Театр, которым занимается Анна Иванова-Брашинская, исследует метафизические отношения в мире – отношения между человеком и чем-то бо́льшим, между живым и неживым, между актёром и предметом, актёром и тенью. И, конечно, актёром и куклой – «пограничником» между реальностями, который знает больше, чем человек, обладает знаниями о том, что лежит за пределами жизни и обычного восприятия.
Каждый спектакль Анны Ивановой-Брашинской – это экспедиция в неизведанное, путешествие, в процессе которого осуществляется поиск ответов на глубинные вопросы бытия. Ожившие предметы, материи и выразительные кукольные образы в спектаклях Анны Ивановой-Брашинской своим соприкосновением рождают глубокие, метафоричные, философские истории, которые захватывают зрителей – и детей, и взрослых.
К сказкам, которые ошибочно считаются лишь атрибутом детства, Анна Иванова-Брашинская обращается как к тексту, придуманному не для детей, но для всего человечества. Архетипичный, образный текст сказок, родственный архаическим мифам, помогает взрослым ориентироваться в мире – осмыслять своё прошлое и его влияние на настоящее и будущее. Постановки сказок Анной Ивановой-Брашинской – это больше, чем просто театральное представление для детей. Это мир, в котором появляется возможность для зрителя справиться с тем, чего он не знает, получить ответы на вопросы о смысле жизни, о том, как вообще жить, взаимодействовать с реальностью, вести себя в ней. Такой театр даёт механизмы пристройки к реальности, с которой мы находимся в сложных отношениях.
Актёры в спектаклях Ивановой-Брашинской обладают, кажется, магическими способностями, которые позволяют им не только одухотворять безжизненных кукол, но и управлять стихиями оживлять предметы. В проекте «Метео» Вильнюсского театра «Леле» обычные вещи приобретают значение символов и проживают удивительную сценическую жизнь: ржавые обломки газовой плиты или дверца от холодильника становятся машиной времени, куклы и предметы оживают. Материалы, вода, песок олицетворяют природу, которую человек подвергает разрушительным экспериментам, уничтожая одушевленную стихию.
Преображение переживают предметы в спектакле «Паровозик», который Анна Иванова-Барашинская поставила в Красноярском театре кукол. Частями игровых объектов стали старые жестяные банки и коробки, кинохлопушкой – щипцы для вытаскивания белья из кипящей воды, ветряной мельницей – спаянный шумовки и половники. Судья в спектакле сделан из старого таза и детских ботиночек на пружинках и похож одновременно и на черепаху, и на паука. Сам Паровозик, сбежавший из своего тихого, маленького городка в большой мир, составлен из кофейника, тостера, термоса. Пронзительным взглядом почти человеческих глаз он смотрит вдаль, в сторону своей мечты. Предметы, знакомые по домашнему быту, детские игрушки, музыкальные инструменты – все объекты провоцируют игру. Актёры не говорят за кукольного героя, не транслируют его мысли и переживания. Они играют с предметами, как дети.
Спектакли для детей, в особенности бэби-спектакли Анна Иванова-Брашинская ставит… не как спектакли. Процесс таков что постановка должно стать событием – для детей, для взрослых, для артистов. Суть этого события – во встрече. В том, что родитель, взрослый, видит своего ребёнка, а ребёнок видит родителя, но идёт не к нему, а в другую сторону – туда, где происходит что-то интересное. Событием для взрослого становится момент наблюдения за своим ребёнком, за тем, как он самостоятельно познаёт этот мир, как он с ним вступает во взаимодействие. И речь не об абстрактном мире, а о мире искусства, в котором ребёнок становится полноправным участником. Точнее соучастником. Он соприсутствует, содействует, прислушивается к тому, что происходит вокруг него, и сам решает, как ему на это откликаться, хочет ли он в этом участвовать. Такое глубокое, деликатное общение между актёрами и зрителями, отсутствие какой бы то ни было «четвёртой стены», происходит в бэби-спектаклях Анны Ивановой Брашинской. Среди них – золотомасочные «Разноцветные сказки» (Екатеринбургский театр кукол), участник «Детского Weekend’а «Золотой маски» и фестиваля «Арлекин» «Мой волшебный носок» (Красноярский театр кукол), «Кубики» для детей с 10 месяцев до 2,5 лет (Театр кукол Республики Карелии).