Спектакли Ксении Павловой помогают разобраться в том, как устроен этот мир и как налаживать с ним коммуникацию – через любовь и бережное отношение ко всему, что тебя окружает. Элементы сказочного в её постановках дают ненадолго укрыться от реальности и сбежать в выдуманный мир, где всё возможно. Истории попадают в самое сердце и детям, и взрослым: первых учат быть внимательными к себе и миру, вторым дают возможность снова увидеть мир «детским», незашоренным, чистым взглядом.
Именно такой способностью обладает «Дневник ласточки» – спектакль о свободе и о том, как важно продолжать полёт, даже если ты – человек, а не птица. Ксения Павлова создаёт подробный, рукотворный мир, который своим вниманием и прикосновением оживляет актриса Екатерина Ложкина-Белевич (ей отведена роль рассказчицы удивительной истории о чуде и красоте мира). В отличие от многочисленных детских спектаклей с говорящими зверушками и нравоучительной подоплёкой «Дневник ласточки» сложнее и глубже: это история крохотного существа, который оказался один на один с огромным миром и должен не сбиться с пути. Юные зрители вместе с маленькой птичкой переживают её чувства, страхи, радости. Совмещение кукольного и актёрского существования, хрупкого, чуткого и нежного, делает этот спектакль чем-то гораздо большим, чем просто постановка для младшего возраста.
С такой же бережностью сделан «Маленький концерт для фортепиано с медведем», который вырос из студенческой работы Ксении Павловой. Для неё она сочинила сказку о медведе, который нашёл в лесу фортепиано и научился на нём играть, уехал в город и стал там известным пианистом. Но вернулся в лес, где обрёл кое-что гораздо более важное, чем слава и «самореализация», – друга. Получился спектакль о том, как важно заниматься любимым делом, даже если никто не верит ни в него, ни в тебя. Ещё один посыл – согревающий и воодушевляющий – заключается в том, что всегда есть кто-то, кто тебя ждёт и будет рад тебя видеть, несмотря ни на что. Важно не забыть о нём, не просмотреть его.
Другой по интонации и способу работы – спектакль «Дети ворона» в Челябинской драме. Благодаря совмещению приёмов театра кукол и драмтеатра родилась необходимая глубина и метафоричность, которые помогли без пафоса и надрыва рассказать историю о трагическом периоде в истории нашей страны. Непростые приключения Тани и Шурки из романа Юлии Яковлевой «Дети ворона» – это история о сталинских репрессиях, перемоловших судьбы тысяч и тысяч людей – и детей, и взрослых. В этом спектакле Ксения Павлова исследует тему страха, размышляет о том, как не потерять свою внутреннюю свободу, как научиться брать ответственность за свои поступки и решения. И размышления эти адресованы и юной аудитории, и взрослым зрителям. Этим спектаклем режиссёр ещё раз обращает внимание на события, которые нельзя забывать, которые должны быть ещё раз обнаружены и преданы огласке.
Примером умения Ксении Павловой работать не только в театре для детей, но и непосредственно с детьми в театре, стало участие в лаборатории «Актовый зал» в рамках фестиваля театра для подростков «В смысле?!». Режиссёр поставила фрагмент с участием петербургских старшеклассников. Предложив подросткам поработать с ростовой куклой и их личными предметами, Ксения Павлова сделал спектакль на стыке документального театра, пластического театра и театра кукол. Получился вербатим о самоопределении, поиске себя, а также об осознании себя во времени и пространстве.