За более чем 40 лет художественного руководства Российским академическим Молодёжным театром Алексей Бородин создал здесь место, пронизанное духом свободы. При нём не только сменилось название театра, но и появился новый вектор развития. Центральный детский театр со школьными культпоходами преобразился в Российский академический Молодёжный театр, где кипит жизнь и ставятся сложные вопросы бытия.
Алексею Бородину – как человеку, руководителю и как художнику – чужда несвобода. Всем своим существом он противостоит любой диктатуре, любому насилию, любому приспособленчеству и подстраиванию. Театр в понимании Бородина обязан быть свободным и открытым зрителям, которые могут здесь ощутить, что они не одиноки в своих переживания и радостях. Театр призван понять и принять противоречия жизни, увидеть за ними смысл, опираясь на ценности созидания и сотворчества.
В РАМТе создана атмосфера тепла, доброты и доверия: зрителя – к актёру, актёра – к режиссёру, режиссёра – к актёрам и зрителям. Двигателем творческого процесса является акцент на новые идеи и решения, эксперименты, постоянный творческий поиск – и максимально бережное, вдумчивое отношение к традициям. Важным для Алексея Бородина является диалог, обмен энергией создателей спектаклей со зрительным залом – энергией интеллектуальной, эмоциональной, душевно-духовной.
Обращаясь к зрительской аудитории, Алексей Бородин предлагает глубокие темы, не поверхностные. Например, поиск смысла существования – главный мотив трёхчастного спектакля «Берега утопии» по трём пьесам Тома Стоппарда. Герои пьес, объединённых чётко выстроенным сюжетом и авторским юмором, – русские мыслители, революционеры и писатели Бакунин, Белинский, Герцен, Огарёв, Тургенев. Три спектакля по три часа идут в один день с двумя большими перерывами. Так РАМТ приучает зрителя к напряжённому интеллектуальному созерцанию, к восприятию философской пьесы, в которой важны не только сюжетные линии и отношения между героями, но и их мысли, идеи, переживания. В своём драматургическом, можно сказать, исследовании Том Стоппард в изобилии включает в текст «интимные подробности» из жизни героев, но все эти факты являются лишь «прослойкой» между философскими, бытийственными, мировоззренческими смысловыми пластами повествования, которые всё же первичны.
Ещё один важный, знаковый для настоящего времени спектакль Алексея Бородина – «Душа моя Павел» по одноимённому роману Алексея Варламова о советском прошлом в его последнее десятилетие. Вышедший в 2018 году, роман с дистанции осмысляет «за» и «против» того времени. Обращаясь к этому тексту, Алексей Бородин предлагает свой взгляд на судьбу страны. И его взгляд оказывается гораздо более горьким, чем в романе. Зритель следит за судьбой Павла Непомилуева, юноши, потерявшего родителей, с детства жадного до чтения, но не наученного размышлять, опрометчиво уверенного в величии своей родины. Его путь от поступления на филфак, поездки на картошку в глухую провинцию до встречи со старшекурсниками, первой любовью и первым предательством – своего рода, инициация и пробуждение. Через историю Павла создатели спектакля формулируют важную для них мысль: быть заложником системы – губительно и невыносимо.
В 1968 году окончил ГИТИС по специальности «Режиссёр драматического театра» (курс Юрия Завадского и Ирины Анисимовой-Вульф).
С 1973 по 1980 год – главный режиссёр Кировского театра юного зрителя.
С 1980 г. – главный режиссёр, а с 1989 г. – художественный руководитель Центрального детского театра, сегодня – Российского академического Молодёжного театра.
Ставил и в других театрах: в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также за рубежом – в театрах Берлина и Рейкьявика.
В 1985 г. за постановку спектакля «Отверженные» награждён Государственной премией России.
За спектакли «Береника», «Наш городок» и «Дневник Анны Франк» дважды удостоен Премии города Москвы (1994 г., 2001 г.).
В 1997 г. награждён Орденом Дружбы. В 2002 г. – орденом Почёта.
В 2005 г. стал лауреатом международного театрального фестиваля «Радуга» (специальный приз им. З.Я. Корогодского «За строительство театра»), обладателем Театральной премии газеты «Московский Комсомолец» (за лучший спектакль сезона 2004-2005 – «Инь и Ян»), а также лауреатом Международной Премии К.С. Станиславского за вклад в развитие театральной педагогики.
В 2007 г. стал лауреатом премии «Чайка» в номинации «Патриарх» за вклад в искусство.
