Кукла – неживая материя лишь до тех пор, пока не попадёт в руки актёра и не придёт с его помощью в движение. Если всё сделано с душой, с пониманием, для чего, для кого, зачем, зритель поверит, примет эти предлагаемые обстоятельства, эти правила игры и отправится вместе с персонажами в путешествие. Так относится к работе с куклой режиссёр Сергей Ягодкин. И добавляет: кукла иронична по своей сути. Иронична и символична. С её помощью можно говорить со зрителем на сложные, непонятные и даже страшные темы – и они будут восприняты. А можно говорить о добром и вечном – о любви, заботе, дружбе, красоте, ценности мира и жизни, о необходимости в любых обстоятельствах сохранить внутреннюю личностную свободу.
Повесть Александра Пушкина «Капитанская дочка» становится материалом, на основе которого Сергей Ягодкин размышляет о природе бунта, революции, протеста и одновременно – о стремлении к свободе. Пугачёв у него выходит не просто разбойником или народным героем, а чуть ли не символом России. Сценографом и автором кукол в спектакле работала представитель «уральской кукольной зоны» Любовь Петрова. Её взаимодействие с режиссёром Сергеем Ягодкиным дало в итоге синергию опыта и некий флёр ностальгии – в спектакле прослеживается попытка вписать уходящую эстетику в современный театр, в сегодняшнее пространство.
О столкновении человека и власти – ещё один спектакль Сергея Ягодкина – «Калиф-Аист». Это история об испытании человека властью и силой. Пройдя путь преодолений и сказочных превращений, главный герой, калиф Хасид, осознаёт, что главное сражение в жизни – это битва с самим собой. Только после превращения в аиста принц начинает понимать, насколько несправедливо было его правление. Действие разворачивается не в ожидаемом для сказки замке калифа, а в иллюзионе Гера Гауфа. Получается сказка в сказке, театр в театре. Взрослым зрителям спектакль даёт возможность разгадывать зашифрованные цитаты на Замятина, Шекспира, Пушкина, детям – фантазировать и творить волшебство в своей голове вместе с иллюзионистом-ведущим.
К игре воображения приглашает детей и спектакль Сергея Ягодкина «Петя и волк». Вместе с художником Михаилом Кривенко режиссёр создаёт лёгкую, тёплую сказку, основанную на игре фактур, масштабов и кукольных техник. Подробно, до мелочей воссозданный быт советской комнаты сочетается здесь с волшебными, неожиданно появляющимися надувными деревьями. А огромный голубой волк, возникновение которого не столько пугает, сколько приводит в восторг юных зрителей, приглашает присоединиться к игре и продолжить её на уровне фантазии.
В спектакле «Маленькие трагедии» Сергей Ягодкин хотел освободить известный сюжет от хрестоматийного восприятия и однобоких суждений, которые лишают пушкинский текст смысловой нагрузки. Здесь для режиссёра первичен текст, который он разбирает тщательно, подробно и пытается разгадать. Спектакль состоит из четырёх новелл, объединённых одной темой – проблемой человеческой страсти и её губительных свойств. Это спектакль о потере контроля над собой, веры в себя, о том, что может быть с человеком, если он пойдёт на поводу своих эмоций. Трагедийный вектор, неизменно ведущий к потере себя и глубже – к смерти, режиссёр пытается перенаправить в другую сторону – к стремлению понять, принять, прожить и через это выйти к смыслу.
К каким бы темам ни обращался Сергей Ягодкин, это всегда то, что волнует его именно сейчас. Без отрыва от контекста, общего для всех информационного поля режиссёр не работает. Даже если это поле – поставщик не самых приятных новостей.
Один из мотивов, который наиболее часто встречается в разных спектаклях Сергея Ягодкина, – это мотив возвращения Домой, поиск своего Дома – места, где хорошо, где тебя понимают, принимают, где можно быть и слабым, и сильным, и безответственным, где можно перевести дух, чтобы отправиться дальше.