|
Подать заявку на БДФ Питчинг
19.12.2023

«Люди должны рассказывать свои истории другим. Иначе мы задохнёмся»

Екатерина Сырцева , 19.12.2023 , Недоросль
Екатерина Сырцева – о режиссёрской лаборатории «Эхо-БДФ» в Махачкале

В заголовке – фраза из книги Фредерика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». Она – словно формула спасения. От одиночества, боли, страха. Хотелось бы верить, что умение рассказывать друг другу истории, умение их слушать и слышать, поможет спастись и от агрессии, злости, насилия, переполняющих мир… После режиссёрской лаборатории, которая в начале декабря прошла в Махачкале, появился повод думать, что да, поможет. И театр играет в этом ключевую роль.

Лаборатория проводилась в рамках региональной программы Большого детского фестиваля «Эхо-БДФ» (уже девятой в этом году). На этот раз – в Дагестане. Площадкой для творческой работы стал Республиканский Русский драматический театр им. М. Горького. Его директор Тимур Магомедов сам предложил дирекции БДФ тему лаборатории – буллинг.

По поиску «Махачкала буллинг» выпадают сотни заголовков о подростках, пытавшихся покончить жизнь самоубийством из-за травли, об издевательствах в школе или домогательствах по интернету. Видеоролик, где две девушки избивают девочку подростка из-за случившегося между ними конфликта, просто обездвиживает. Как и новости о школьнице, которая пришла с оружием в школу в Брянской области и застрелила одноклассницу. Проблема школьной травли и её последствий актуальна на территории всей страны, не только в Дагестане.

Как об этой проблеме говорить театру? Как не спекулировать на злободневности, не уходить в токсичность и жалость? Может ли театр по-настоящему помочь тем, кто становится жертвой, и достучаться до тех, кто оказывается агрессором? Может ли залечить «поломки» в душе тех и других?

Спектакль «История бабушкиных писем, рассказанная Эльсой, которой почти 8 лет»


Эскиз, поставленный во время лаборатории Филиппом Гуревичем, даёт ответы на эти вопросы. И вместе с тем – надежду на то, что проблема разрешима. Режиссёр не акцентирует внимание исключительно на буллинге. Через юмор, игру, ненавязчиво и одновременно бережно он проводит зрителя в самые глубины души – к истокам проблемы.

В основе эскиза – повесть «Типа я. Дневник суперкрутого воина». Её автор, Ислам Ханипаев, родом из Дагестана, пишет о восьмилетнем Артуре, на глазах которого умирает мама (её сбивает машина). Отец пьёт и не интересуется ни сыном, ни жизнью. Так мальчик оказывается в приёмной семье. «Типа мать» и «типа брат» – так снисходительно называет он горячо любящих его людей, пусть и не родных по крови. Главный герой – ребёнок, выброшенный из привычного для него мира, маленький человек, который ищет ответы и свою внутреннюю опору. И, конечно, отца. Из-за вдумчивости, вынужденной взрослости восьмилетний Артёр кажется не таким, как все, за что становится жертвой издевательств. Пытаясь справиться с травлей, он придумывает себе супергероя Али, который помогает ему стать воином и встретиться с главным врагом – монстром Бахой...

Ислам Ханипаев талантливо рассказывает правдивую, эмоциональную историю, написанную от души. Эта история – человечная, и описываемые в ней переживания – общие для всех, а не чисто дагестанские. Филипп Гуревич берёт сюжет, использует все достоинства текста – и усиливает их режиссёрским решением.

Декораций почти нет. Вместо задника – освобождённая от занавесов арьерсцена – кирпичная стена, колосники, подъёмные механизмы, лестницы… Холодный, небезопасный, враждебный для ребёнка мир. В центре сцены – подиум, застеленный коврами – крохотный островок защищённости. Артура играет Данил Ганюшкин. К зрителям он обращается, как к собеседникам, – рассказывает, как потерял родителей, как их искал, как обрёл друзей, влюбился, подрался, разочаровался, боролся с трудностями... Второй важный персонаж – Али, выдуманный Артуром воин-великан, наставник мальчика. В спектакле это большая тряпичная кукла – без одежды, с чёрной шевелюрой и бородой. Голосом Али стал актёр Алексей Тимохин. Весь спектакль он сидит на сцене, справа, за маленьким столиком и как будто читает эту историю.

