история. Просто не нужно никому врать. Когда я ставила «Алые паруса», я делала некоторые моменты, возможно, чуть жёстче, чем в книге, хотя и у Грина есть сцены жестокости. Просто ребёнок, когда читает, пропускает эти моменты. Они считывают свою историю. А взрослый в этот момент видит другое. И его должны трогать и детская, и взрослые темы.