О чем сегодня важно говорить с детьми и подростками, какие темы затрагивать в спектаклях?
На самом деле, можно затрагивать разные темы. Однако очень большой разрыв между детьми и подростками. В принципе, каждый возраст с шагом в два года имеет какие-то свои характерные особенности. Какие-то темы в 4 года можно обсуждать, а какие-то нельзя, какие-то в 15 лет можно обсуждать, а какие-то уже неинтересно поднимать, поэтому вопрос довольно абстрактный. Но что точно можно сказать, что любой спектакль должен иметь образовательный контекст. Но сам автор решает - про что или о чём он хочет рассказать ребёнку.
Например, когда мы делаем музыкальные спектакли для детей, одной из самых важных целей, которая стоит перед нами - мы должны показать детям, что музыкальный театр это интересно, что это такой же волшебный мир, к примеру, как мультфильмы. Мы должны показать, что это не скучно, что это не пыльный большой театр, в котором они сидят с родителями. Этот паттерн, этот стереотип нужно сломать у ребёнка. Если ребёнок первый раз в жизни попадает в музыкальный театр, то он должен влюбиться в него сразу.
Такая задача стоит перед нами всегда, когда мы ставим музыкальные спектакль. Например, сейчас мы работаем над симфоническим концертом для детей от 5 лет, и мы понимаем, что от того, насколько это будет впечатляюще для них, будет дальше складываться их отношение к музыкальному театру.
А дальше, в общем-то, любая тема может быть поднята. Просто всё зависит от того, как мы её расскажем, каким образом мы подойдём к ней, не оставим ли мы ребёнку травму от того, что он столкнулся с этой темой. Может быть он впервые в театре, может быть ребёнок никогда не боялся темноты, а тут в театре мы вдруг рассказали, что некоторые дети боятся темноты, и он стал задумываться на тему: “Ну надо же, о чём оказывается можно было бояться, может быть мне тоже надо бояться?”.
Вот именно поэтому это очень тонкий лёд, по которому мы ходим, разговаривая с детьми на какие-то сложные темы, поэтому возрастной ценз тут имеет большое значение.