Спектакль «Типа я. Дневник суперкрутого воина»


Остальных персонажей – приёмных маму и брата Артура, его дядю, школьных друзей и врагов – играют Магомед Алиев, Марьям Магомедова, Арслан Загирбеков, Татьяна Сальникова. Способ их существования всё время меняется: приёмная мама то говорит отстранённым, механическим голосом, то разыгрывает драму (и временами пережимает); друзья и психолог – карикатурны, комичны; Гасан-Вонючка (страшный враг Артура) – острохарактерный и одновременно нелепый. Диалоги, передвижения по сцене сопровождаются постоянной сменой музыки, периодически начинает вращаться поворотный круг. Кукла-Али не очень умело управляется актёрами, а потом оказывается брошенной куда-то в сторону… Поначалу сложносочинённая конструкция спектакля вызывает ощущение хаоса. Всё мельтешит, ничего не складывается... Но только поначалу. Филипп Гуревич чередует эпизоды остросюжетной истории и внутренние переживания героя, динамика и тревога сменяются моментами, когда Артур остаётся один на один с самим собой – со своим внутренним голосом. Это чередование управляет вниманием зрителей: ироничные переключения, смена способов существования, эклектичная музыкальная подборка уводят от шаблонного восприятия и побуждают зрителей к внутренней активности.

Происходящее на сцене передаёт состояние ребёнка, который столкнулся с неподъёмными переживаниями. Который не ощущает поддержки и защиты, испытывает постоянную угрозу со стороны других детей. Который пережил страшную потерю и сейчас хочет только одного – найти хотя бы папу… И он его находит. В роли отца выходит уже знакомый нам Алексей Тимохин, который озвучивал придуманного Али. И всё сходится: монстр, к битве с которым наставник-фантазия готовил мальчика, злобный Баха, – это и есть его отец, Умарасхаб. Воин-великан до времени защищал мальчика от встречи с неприглядным прошлым: подсознание выталкивало воспоминания о том, кто на самом деле его отец, – потерянный, постепенно спивающийся человек. Али на время заменил мальчику папу, но Артуру придётся пережить свой главный бой со своим прошлым: встретиться с реальностью и принять её такой, какая она есть. Восьмилетний мальчик справляется с этим – осознаёт, что он – это и есть его родители, а его собственные дети будут им – и так бесконечно. Артур обретает себя через принятие близких, и это становится для него опорой. Он уже не боится быть не таким, как все, не боится школьных врагов, ведь они – такие же дети, со своими переживаниями и травмами.

О борьбе с внутренним страхом и обретении опоры через понимание внутри семьи – второй эскиз, «История бабушкиных писем, рассказанная Эльсой, которой почти 8 лет». Режиссёр Юлия Каландаришвили вместе с драматургом Анной Сафроновой рассказывают историю о девочке Эльсе, которая теряет единственного и лучшего друга – бабушку, умершую от рака. Прежде чем уйти из жизни, та оставляет внучке письма с посланиями для разных людей. А ещё делится своей неутомимой верой в то, что мир меняют не такие, как все.

Сцена почти освобождена от декораций – только белые коробки разного размера и форм. Историю рассказывают четыре актрисы, попеременно перехватывая друг у друга текст и… шарф. Обычный шарф, с помощью которого Эльса прячется от враждебного мира. В том числе от злых школьников, которые не дают ей проходу. От отстранённости мамы, которая развелась с отцом Эльсы и теперь ждёт второго ребёнка…

Справиться с миром девочке помогают воспоминания об эксцентричных выходках бабушки. А ещё её волшебные сказки. В какой-то момент она встречает героев из бабушкиных рассказов в реальности… Чем закончится история, эскиз не показывается, всё обрывается, как сон. Но основные темы успеют прозвучать – тема одиночества старшего поколения и одиночества детей, тема смерти как одного из регулярных событий в жизни. И, конечно, тема беззащитности ребёнка перед жестокостью мира.

Эскиз по материалу как бы детскому, но на самом деле сложному и глубокому возвращает и детей, и взрослых к исходной точке – в детство. Туда, где всё только начинается, где закладывается опыт, который во взрослой жизни будет либо опорой, либо помехой, если его не осмыслить. Эскиз предлагает обернуться назад и вспомнить, что мы чувствовали тогда, как смотрели на мир. И взглянуть на жизнь с позиции, которая ещё свободна от страхов и боли, искажающих реальность. Возвращаясь в детство, пусть и мысленно, заглядывая в «коробки» со своими воспоминаниями, можно поддержать себя, узнать, как лучше не делать, а что нужно сделать обязательно, как не бояться и как любить…

И Филипп Гуревич, и Юлия Каландаришвили ищут решение проблемы буллинга в семье, в необходимости восстановить или с нуля построить понимание между детьми и взрослыми. Социальные службы и карательные меры не помогут остановить насилие, если насилие исходит из семьи – физическое ли, эмоциональное... Если каждый заглянет в эту глубину, не побоится признать и принять – себя, своих родных и близких, свои страхи, – есть вероятность, что добро победит. Хотя бы в театре. Хотя бы на время спектакля…
Екатерина Сырцева
Материал на сайте издания