«Рецепт спектакля прост: космический автор, абсурдная история со счастливым концом, артисты мужчины-красавцы, художница, мужественно выдержавшая постоянный рост популяции Кротов в спектакле».
Алексей Шульгач и Диана Разживайкина – режиссёры-реформаторы. Они работают на территории театра кукол, в тандеме, и оба остро чувствуют актуальные проблемы нашего времени, осмысляя их посредством языка театра. Традиционной театр кукол, где актёры прячутся за ширмой, им неинтересен. Поэтому их спектакли представляют собой смешение жанров и стилей: комедия вдруг сменяется трагедией, а потом снова можно посмеяться. Сюжет движется извилистым путём и часто совершает неожиданные повороты. Каждая мизансцена – это новое решение. И в равной степени для раскрытия замысла режиссёрам важны и куклы, и живой план.
Всё это есть в спектакле «Жил-был Фип», где два работника завода на конвейере укладывают яйца в коробки. Отработанный до миллиметра и никогда не дававший сбоев процесс вдруг прерывается, когда из яйца вылупляется цыплёнок. С появлением этого хрупкого, беззащитного, большеглазого существа жизнь рабочих кардинально меняется. Спектакль даёт возможность задуматься над вопросами самоопределения, поиска своего места и предназначения. И о том, как важно оставаться сами собой.
В другом спектакле дуэта Шульгач-Разживайкина, «Крот, который мечтал увидеть солнце», тоже соединились люди и куклы: три шахтёра, почти вся жизнь которых проходит под землёй – и кроты. Кроты в спектакле (они показаны с помощью кукол) верят в древнюю легенду о том, что солнце – их злейший враг. Подкрепляют эту слепую веру ежевечерние киносеансы (которые нельзя пропускать), где подробно рассказывается, как именно светило убивает и почему нельзя выходить на поверхность земли днём. Среди кротовой братии есть один, который, несмотря ни на что, мечтает увидеть солнце. В своей вельветовой курточке и защитных очках с широкими окулярами, он бесконечно милый... И одновременно – сильный, полный спокойной уверенности. Этот Крот искренне не понимает, почему все идут строем и боятся солнца, ведь его никто не видел. И не призывая к бунту, просто следует за своей мечтой. Рассвет в финале увидят и три шахтёра, с которых всё началось и которые рассказывали – друг другу и зрителям – эту историю.
Спектакли Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной, не похожие один на другой, схожи тем, что не устраивают «революцию», не претендуют на небывалое новаторство. Однако режиссёры спокойно и уверенно идут своим путём, формируют свой язык, своё отношение к поднимаемой теме. Они не боятся быть непонятыми взрослыми или детьми, оставаясь одинаково открытыми и доступными всем возрастам. Помогает им в этом сложившаяся команда: композитор Алексей Чуканов и художник Мария Клочьева. С ними Алексей Шульгач и Диана Разживайкина обсуждают будущий спектакль, предоставляя им потом свободу для собственного решения. Что касается музыки, то, как правило, Диана Разживайкина точно знает, какая должна быть музыкальная партитура спектакля, основываясь на своих чувствах и ощущениях. Способность композитора Алексея Чуканова перенести замысел с языка ощущений на математически точный язык звуковой партитуры рождает динамичное, осмысленное, живое музыкальное сопровождение, которое не просто дополняет или иллюстрирует происходящее, но, наряду с куклой, объектами и сценографией, становится ещё одной важной смысловой и эстетической составляющей.
В 2009 г. окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности «Режиссер драматического театра, педагог».
В 2014 г. окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, факультет театра кукол, мастерскую Александра Стависского.
2013-2018 гг. – актриса Большого театра кукол и театра Karlsson Haus.
С 2015-2017 гг. – актриса театра «Музей плюс Театр» при музее Анны Ахматовой (под руководством режиссёра Светланы Озерской).
С 2021-2022 гг. – режиссёр театра «Кот Вильям».
Как режиссёр, совместно с Алексеем Шульгачем, поставила спектакли «Русалка» по мотивам одноимённого произведения Александра Пушкина в Санкт-Петербургском государственном кукольном Театре Сказки, а также «Фабрика слов» по Аньес де Лестрад в «Театре у Нарвских Ворот».
Лауреат Премии «Золотая Маска-2021» за работу режиссёра в спектакле «Крот, который мечтал увидеть солнце» (Театральная корпорация «Кот Вильям», Санкт-Петербург). Номинант на премию «Золотая Маска-2022» за работу режиссёра в спектакле «Русалка» (Кукольный Театр Сказки, Санкт-Петербург).
Для нас нет кардинальной разницы, когда мы ставим детский и взрослый спектакли. Это мы ощутили, когда ставили «Русалочку». Внутренне ничего не меняется. Детские спектакли мы ставим и для взрослых тоже. Ребёнок – не глупый человек, всё прекрасно понимает. Поэтому главное – не делать «бебешканий», как в плохом бэби-спектакле. «Русалка» будет интересна и подросткам, просто там стоит ограничение 18+, и им нельзя на этот спектакль.