Театр - уникальный лабиринт, путешествовать по которому не только интересно (все любят заглядывать в закулисье), но и познавательно. В театре специалисты самых разных профессий, выполняя совершенно разные задачи, делают одно общее дело - основательное и эфемерное, как и вся человеческая культура. Мы предлагаем детям пройти этот лабиринт, узнать о нем много нового и поделиться своими открытиями, придумав свою уникальную интерактивную выставку о театре.
В течение трех месяцев дети при поддержке взрослых профессионалов (драматург, художник, режиссер, куратор / историк искусства, художник по свету) будут исследовать театр и себя в нем через погружение в театральные профессии
Процесс будет включать в себя лекции, посещение спектаклей театра, актерский тренинг, практические занятия по драматургии, сценическому свету, режиссуре. Важной частью станут занятия, посвященные основам интервьюирования и беседы с сотрудниками театра, знакомство с работчими процессами. Через эти виды деятельности команда будет искать свои ответы на вопросы: что такое театр и зачем он нужен людям? Как устроена механика театра? Какие “невидимые” профессии позволяют зрителю наслаждаться спектаклями? За чем можно наблюдать на сцене, кроме истории?
Дети научатся передавать свои идеи и чувства через предметы, экспонаты (в том числе интерактивные). Вместе с командой проекта они создадут интерактивную выставку, посвященную театру, в которой смогут рассказать о своих открытиях.
Предполагаем, что в процессе создания выставки примут также участие сотрудники театра: артисты могут сняться в коротких видео, посвященных методикам актерской игры, реквизиторы вместе с ребятами подобрать некоторые экспонаты из архивного репертуара, бутафоры поделиться своими секретами. Однако привлечение сотрудников должно быть деликатным, основанным на их желании.
В 2019 году на базе Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина была проведена экспериментальная, “пилотная” выставка, в процессе подготовки которой мы выработали методику. Команда работала с постоянной группой учеников детской театральной мастерской “Гвозди”, существующей при театре, что позволило искать методические и творческие решения неспешно (7 мес.). Благодаря этой пробе мы можем собрать четкую и при этом подвижную структуру занятий, и подготовить качественную выставку, интересную для внешнего зрителя (посетителей и сотрудников театра). Предполагаемые сроки реализации проекта - 3 месяца (занятия 2 или 3 раза в неделю). На открытии предполагается перформативная часть.
Примеры экспонатов, которые (с модификациями в зависимости от идей участников группы) могут стать частью выставки:
“Звучащие картины”
На занятиях дети исследуют взаимодействие визуального образа и музыки. На примерах спектаклей театра, произведений искусства изучают, как звук влияет на восприятие того, что мы видим, и затем подбирают визуальный и музыкальный материал так, чтобы различные сочетания вызывали разный художественный и психологический эффект.
“Школьная” анкета.
Это тетрадь с вопросами для друзей. Твоя любимая музыкальная группа, кем ты хочешь (хотел) стать, когда вырастешь, любишь ли ты театр и почему, нарисуй персонажа, которого боялся в детстве - на эти и другие вопросы участники проекта просят ответить сотрудников театра. В итоге получается неформальные портреты, которые на выставке могут быть представлены тетрадью в сопровождении фотопортретов и задачей угадать, кто есть кто.
“Театр снов”
Большой раздел выставки дети готовят в результате знакомства с основами сценографии с точки зрения создания атмосферы, использования цвета и света, различных материалов. Множество маленьких миров заключены в коробочки, в которые можно посмотреть через отверстия. Каждый мир уникален, как и ребенок, создавший его.
В результате реализации проекта зрители и сотрудники смогут увидеть театр “глазами детей”. “Невидимые” грани театра будут осмыслены и предъявлены детьми через интерактивные экспонаты. Выставка будет театральной не только по тематике, но и по механике.
Дети станут более “профессиональными” зрителями, будут видеть неочевидные составляющие спектакля, смогут примерить на себя различные театральные профессии, понять на примере театра, как системно протекают процессы в большом деле, где каждый участник важен. Создавая выставку, научатся видеть (и создавать) театральность в неподвижных объектах, увидят связь между различными видами искусства. И, в целом, освоят новые инструменты познания себя и мира.