Александра Ловянникова – выпускница экспериментального курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, которые первыми в России стали обучать художников вместе с режиссёрами и актёрами. Стажировалась у Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», прошла обучение в Школе театрального лидера в ЦИМе. Одной из первых работ стал спектакль на Новой сцене Александринского театра, «Камера обскура», где она и Алексей Лобанов участвуют и как перформеры, и как художники, и как соавторы спектакля.
В спектакли для детей и подростков Александра Ловянникова закладывает идею того, что каждый своими руками может создать чудо, каждый – творец. Например, легко сотворить новый мир из бумаги. В спектакле «Я делаю мир» дети и родители располагаются внутри просторного голубого шатра, а буквально в метре от них два актёра выстраивают разнообразные бумажные объекты – так зарождается Земля, а потом и цивилизация. Совсем юные зрители попутно расширяют кругозор, узнавая новые слова: «айсберг», «юрта», «эскимос». Простые запоминающиеся образы и необычные звуки музыкальных инструментов держат внимание и детей, и взрослых, готовых в любой момент помочь ребёнку в расшифровке происходящего. Вторая часть спектакля – совместный творческий процесс артистов и зрителей, детей и их родителей, которые вместе могут попробовать создать из бумаги птиц, дома, острова или изобразить зиму.
Волшебство происходит в бэби-спектакле «Гном приносит Рождество» по книге Ульфа Старка. В нём тоже всё рукотворное, даже куклы, с любовью сшитые для спектакля Ларисой Гаврилюк по эскизам Александры Ловянниковой. Значима каждая деталь, каждая мелочь, которую совсем юные зрители, может, и не заметят, но они всё равно будут заинтересованно подключаться к происходящему, потому что здесь с ними хоть и играют в сказку, но не врут, не фальшивят.
Игрой в сказку (или со сказкой) – только для взрослых – можно назвать моноспектакль «Яга. DOC», поставленный в Центре имени Вс. Мейерхольда. Таинственность чёрного зала, отсутствие декораций сочетаются с видеоинсталляциями, народными песнями, сторителлингом, вербатимом, документальными фотографиями и видео-интервью. Всё это собрано здесь, чтобы с неожиданной стороны показать образ Бабы Яги и доказать – она есть, есть не только в далёком прошлом, но и где-то здесь, в XXI веке. Через близость к жанру мокьюментари (невольно наводящее на мысли о фильме Курёхина «Ленин-гриб») спектакль как бы отрицает подход к сказке как к вымыслу. Нет, сказка вполне может быть реальностью, если в неё поверить.
Во всех своих спектаклях Александра Ловянникова стремится рассказывать понятные истории про понятных героев. Без излишних метафор и непонятного символизма. Так, чтобы было интересно и детям, и взрослым. Это истории простых людей – о том, как они меняются, как находят выход из сложных жизненных ситуаций. И, если в спектакле «Деловой бобёр» дети увидят весёлую сказку про бобра, то их родители – историю про выгорание и про то, как с этим справиться. Спектакль «Мама, я динозавр-р-р» в театре «Комикс» – про то, что нужно понимать и слышать своих детей, даже если то, что они говорят, кажется абсолютной глупостью. Если ребёнок любит огурцы, значит, нужно дать ему эти огурцы, а не кормить полезной молочной кашей просто потому, что так надо. В спектакле «Я, не я, Жанна» по книге Александры Зайцевой, наоборот, показывается, что испытывают родители. Это спектакль для подростков о том, что взрослые – тоже люди, и у них тоже много проблем и трудностей. Главная героиня в спектакле в итоге понимает, что у её мамы есть слабости, есть что-то, что она не может преодолеть, с чем не может справиться. И первая идёт на диалог, потому что, когда взрослый перестал быть взрослым, ему нужно помочь обрести точку опоры.
