«Театр без любви – показушность и развлекалово».
Антон Калипанов, в тандеме с композитором Ольгой Шайдуллиной создавший театр кукол «Таратумб», – из тех режиссёров, которые стремятся выйти за рамки жанра, расширить границы и возможности театра кукол. Также для них важно не терять связь с сегодняшний днём, сегодняшним зрителем. Процесс создания спектаклей Антоном Калипановым и его командой – это всегда эксперимент плюс подробные детали плюс глубокое погружение в материал. Не всегда за основу берётся конкретное литературное произведение. Это могут быть легенды восточных народов или документальные истории. Так, спектакль «Аленький цветочек» появился в 2016 году после экспедиции по Архангельской области и поездки на Соловки. Под впечатлением от особенностей этого края, а также от традиционной игрушки русского Севера были придуманы и созданы оригинальные деревянные куклы и декорации. В определённые моменты спектакля юные зрители взаимодействуют с ними, попадая то на русский двор, то на ярмарку, то в волшебный лес.
Иначе построен спектакль «Гадкие лебеди» по мотивам повести братьев Стругацких. Здесь в театр кукол проникают цифровые технологии. Художник Сергей Февралёв при участии медиа-инженеров Евгения Афонина и Яна Калнбернзина разрабатывает GIF-куклы. Сложнейший по технической части спектакль ставит перед зрителями вопросы: какое отражение повседневная, привычная нам реальность может обрести в виртуальном пространстве, и нужны ли такие эксперименты; как происходит трансформация личности и как эти перемены влияют на её взаимоотношения с социумом; куда научно-технический прогресс может привести человечество.
Спектакли Антона Калипанова преодолевают стереотип о том, что театр кукол – только для детей. В особенности это происходит на спектакле «И дольше века длится день…» по роману Чингиза Айтматова, созданном в Музее истории ГУЛАГа. История семьи Абуталипа Кутыбаева, волею судьбы заброшенной в станционный поселок казахской степи в 1953 году, рассказывается с использованием музейных экспонатов – вещей, собранных в экспедициях по местам бывших лагерей. За каждым предметом – жизнь человека. В этом спектакле документальное искусство говорит языком театра кукол, а театр кукол, метафоричность которого позволяет иногда обойтись вообще без слов, здесь выводит на первый план текст и тех, кому он принадлежит.
Удивительные превращения происходят в спектаклях Антона Калипанова с привычными, бытовыми вещами. Рядом с куклами, выполненными в технике папье-маше, – переосмысленные предметы из повседневного обихода: цари в «Сказке о богатыре Кахрамоне» – это кувшины, в роли див – дуршлаги, в «Легенде о драконах» в качестве кукол используются щётки. Эти простые, но осмысленные превращения попадают в благодатную почву – в сознание детей, которые, придя домой, поставят из обычных предметов уже свой спектакль.
Рядом с традиционными куклами из папье-маше со скелетом внутри, театр «Таратумб» создаёт и более сложные варианты. Например, самофиксирующиеся марионетки со сложным шарнирным механизмом, максимально приближенные к внешности человека (их для спектакля «И дольше века длится день…» создал Виктор Никоненко). В спектакле «На краю Африки» по сказкам Сергея Козлова (идея Ольги Шайдуллиной) Антон Калипанов выступает в качестве актёра, играет Ёжика – и управляет куклой на запястье с полной механикой оживления (уникальная разработка, созданная Владимиром Захаровым в 90-е годы прошлого века). Работа с ней требует постоянного тренинга и особого мастерства.
Во всех спектаклях Антона Калипанова актёр и кукла существуют на равных, что само по себе не ново (размытие границ между куклой и человеком повсеместно наблюдается в театре кукол ещё с 60-х годов). В «Таратумбе» этот приём обогащается постоянным переходом с момента, когда кукла – ведущая, на выход актёра на живой план. Это не нарушает целостности спектакля и попадает в юного зрителя, привыкшего к быстрому переключению внимания. С одной стороны, это делается осознанно, с другой – с учётом требований меняющегося мира и ускоряющихся темпов жизни.
Нижегородское театральное училище им. Е. А. Евстигнеева.
По окончании театрального училища был приглашен Вячеславом Всеволодовичем Кокориным в труппу нижегородского ТЮЗа. Через год в этот же театр в качестве музыкального руководителя была приглашена Ольга Шайдуллина. И несколько лет работали здесь, пока не случилась нашумевшая история с «голодовкой» и отставкой художественного руководства.
Дальше благодаря продюсеру Павлу Милославскому стали возможны частные проекты. Первые кукольные спектакли были сделаны в камерном зале киноцентра «Рекорд» в Нижнем Новгороде. В 2010 году переехали в Москву. Благодаря поддержке Татьяны Лукьяновой и Алексея Малобродского стали реализовывать свои спектакли в Москве. Кроме того, ставили спектакли в Томском театре «Скоморох», Нижегородском центре современного искусства.
В 2014 году после путешествия по Армении придумали названия для своего театра «Таратумб». Теперь под этим названием они играют спектакли на разных площадка Москвы и России.Режиссёр должен понимать с кем он разговаривает, например, мы не умеем ставить для 0+… Это пока для нас совершенно не «наша» территория.
Мы как раз сейчас работаем над двумя проектами, которые немного вскрывают эту тему. Пишем мюзикл с Женей Беркович для подростков, где бунт «против» всех, вдруг оборачивается для главного героя бунтом ради бунта, в «пекло» которого угождают и его близкие люди. И ближайшая премьера «Морж, учитель и поэт» по книге Артура Гиваргизова. Здесь странный на первый взгляд дедушка Михаил Михайлович, который живёт у северного Ледовитого океана, открывает, в казалось бы суровой природе и жизни маленькой деревни, своё уникальное счастье и красоту, от которой весь мир преображается.
Ребенок отличается от нас, взрослых, лишь нехваткой жизненного опыта, - сказал Корчак. Но в этом все и дело… в этом «лишь»… каждое впечатление его в театре, каждая минута это «лишь» его очень важный опыт. Опыт этот отличается от похода взрослого человека в театр. Его опыт слишком что ли «навсегда», поэтому и ответственность перед ним «навсегда».