В 2008 г. получил премию «ЖЖивой театр» в номинации «Лучшая режиссура – мэтры» за спектакль «Берег утопии». На фестивале «Арлекин» удостоен премии «За великое служение театру для детей».
В 2010 г. – лауреат Премии города Москвы за режиссуру трилогии «Берег утопии», а также лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Музыка сфер»; награждён Памятной медалью «Патриот России» и Почётным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации», Памятной медалью в честь 150-летия со дня рождения А.П. Чехова «За большой личный вклад в развитие театрального искусства».
В 2011 г. Алексей Бородин награждён Премией Правительства РФ в области культуры за постановку трилогии «Берег утопии» по пьесе Тома Стоппарда, а также Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
В 2015 г. стал лауреатом Премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества (за вклад в развитие отечественного театрального искусства).
В 2017 г. Алексей Бородин награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие отечественной культуры, активную общественную деятельность, направленную на повышение уровня нравственности и толерантности в обществе, многолетнюю плодотворную деятельность.
В 2019 г. на Церемонии закрытия II Большого детского фестиваля Алексею Бородину вручена Премия «Легенда театра для детей и юношества».
В 2021 году за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность указом Президента РФ Алексей Владимирович Бородин награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также специальной премией «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
В 2022 г. – лауреат Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь, достоинство и служение зрителю».
Преподавательская деятельность
С 1971 года преподаёт в Российской академии театрального искусства. Среди его учеников Евгений Редько, Владимир Чуприков, Татьяна Весёлкина, Чулпан Хаматова, Михаил Полицеймако, Андрей Васильев, Елена Галибина, Татьяна Матюхова, Николай Рощин, Нелли Уварова, Иван Волков, Ирина Низина, Елена Шамова.
За успехи в педагогической деятельности отмечен дипломом и наградой Общественного фонда им. И.М. Смоктуновского.
Характерная особенность маленького зрителя – это доверчивость. Доверие к тому, что он видит, и тут очень важно найти правильное время для знакомства ребёнка с театром. Для совсем малыша спектакль в большом зале может быть стрессом. Мне кажется, стоит начинать с малых форм, которые очень важны в театре (в частности, мы в РАМТе этим активно занимаемся), а уже потом вовлекать ребёнка в зрелище на большой сцене.
Я уверен, что ребёнка нельзя заставить, можно только увлечь. И для этого, прежде всего, детям нужно дать возможность прийти в театр. Не заставить, а заинтересовать театром, и уже здесь они, конечно, должны получить что-то очень увлекательное.
Театральность в самом высоком смысле слова хороша тогда, когда она заразительна. И заразить надо с самого начала, причём не заигрывая (это дети моментально чувствуют) или, наоборот, поучая, а разговаривая на равных. Если мы, взрослые люди, которые делают театр, по отношению к юным зрителям искренние по-настоящему и относимся к ним с уважением, с интересом, тогда да, дети могут полюбить такой театр.
Какой ребёнок сейчас считает себя ребёнком? В 8-9 лет человек уже многое понимает, слово «детский» может его отпугнуть. Знаю по своим внукам, что ребятам в этом возрасте хочется быть приобщёнными к большой, взрослой жизни. И да, на мой взгляд, настоящие произведения искусства не имеют возраста.
Единственное, что мы должны сделать (и всегда это говорю) – защитить детей от пошлости и жестокости, потому что их никак нельзя культивировать и насаждать.
Театр даёт возможность настоящего живого контакта – ради этого он и существует. Поэтому, мне кажется, мы можем затрагивать любые темы. Конечно, важно говорить о том, что никакое время не отменяет такие понятия, как честь, достоинство. «Береги честь смолоду» – недаром написал нам Пушкин в «Капитанской дочке». Но главное, на мой взгляд, в театре, – чтобы молодое поколение могло увидеть на сцене живое и настоящее, и потом – ответную реакцию в зале, и опять на сцене. Это взаимодействие очень важно.
В работе над детскими и взрослыми спектаклями отличий нет, тем более разительных. Их и не может быть, если мы хотим, чтобы ребёнок встретился с произведением искусства. Ведь со своими детьми и внуками мы не сюсюкаем и не поучаем их, а находим какие-то формы, чтобы поделиться своим опытом, какие-то общечеловеческие понятия. Важно, чтобы дети чувствовали, что с ними разговаривают наравне. Как только начнёшь фальшивить, они моментально почувствуют, а любая подстройка под зрителя – сразу фальшь.