Стихией игры пронизан спектакль Александры Ловянниковой «Мойры Петроградского района» в Московском областном театре кукол. В нём она выступает и как режиссёр, и как художник, соединяя на сцене предметный и человеческие мир, реальность и сказочный вымысел. Каменноостровский мост появляется в виде макета, выполненного с архитектурной точностью, подробно сделаны старинные фонарные столбы, дворцы, типичные петербургские жилые дома. Обитатели этих мест – волшебные мойры, плетущие нити судьбы. Они сделаны из обычных перчаток, на которые пришиты простые аксессуары. Надетые на руки актёров, которые оживляют их ловкими движениями, они превращаются в хрупких, беззащитных существ, окружённых равнодушной городской архитектурой.
Из недавних работ – спектакль Александры Ловянниковой в Челябинском Молодёжном театре «Чужие письма», поставленный по киносценарию Натальи Рязанцевой, классика советского кинематографа. Это история о том, как подросток буквально захватывает и подчиняет себе жизнь своей учительницы путём тонких манипуляций. Происходящее на сцене снимается на камеру и в режиме онлайн транслируется на задник. С помощью рир-экрана постановщики также обозначают место действия – вокзал с проезжающим мимо поездом, стадион, улицы. Всё это призвано создать у зрителя ощущение, что на его глазах снимается кино. После адаптации драматургом Юлией Поспеловой киносценария, написанного ещё в советское время, оказалось, что все заложенные там идеи и смыслы резонируют с сегодняшним временем, не вызывая ощущения чего-то устаревшего. Чем-то спектакль перекликается с современным фильмом – «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского. Возможно, как некий пример того, как современное кино может говорить про историю советского периода.
В 2012 г. окончила Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), мастерскую Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.
В 2014 г. окончила Школу театрального лидера.
Режиссёр драматического театра, также занимается музыкальным театром и театром кукол.
Прежде чем заняться режиссурой, работала сценографом на московских и региональных сценах, в том числе в МХТ им. Чехова, Театре имени Ермоловой и на проекте «Платформа».
В 2012 году получила премию «Текстура» за сценографию к спектаклю «Язычники» Прокопьевского драмтеатра.
Спектакль «Я делаю мир» (театр «Домик Фанни Белл», Москва, 2014 г.) – участник фестивалей «Большая перемена-2015», «Арлекин-2015», «Я – мал, привет! – 2015», «БТК-фест-2015», Titirimundi-2016 (Сеговия, Испания), İzmir Uluslararası Kukla Günleri – 2017 (Измир, Турция), Chuncheon Puppet Festival (Чунчхон, Южная Корея), Gyeonggi Puppet Festival – 2018 (Сувон, Южная Корея), World Musical Puppet Festival. Участник программы «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска-2015».
В 2015 году спектакль «Камера обскура» (Новая сцена Александринского театра, в соавторстве с Верой Поповой и Алексеем Лобановым) – номинант на премию «Золотая маска» в номинациях «Эксперимент» и «Лучшая работа художника».
В 2018 году спектакль «Мойры Петроградского района» номининрован на премию «Золотая маска» в номинациях «Куклы. Спектакль», «Куклы. Работа режиссера», «Куклы. Работа художника», «Куклы. Работа актёра». Спектакль – победитель II Международного Большого Детского фестиваля (2019 г.) в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей» (старшая возрастная категория); победитель в специальной номинации «За блестящий актёрский ансамбль и виртуозную игру» в XV Международном театральном фестивале «Голоса истории».
Автор спектаклей в Александринском театре и Театре на Литейном в Санкт-Петербурге, Пермском театре оперы и балета, Псковском академическом театре им. А.С. Пушкина, Детском музыкальном театре имени Натальи Сац, Московской филармонии, Центре имени Мейерхольда.
Работы Александры Ловянниковой показывали на фестивалях в России, Испании, Турции, Хорватии, Эстонии, Южной Корее и Казахстане.
Участие в лабораториях
2021 г.:
- Лаборатория «Контур советской детской литературы» в Челябинском молодёжном театре. Куратор Павел Руднев. Эскиз по сценарию Натальи Рязанцевой «Чужие письма».
2019 г.:
- Лаборатория «Кооперация» (Москва). Бэби-опера «Шумовички». Спектакль – участник фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин-2021».
- Лаборатория «Премьера одной репетиции». ТЮЗ «Дилижанс» (Тольятти). Эскиз по пьесе Александры Сальниковой «Утка в луже».
- Лаборатория «ТАМГА». ТЮЗ имени Кариева (Казань). Куратор – Нияз Игламов. Эскиз по пьесе Александры Сальниковой «Лучший друг собаки».
2018 г.:
- Театрально-научная лаборатория «Аннигиляция». Площадка «Угол» (Казань) под руководством Дмитрия Волкострелова, Олега Лоевского, Инны Ярковой. Интерактивный спектакль «Панды не умеют плавать, или что такое поведенческая экономика» (совместно с экономистом Никитой Румянцевым).
- Лаборатория фестиваля «Кукуся». Томский ТЮЗ. Эскиз «Рыжая история».
2016 – 2018 гг.:
- Лаборатория режиссуры под руководством Константина Богомолова.
2017 г.:
- БТК-ЛАБ – лаборатория для молодых режиссёров под руководством Руслана Кудашова по новой детской литературе. Большой театр кукол (Санкт-Петербург). Эскиз по книге Томи Унгерера «Аделаида – крылатая кенгуру».
- II творческая лаборатория «Маленькая драма». Московский областной государственный театр кукол. Эскиз по пьесе Юлии Тупикиной «Жизнь».
2016 г.:
- Участник лаборатории «Визуальный театр» – курса для молодых режиссёров и художников, интересующихся визуальным театром. Куратор Дина Годер. Лаборатория вошла в специальную программу фестиваля «Золотая маска».
Дети очень разные – по возрасту, характеру. Кому-то комфортно в огромном зале, другому – в маленьком уютном домашнем пространстве. Кто-то уже в три года смотрит спектакли, а кто-то и в 15 лет общается с соседом по креслу и не может ничего воспринять. Важно понимать, что для каждого ребёнка театр должен быть свой. Очень важно свой театр найти, понять, что именно интересно ребёнку. Как ни странно, может оказаться, что этот вид искусства ему совсем не интересен. Может, он любит комиксы или кино. Можно вообще не любить театр. Это нормально. Но чтобы понять это, нужно посмотреть много разных классных качественных спектаклей, убедиться, что даже самое лучшее не нравится, – и тогда переходить на комиксы.
Показывать детям качественные спектакли. У многих моих знакомых жуткие детские впечатления – воспоминания о пожившем детском спектакле из непонятно какой эпохи, где взрослые люди играют детей. Обычно это сильно отворачивает людей от театра – на годы, а может, и на десятилетия.
Классный, качественный, заразительный театр для детей уже сам по себе может втянуть в себя ребёнка. И взрослого тоже. Не думаю, что нужно как-то помогать понять театр. Дети же как-то понимают мультфильмы, фильмы, сериалы, даже какие-то сложные марвеловские истории – они их любят.
Важно найти театр, который отзывается и у ребёнка, и у родителя, потому что люди разные, дети разные. Может быть, какому-то ребёнку будет по кайфу ходить на балет или оперу, а другому – смотреть спектакль без слов, третьему понравится сторителлинг. Чтобы полюбить театр, нужно сходить на максимально разные театральные спектакли и понять, что я люблю театр кукол, хотя всегда думал, что любить его не буду.
Детский театр – это театр, где играют дети, это детская театральная студия.
Мне кажется, довольно большая проблема – когда детям предлагают контент, который не подходит им по возрасту. Многие помнят, как в школе читали Достоевского и думали: «Что за нудятина…». А потом прошло время, они стали перечитывать и обнаружили, насколько это интересные книги, просто потому что раньше, когда они впервые читали этих авторов, проблемы, упомянутые в книгах, были им незнакомы.
Произведения для детей и подростов должны говорить о проблемах, соответствующих их возрасту. Например, есть произведения про буллинг, а есть произведения о том, как найти друзей, если ты не такой, как они. Или, например, произведения о том, что можно не бояться темноты. Только, если мы покажем подростку спектакль о том, как не бояться темноты, он нас поднимет на смех. Зато, например, «Остров сокровищ» на большой сцене, который понравится подросткам, у маленького ребёнка может вызвать чувство страха, потому что там какие-то люди куда-то бегают, что-то поют, и будет у вас в зале ревущий пятилетка, просто потому что это спектакль не для его возраста.
Ещё мне кажется важным упомянуть, что дети не ходят в театр отдельно от родителей. Поэтому спектакль для детей – это спектакль для семейного просмотра. После его можно обсудить, можно сыграть в игру по мотивам спектакля, если он для маленьких детей. Важно, чтобы спектакль затрагивал и взрослых тоже. Как мультфильмы студии Pixar – они одинаково хороши и для детей, и для взрослых, каждый находит там что-то своё.
Дети и подростки очень разные. Для двухлетнего шок, что зимой с неба падают маленькие холодные беленькие кружочки, а для подростка шок – что он не центр вселенной. Если родители ему всю жизнь говорили, что он умничка-разумничка и станет чемпионом мира, а в 16 лет он понимает, что чемпионом мира он не станет никогда, его вселенная рушится. Я ещё не говорю про самую распространённую среди подростков тему – про буллинг. Уверена, что спектакли про буллинг должны быть в каждом городе, потому что про это очень важно говорить.
Важно, чтобы маленьким детям показывали в театре как создаются миры. Например, как из бумаги можно сделать целый мир, или как можно играть музыку на чашках, ложках, поварёшках. Или как здорово рисовать красками. Чтобы театр к чему-то подталкивал, показывал то, что не могут показать учителя в школе или детском саду, родители. Просто потому что в театре работают профессионалы, которые по-другому смотрят на жизнь.
В старшей школе можно говорить о более сложных вещах – условно, о том же, о чём можно говорить со взрослыми, просто с другой интонацией. О любви, зависти, о том, что происходит, когда ты ставишь цель, и она не достигается. Что происходит, когда ты понимаешь, что ты не такой, как все. Или когда все против тебя. Эти темы затрагивают и современные драматурги, и Чехов с Шекспиром. Темы не меняются. Меняется способ рассказа. Потому что всё это – про человека, про человеческую жизнь. Нам всем кажется, что у нас какие-то уникальные проблемы, но, когда мы сталкиваемся с другими людьми, оказывается, что наши проблемы совсем не уникальны. Поэтому в спектакли для подростков должно быть заложена общечеловеческая история.
Для театра, независимо от возраста зрителей, важны следующие вещи: искренность и тот момент, что авторов спектакля прёт от того, что они делают. Им искренно интересна тема, способ рассказа, которым они пользуются. Тогда театр получится заразительным, независимо от того, для детей он или для взрослых.
Если говорить об отличиях, у современных детей чуть-чуть другой темп восприятия. Они живут в перенасыщенном информацией мире, привыкли к формату reels и TikTok, поэтому темп рассказа в спектакле для детей должен быть выше, чем в спектаклях для взрослых. Хотя ко взрослым сегодня это уже тоже относится.
Моё личное убеждение – делать театр для детей сложнее, чем делать театр для взрослых. потому что, если взрослому не нравится, он просто сидит и думает: «Блин, зря потратил деньги на билет». А, если ребёнку скучно, он сидеть не будет. Он будет шептаться с соседом или говорить маме: «Пойдём, выйдем».
У театра для детей есть просветительская функция, не только развлекательная. И она должна быть направлена и на детей, и на родителей. Не зря же после классного спектакля по хорошей литературе для подростков люди покупают книжку и читают её, или думают над спектаклем, серьёзно обсуждают темы, которые были там затронуты.